II Романовские чтения |
|
2009 г. |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
II Романовские чтенияЮ. И. Сидоренко Костромская государственная сельскохозяйственная академия Исторический потенциал православия
Варлам Шаламов. В 20-й век Россия вошла как крупнейшая православная держава. В стране активно функционировали десятки тысяч церквей, сотни монастырей. Ежедневно осеняли себя крестным знаменем десятки миллионов людей. Через 60 лет Россия уже была страной массового атеизма. Еще через 60 лет мы опять стали православной страной. Что будет еще через 60 лет, тем более, как мы все знаем, в России возможно все? («И нет истории страшней, безумней, чем история России». Варлам Шаламов). Причем вопрос стоит не только и даже не столько о будущих судьбах православия, сколько о судьбах России вообще. Всякая развитая религия обладает огромными возможностями через человеческие души (психологию) воздействовать на нравственные, политические, социальные, экономические и другие стороны жизни широких масс. Совершенно очевидно, что с состоянием веры (в том числе доверия к вере), связана духовная мощь народа, его трудоспособность, готовность к защите своих святынь, на первом месте среди которых, конечно же, Отечество, производительность труда, демографические показатели, степень криминализации общества, уровень алкоголизма и наркомании и т.п. Религия, в особенности православие в России, играет такую важную роль, что дело церкви не может быть, делом только церкви. Можно сказать даже шире: христианство слишком важно для русского народа и для России в целом, чтобы доверять его только христианам, даже в лице его главных иерархов и теоретиков. Ныне, в период «второй христианизации Руси», общество вправе задать вопрос, способно ли и в чем православие, на которое затрачивается сейчас огромные государственные средства и под которое переделывается вся государственная идеология, выполнить возложенные на него задачи? Не будет ли в конечном итоге больше вреда, чем пользы? Не войдут ли в обиход межконфессиональные схватки в нашем обширном, наполненном огромным количеством социальных, экономических, национальных и прочих противоречий обществе? Насколько на самом деле христианство привлекательно для широкой массы нашего населения, состоящего ныне из людей высокого образовательного и культурного уровня? Не проиграет ли наше общество из-за массовой замены христианской идеологией традиционных государственных идеологических ценностей? Не оглупим ли мы множество людей, призывая их к той вере, которая весьма искусственно создавалась в Палестине на протяжении примерно со 2-го века до н. э. до примерно 4-го века н.э.? Не превратится ли просвещенная Россия в клерикальное государство, в котором Евангелие и Псалтирь будут настольными книгами для огромного числа широко мыслящих в прошлом людей? Не случайно атеистически думающие представители нашего общества уже требуют воспрепятствовать «погружению России в ночь средневековья». (Эти мысли, в частности, активно проводились в известном письме группы выдающихся ученых страны во главе с Нобелевским лауреатом Жоресом Алферовым Президенту Российской Федерации В.В.Путину). Чтобы ответить на эти и другие близкие по смыслу вопросы, необходимо определить, прежде всего, почему сложилась столь благоприятная обстановка для возрождения православия в стране? Первая, политический причина, сразу же бросается в глаза. Пришедшие к власти после мгновенного позорного исчезновения КПСС политические силы, не имевшие поначалу никаких особенно понятных народу преимуществ, сразу же набрали немалый политический капитал, вернув народу веру. Люди получили право безбоязненно молиться, посещать храмы, крестить детей, заключать церковные браки, совершать отпевания умерших и т.д. Быстро были открыты и освоены приемы «демонстративной веры» (манера ни к месту и не ко времени осенять себя крестным знаменем, носить крестики всех форм и размеров прямо на верхней одежде и т.п. Для части населения, особенно молодежи, актеров и поэтов, большей частью посредственных, и других алчущих внимания «почтеннейшей публики» представителей богемы это давало возможность обратить на себя внимание рассказами о своих страданиях «за веру» в бывшем комсомоле, показать свою неординарность, смелость, в общем «засветиться». Через короткое время эта «показушная» вера стало модой. (И что бы по этому поводу не говорили сами священнослужители, очень навредила настоящей вере как и всякое иное позерство и лицемерие). Для политических деятелей, особенно государственных чиновников разного уровня, демонстрация глубоких религиозных убеждений и, тем более, наличие личного духовника стало обязательным пропуском на лучшие места в новом обществе. (Совсем недавно и практически для тех же самых чиновников таковым был партийный билет члена КПСС). Другая причина столь ускоренной христианизации страны имеет более глубокий характер. Кровавый семидесятилетний «ленинский эксперимент» над Россией показал абсолютную несостоятельность коммунистического учения. Вера в коммунизм, которая так долго оправдывала безмерные усилия народа в борьбе за свое будущее счастье, рассыпалась в прах. Высшие ценности, выступавшие для каждого индивидуального сознания конечной основой мира, оказались абсолютно ложными. Людям стало нечем жить, не стало духовной пищи, которая для русского человека не менее, если не более важна, чем пища материальная. Вакуум в душах приводит к серьезным психическим и социальным сбоям (депривации, фрустрации, состоянию аномии). Безверие во все, когда, по словам В. Высоцкого «ни церковь, ни кабак, ничего не свято» крайне опасно для любого общества, тем более, для российского. Этнопсихологи хорошо знают, как опасен русский человек в своем яростном протесте («русский бунт, бессмысленный и беспощадный»). Он будет крушить не только действительных или мнимых врагов, но и самого себя. Русский, по словам А.П.Чехова, не любит жить. И ему ничего, начиная с самого себя, не жаль. Смерти русские, в такой форме и в такой степени, как это свойственно человеку западного менталитета, не боятся. Л.Н.Толстой очень верно сказал: «Страшно то, что ничего не страшно». Русского более всего надо оберегать от самого себя. Дубины и штыка здесь мало. Ему надо указать какие-то высшие духовные ценности. Для России, как показывает многовековая историческая практика, все же более всего подходит именно христианство как религия в его восточном варианте. Приходится иметь в виду и еще одни момент. Произвольное расчленение исторической России в девяностые годы 20-го века (носящей на тот момент название «СССР») и ликвидация КПСС ослабило нашу страну политически, экономически, подорвало оборонный потенциал в сотни раз. Были оборваны связи России со многими другими государствами, руководители которых очень дорожили дружбой с нами. И православие в настоящее время позволяет в той ли иной степени восстановить эти связи, потому что именно оно начинает все более представлять Россию за ее рубежами. И вот тут возникает главный вопрос наших дней, насколько действительно сильна вера в «нашу веру», на чем она базируется, насколько она надежна и долговечна? Чем православие может помочь России в решении очень трудных и опасных вопросов, которые как из рога изобилия высыпает на мир 21-й век? (По мнению ряда футурологов, 21-й век может оказаться последним веком жизни человечества, ибо уже начинают свое действие так называемые «механизмы самоликвидации» человечества как биологического вида, каковым оно по своей природе является). В целом авторитет христианства и буддизма в современном мире в отличие от ислама падает. В христианстве более полутора тысяч только рациональных ересей. После войны около двух десятков людей, в том числе женского пола (известная Мария Дэви Христос) объявляли себя Христами. В нашей стране по разным данным более миллиона сектантов. Все более громко раздаются мнения о необходимости преобразования православия с учетом психологии и уровня образованности современных россиян, о создании вообще новой религии. Рождаются предложения о поддержке экуменического движения, о сближении католицизма, протестантских учений и православия. Поднимается вопрос о необходимости изменении языка, на котором ведется богослужение и т.д. Пойдет ли русский народ как главный носитель православной веры на эти шаги? Будут ли они полезны русскому этносу? Не приведут ли они к гибели и самого православия, и русских как нации, и России как государства? Как известно, христианство принято Русью в 988 году (на 22 года позже, чем Польшей). Само христианство после разделения его в 1054 г. на Западное (католичество) и Восточное (православие) претерпело немало изменений. Католичество во многих странах эволюционировало в различные ветви протестантизма (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм, иеговизм и т.д.). Православие после реформы Никона в 17-м веке тоже потеряло единство. Если обратиться к первоистокам, христианство было предложено миру евреями Палестины. Были учтены библейские пророчества Исайи о будущем Мессии. Сыграли свою роль усвоенные ессеями легенды зороастризма еще шестого века до нашей эры о непорочном зачатии земной девы и рождении потом ею некоего богочеловека, мученическая и позорная смерть этого сына божьего с обязательным возвращением потом этого Мессии для наведения порядка на Земле. В Кумранских рукописях, написанных во второй половине второго–пер-вой половине первого века до нашей эры оказалось более тысячи фрагментов, которые позже были приписаны апостолу Павлу. Хорошо известно, как формировалось Священное писание. Филон Александрийский предлагал вообще воспринимать положения Библии символически. Споры о личности Христа не затихали вплоть до 4 века н. э. (а фактически продолжаются и сейчас в различных ересях и разного рода сектантских учениях). Например, ариане утверждали, что Христос был просто человеком, монофизиты, что он был только Богом, нестори-анцы полагали, что вначале он был человеком и лишь потом стал Богом). Основатель ислама Мухаммед (для которого Библия столь же священная книга, как и для христиан) в самом начале седьмого века нашей эры вообще объявил, «что нет Бога кроме Бога», а Иисус Христос всего лишь «святой Иса». Вдобавок нужно вспомнить, что в начале нашей эры велась отчаянная борьба христианства с гностицизмом, сочетавшим в себе множество заимствованных конфессиональных положений, с манихейством с его тезисом о том, что добро и зло (Бог и дьявол) равны по силе и с целым рядом других его активных врагов. Неизвестна даже точная дата рождения Иисуса из Назарета (есть мнение, что если такой человек действительно был, то дата его появления на свет где-то в 4-ом году до н. э. и дата смерти где-то в 30 году н.э.). Есть предположения о реальных земных родителях этого человека, о происхождении Иоанна Крестителя, о действительных биографиях евангелистов и их родственных связях и т.п. Не удивительно, что существует огромное количество высказываний самых авторитетных мыслителей и философов об иллюзорности религиозного сознания вообще и христианского, в частности. (Например, И.Кант утверждал, что «все выдуманные людьми религии – идолослужение», Н. Макиавелли, что «вера в Бога – абсурд», А.Эйнштейн, что «Библия – собрание детских сказочек» и т.д.). Однако речь сейчас идет не о рациональной критике религий, в частности, христианства, (хотя для определения будущности земных религий это очень важно), и даже не о степени достоверности их исторических посылок, а о том почему те или иные народы избирают для себя эти, пусть и «выдуманные» верования. Чтобы ответить на эти вопросы, следует вспомнить, почему русские приняли христианство, хотя имели свою исконную веру, причем довольно развитую? В чем корни столь долгой и сильной приверженности русских к православию? Почему нередко раздаются утверждения, что русский этнос создан православием? Какие черты русского народа сделали его приверженным не католицизму, не иудаизму, не исламу, не буддизму, а все же православию? (Хотя многие утверждают, что если бы Русь приняла католичество, и, тем более, позже – протестантизм, она не была бы столь «ленивой и отсталой», если бы русские стали мусульманами, они не пили бы горячительные напитки в таком количестве со всеми столь трагическими для жизни народа последствиями). Христос для русского – это, прежде всего, образец того нравственного поведения, который является естественным, генетически обусловленным поведением русского человека, константой его этнопсихологии. В Христе русский видит свой собственный нравственный идеал. (Хотя буддизм с его «восьмеричным» путем избавления от страданий в его собственно нравственной составляющей в определенной степени так же был бы полезен русским, тем более, что буддизм как и ислам не разрешает употребление горячительных напитков). В христианстве русского человека привлекает прежде всего, гигантский нравственный смысл гибели Христа: «положить живот свой за други своя». Русский человек по своим имманентным психологическим установкам также «предназначен» для жертвенного спасения не только и даже не столько себя, сколько других людей, народов, человечества в целом. Вера в Бога укрепляет дух сражающихся воинов. («Не в силе Бог, а в правде»). Вера в силу и «правильность» своего Бога делает армии непобедимыми. Разумеется, как и всякая вера, православие с его способностью тончайшего прикосновения к духовным струнам человека обладает важной терапевтической функций. Оно врачует больные души, помогает пережить потери, во многом позволяет смириться с традиционными «свинцовыми мерзостями» российской жизни, обещает воздаяние на небесах за справедливую, праведную жизнь и наказание за грехи земные. В социальном плане оно умеряет боль от обид, от несправедливого неравенства и притеснений, в политическом – провозглашает надежду на более сильную и праведную силу, чем сила земных владык («Но есть, есть божий суд, наперсники разврата, он недоступен звону злата и судьбы и дела он знает наперед...» М.Ю.Лермонтов). Это позволяет ему выполнять очень важные воспитательные и, прежде всего, нравственные задачи. Это одна из важнейших функций православия в наши дни. Ибо государство полностью отошло, а общество почти отошло от морального просвещения народа. Пока человек или народ ощущает себя несчастным, он не может жить без Бога. У православной веры есть и еще ряд положительных качеств. Поэтому патриоты России, даже вполне атеистических взглядов, поддерживают русское православие, потому что хотя бы здесь они видят нечто исконно русское, а не просто безмозглое копирование западных стандартов, сюжетов, форм и прочих клише так называемой западной культуры, чуждой в своей основе мировидению русского человека. Однако христианство в силу неразвитости нынешней государственной идеологии вынуждено брать на себя и «светские» задачи. И вот тут обнаруживаются его слабости. Православие, к сожалению, никогда не считало смертным грехом пьянство. Поэтому оно не может в полную силу противостоять этой опаснейшей социальной болезни современный России. Православие в отличие, например, от протестантизма никогда не возвеличивало труд (о чем говорил еще А.М.Горький). Ведь главное в православии – забота о спасении души. Призыв к смирению и терпению у многих убивает социальную энергию и мешает активной борьбе с пороками современного общества. Но всего требовать ни от какой конфессии нельзя. К сожалению, действительно серьезные неприятности могут подстерегать современное российское общество в связи с православием совсем с другой стороны. Русский человек никогда не был особенно религиозным, во всяком случае до изуверского фанатизма он в массе своей никогда не доходил. (По словам В.Г.Белинского, «русский мужик одной рукой молился, а другой почесывал задницу»). Более или менее глубоко верующих, регулярно посещающих церковь, по данным социологов, в стране около 10 %. Можно сюда добавить еще процентов 30 людей так или иначе периодически обращающиеся к Богу. Столько же у нас, как и в Европе «чистых» атеистов. Остальные верят в зависимости от «ситуации и состояния дел». (Например, на войне, как правило, все становятся верующими). Если условием успешной карьеры станет обязательное христианское вероисповедание, в том числе посещение церкви, как было, например, в дореволюционной России, мы увидим множество ханжей, лицемеров, новых Иуд, которые развратят наше общество и подорвут истинную веру. Вообще насильственное (в любой форме) приобщение людей, особенно детей к вере, может привести к тяжелым социальным эксцессам и даже кризисам. Например, если во всех российских школах действительно будут введен предмет «Основы православный культуры» (для которого надо будет подготовить 400 тысяч учителей), это не престо вызовет протесты огромного числа родителей (даже при традиционном «холуйстве» российской интеллигенции перед властями), но и обязательно вызовет межконфессиональные столкновения в школах, вузах, а то и на улицах. (Только мусульман у нас в стране 20–25 миллионов). Введение подобных предметов для представителей других конфессий только усугубит ситуацию. К тому же это нарушит Российскую Конституцию об отделении школы от церкви и обесценит «Основной закон» в глазах многих законопослушных людей. Настораживает процесс открытия сотен новых монастырей за последние годы. Не слишком ли это большая роскошь в стране, где так много голодных и бездомных, в стране, которая занимает 59-ое место в мире по уровню благосостояния своего народа? Слишком сильное сближение церкви с государством и государства с церковью представляет большую опасность для обеих сторон. Великие церковные иерархи прошлого (Патриарх Никон, Патриарх Тихон и другие) снискали себе высший авторитет в народе отнюдь не тем, что подпевали власть предержащим, а обличали их и боролись с ними. В противном случае, церковь кладет под топор истории свою голову рядом с головой государства. И если государственная власть каким-либо образом будет наказана, это бесконечно уронит авторитет православия. И мы снова рискуем увидеть разоряемые храмы и убиваемых священнослужителей. (В европейской истории это, увы, довольно заурядное явление). Все должно быть в меру или хотя бы на уровне здравого смысла. Когда–то главный богоборец России – В.И.Ленин в своей знаменитой статье «О значении воинствующего материализма» провозгласил необходимость теснейшего союза философов-материалистов и атеистов. Та ситуация, в которую попало современное российское общество, требует иной постановки вопроса. Желателен союз философов и священнослужителей, союз нерелигиозных людей и верующих для наиболее эффективного достижения общих целей нашего государства. © Ю. И. Сидоренко, 2009 II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, 26 - 27 марта 2009 года / сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |