II Романовские чтения |
|
2009 г. |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
II Романовские чтенияИ. С. Наградов Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Единоверие в Костромской и Ярославской епархиях во второй половине XIX – начале ХХ вв.Одним из видов привлечения старообрядцев в синодальную церковь было, созданное в 1800 г., единоверие. В 1799 г. московские старообрядцы-поповцы – прихожане Рогожского кладбища – подали прошение митрополиту Платону о разрешении им иметь официально признанных священников. 27 октября 1800 г. Павел I, опираясь на мнение митрополита Платона, подписал указ о формировании единоверия – организационного отделения Русской православной церкви, проводящего службы по дореформенным обрядам. Священники единоверческих церквей были рукоположены в официальной церкви по дониконовским книгам, и совершали обряды, признаваемые староверами. Единоверческие священнослужители освобождались от обязанности участвовать в соборных молениях господствующей церкви, в крестных ходах, где служба велась по новым обрядам. При этом единоверцы были подчинены суду по духовным делам архиереям господствующей церкви. Переходить из православия в единоверие было категорически запрещено. Таинства, совершенные в единоверческой церкви признавались истинными (например брак православного и единоверца мог быть совершен по любому из обрядов). Единоверческие церкви получали метрические книги для записи актов гражданского состояния своих прихожан. Единоверческим священникам было приказано молиться за царя с семейством, а православным запрещено упрекать единоверцев в исполнении старых обрядов. 1 Указ императора Николая I от 19 декабря 1838 года еще раз подтвердил правила единоверия, а так же предупредил благочинных, что мешать единоверцам вести службу по старым обрядам не следует: единоверие рассматривается как мера расположения старообрядцев к правительству. 2 В 1877 и 1878 гг. на Нижегородской ярмарке состоялась встреча мирских лидеров единоверцев. На ней было составлено прошение в Синод о расширении прав единоверцев. Синод в 1881 г. пошел на уступки. Если раньше православному и единоверцу можно было только венчаться по любому из обрядов, то теперь можно было крестить детей от смешенных браков в любой церкви. Если ранее православный не мог перейти в единоверие, то теперь по прошествии 5 лет после уклонения в старообрядчество, человек мог перейти в единоверие с разрешения епископа. Православному разрешалось в экстренном случае принять причастие у единоверческого священника. Единоверцам было разрешено исповедоваться у православного священника и наоборот. А вот просьба о разрешении проводить крестные ходы и молится за царя по книгам первых пяти патриархов не была удовлетворена.3 Если говорить о всероссийской кампании по распространению влияния единоверия, то, безусловно, определенные успехи были. Так 24 июня 1865 г. в Московской Троицкой единоверческой церкви к единоверию присоединились епископы Онуфрий Браиловский и Пафнутий Коломенский, а с ними трое старообрядческих священнослужителей.4 А 25 февраля 1868 г. в Московском единоверческом монастыре присоединились к единоверию белокриницкие епископ Иустин Тульский, епископ Дмитровский Леонид и несколько беспоповских настав-ников.5 С стороны старообрядцев отношение к православию было двояким. Исполнение старых обрядов и отсутствие преследований привлекали в него старообрядцев. С другой стороны оно использовалось как формальная защита от притеснений с сохранением приверженности первоначальному вероисповеданию. Судя по имеющимся данным в Костромской губернии время активного строительства единоверческих церквей в местностях с большим количеством старообрядцев приходится на конец 1890-х – начало 1900-х гг. В этот период было построено 16 из 25 известных храмов.6 До этого единоверческие церкви появлялись довольно равномерно. Значительная их часть построена на средства Синода или с его участием. Проводником политики по распространению единоверия в губернии на рубеже веков был синодальный миссионер Ксенофонт Крючков. О ярославских единоверческих церквях нам известно меньше. Первая церковь появилась в Ярославской епархии в 1848 г в г. Ярославль за рекой Кото-росль в районе Большой мануфактурной фабрики.7 В 1854 г. в рамках общероссийской кампании были разгромлены беспоповские моленные в г. Романово-Борисоглебске. Многие старообрядцы после этого перешли в единоверие. Ак тивным агитатором в данном случае выступил городской голова Игнатий Андреевич Юрин. При поддержке губернатора А.П. Бутурлина он добился формирования единоверческого прихода в городе. На свои деньги он перестроил поповскую часовню, куда были перенесены около 90 икон из закрытых беспоповских моленных. В следующем году единоверцам была передана Архангельская церковь.8 В 1860 г. Синод по прошению ярославского епископа Нила выделил 300 рублей серебром на постройку единоверческой церкви в с. Великое Ярославского уезда.9 К 1859 г. был построен единоверческий храм в с. СтароБорисовское Пошехонского уезда.10 В 1867 г. открыта единоверческая церковь в с. Колодине Пошехонского уезда.11 В 1860-е гг. возникло единоверческое училище при Архангельской единоверческой церкви в Романово-Борисоглебс-ке. Помещение училища было устроено при храме и содержалось церковным старостой купцом Дмитрием Дехтяревым. Староста получал на это от городской думы деньги. В школе в 1868 г. обучалось 20 мальчиков и 6 девочек, и вновь поступило 5 мальчиков.12 В 1880 г. проект епископа Ионафана об открытии еще одной ярославской единоверческой школы был утвержден Синодом. Новое начальное училище расположилось при Вознесенской единоверческой церкви в с. Колодине Пошехонского уезда. Дети единоверцев должны были изучать закон Божий, чтение по церковным и гражданским книгам, письмо, четыре действия арифметики, а так же крюковое пение. Обучение в школе было бесплатное.13 Таким образом, волна активности по созданию единоверческих приходов имела место на рубеже 1850–1860-х гг., что связано с деятельностью епископа Нила, направлявшего в Синод многочисленные прошения о постройке церквей. К 1914 г. в Ярославской губернии существовало как минимум шесть единоверческих церквей: две в Романово-Борисоглебске, в с. Колодине Пошехонского уезда, в с. Мещерское Любимского уезда, в Ярославле и в с. Старое Пошехонского уезда. Священников для них не хватало: в двух церквях Романово-Борисог-лебска и в с. Старое служил благочинный единоверческий священник Александр Понгильский.14 Общее количество единоверческих церквей в Ярославской и Костромской губерниях было средним (в Уральской области, например, их было более 80). В Костромской губернии в Макарьевском уезде имелся один монастырь – Третьеклассный Высоковский Успенский единоверческий. До 1800 г. на его месте располагался старообрядческий скит. Основатель и руководитель скита инок Герасим перешел в единоверие и стал первым настоятелем. В монастыре постепенно появилось 4 церкви. К 1868 г. ему принадлежали два участка строевого и дровяного леса. Кроме того, имелось почти 60 десятин пахотной и сенокосной земли. Еще была мельница, приносившая доход до 150 рублей в год. А вместо положенных монастырю рыбных угодий, казна выплачивала братии 114 рублей 24 копейки компенсации ежегодно. Капитал монастыря, составленный из пожертвований, равнялся 15350 рублям.15 Кроме того, монастырь с 1829 г. получал от казны 799 рублей 26 копеек.16 Братия заштатной пустыни, преобразованной из скита в 1820 г., состояла из 17 человек, включая настоятеля. В 1829 г. пустынь получила статус трехклассного монастыря, и количество братии выросло до 30 человек.17 Не позднее 1855 – 1856 гг. настоятелем монастыря был иеромонах Иосиф. В 1857 г. им стал иеромонах Афанасий. В 1858 г. должность настоятеля занимал архимандрит Арсений. 1859 – между 1865 – 1868 гг. – время пребывания на посту игумена Иоанна.18 В 1868 г. настоятелем числился иеромонах Модест.19 1877 – не ранее 1883 гг. настоятелем был иеромонах Косьма. В 1891 г. настоятелем был уже иеромонах Иоанн. Он был вольноотпущенным крестьянином князя Волконского д. Мурашкино Княгининского уезда Нижегородской губернии. В 1848 г. восемнадцатилетним юношей он поступил в монастырь и через 10 лет постригся в монашество.20 Это последний из настоятелей, о котором нам что-либо известно. Но с именем игумена Иоанна связаны интересные события, позволяющие раскрыть отношения внутри монастыря. В 1864 г. на игумена Иоанна стали поступать жалобы от братии. Игумен обвинялся в растрате монастырских денег, в частых поездках за казенный счет. А в мае 1864 г. настоятель «возвращаясь из Крестовоздвиженского женского монастыря … бывший довольно нетрезв, решился посадить на свою повозку двух лиц женского пола сомнительного поведения…. Келейник с ним бывший послушник Никанор, то же бывший нетрезвым, остановивши коней, вытащил его, настоятеля, из повозки за волосы и бил его довольно…». Еще Иоанн обвинялся в том, что 15 октября 1864 г. бросил монастырь на произвол судьбы и уехал в Пучеж. Во время его отсутствия трое наемных работников подрались с послушниками и затем долго буянили за оградой. Наконец, настоятель обвинялся в том, что часто ездит к неким девицам в д. Вершинино. Эти девицы Ульяна и Прасковья Васильевы часто прибывают с ним в монастырь на лошадях, а назад отправляются с обильной провизией из братских кладовых. Так из докладов иеромонаха Афанасия и иеродиакона Иоанна вырисовывается обескураживающая картина полной разрухи и хаоса, царящих в монастыре. Назначенная для расследования инцидентов комиссия во главе с игуменом Макарь-евского Успенского монастыря Платоном опросила свидетелей и пришла к следующим выводам. Монастырские деньги находятся в сохранности. Игумен Иоанн действительно взял по дороге двух женщин, старушку и девушку, которые были родственницами послушника, но при этом все они были трезвы и драки не было. В монастыре действительно происходили противоправные действия. Во время отлучки настоятеля трое наемных рабочих сняли с пришедших к одному из послушников женщин шубу и платок. Продав вещи, они пропили деньги вместе с их владелицами. Так же они принесли вино иеромонаху Афанасию по его просьбе. Братия собралась и выставила хулиганов за стены монастыря. По приезду игумена работники были уволены. Прибывающие в монастырь с игуменом девицы оказались немолодыми женщинами, стирающие белье за плату продуктами. Кроме того, их родители были похоронены на монастырском погосте и они часто приходили на их могилы.21 Находясь во главе монастыря около 10 лет, игумен вел постоянную борьбу с Афанасием и Иоанном. Вражда началась с того, что игумен по распоряжению епископа сломал ветхую келью, завещанную прежним настоятелем этим инокам.22 Кроме того, Иоанн сам метил на место настоятеля, а Афанасий часто выпивал, за что его не любил игумен. Сам же игумен Иоанн, несмотря на козни двух монахов, многое сделал для монастыря. Под его руководством была приведена в порядок библиотека, улучшена мельница, перестроена плотина. Многие здания внутри монастыря были выкрашены, побелены, отремонтированы. Были построены конюшня, ко-ровня, баня, прачечная. В результате монастырь стал обладателем приличного стада: 7 лошадей, 16 дойных коров, 2 быков, 3 полуторагодовалых телок, 1 бычка, 4 телок и бычка «прошлой зимы».23 И со всем этим хозяйством управлялись 1 игумен, 12 монахов, 15 послушников и 4 работника по найму.24 Комиссия рекомендовала выслать Афанасия и Иоанна из монастыря.25 Являясь одним из средств борьбы синодальной церкви со старообрядчеством, единоверия развивается неравномерно как во времени, так и пространстве. В Ярославской епархии.
Примечания 1 Единоверие // Старообрядчество: Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 47. 2 Разумовская О. В. Старообрядчество в политической и экономической жизни Владимирской губернии XIX – начала XX вв. Дис … к.и.н. 07.00.02. М., 2002. С. 46–47. 3 Высочайше утвержденное определение Святейшего Синода о дополнении некоторых пунктов правил единоверия // Ярославские епархиальные ведомости. 1881. 14. ноября. ¹ 46. Ч. офиц. С. 365–367. 4 Обращение в православие старообрядческих архиереев // Ярославские епархиальные ведомости. 1865. 17 июля. ¹ 25. Ч. неофиц. С. 239–240. 5 Присоединение к православию старообрядцев // Ярославские епархиальные ведомости. 1868. 23 марта. ¹ 12. Ч. неофиц. С. 101–102. 6 Подсчитано нами на основании: Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии: справочная книга. Кострома : Изд. Костром. епарх. ведомостей. Кострома : Костром. губерн. тип., 1911. С. 398–406; ГАКО, ф. 132, оп. 1, д. 1240, л. 2; Зубарев Е. Беглый дьячок // Костромские епархиальные ведомости. 1907. 1 июля. ¹ 13. Ч. неофиц. С. 434. 7 Троицкий И. Ереси, расколы и отступления от устава церкви, бывшие с существующие в Ярославской епархии // Ярославские епархиальные ведомости. 1864. 8 августа. ¹ 32. Ч. неофиц. С. 323. 8 Мизеров А. Единоверие в г. Романово-Борисоглебске (краткие исторические сведения) // Ярославские епархиальные ведомости. 1883. 14 мая. ¹ 20. Ч. неофиц. С. 153–160. 9 Распоряжения правительственные // Ярославские епархиальные ведомости. 1860. 5 ноября. ¹ 3. Ч. офиц. С. 221. 10 Распоряжения правительственные // Ярославские епархиальные ведомости. 1860. 7 мая. ¹ 4. Ч. офиц. С. 22. 11 Мизеров А. Единоверие в г. Романов-Борисоглебске (краткие исторические сведения) // Ярославские епархиальные ведомости. 1883. 2 июля. ¹ 27. Ч. неофиц. С. 209–213. 12 Известия и объявления. О состоянии училища при Архангельской единоверческой церкви // Ярославские епархиальные ведомости. 1868. 27 июля. ¹ 30. Ч. офиц. С. 246–247. 13 Распоряжения правительственные // Ярославские епархиальные ведомости. 1880. 30 июля. ¹ 3. Ч. офиц. С. 241–242. 14 ГАЯО, ф. 230, оп. 3, д. 3290, л. 1–6 об. 15 Памятная книга Костромской епархии. I отдел. Кострома, 1868. С. 108–109. 16 ГАКО, ф. 131, оп. 1, д. 143, л. 118 об. 17 Памятная книга Костромской епархии. I отдел. Кострома, 1868. С. 109. 18 ГАКО, ф. 131, оп. 1, д. 143, л. 118 об. 19 Памятная книга Костромской епархии. I отдел. Кострома, 1868. С. 59. 20 ГАКО, ф. 131, оп. 1, д. 227, л. 55 об. 21 ГАКО, ф. 131, оп. 1, д. 215, л. 1–58. 22 ГАКО, ф. 132, оп. 1, д. 1344, л 1–5. 23 ГАКО, ф. 131, оп. 1, д. 215, л. 23, 55. 24 ГАКО, ф. 131, оп. 1, д. 143, л. 73. 25 ГАКО, ф. 131, оп. 1, д. 215, л. 58 об. © И. С. Наградов, 2009 II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, 26 - 27 марта 2009 года / сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |