Нищенствующие ордена |
|
- |
РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Нищенствующие орденаНищенствующие ордена - монашеские ордена, уставы которых требуют от их членов обязательного соблюдения бедности в духе первоначального христианства, отречения от любого имущества, существования на подаяние. К нищенствующим орденам принадлежат: францисканцы, доминиканцы, августинцы, кармелиты, капуцины и некоторые другие. Первоначально нищенствующие ордена создавались в знак протеста против образа жизни и роскоши церковных иерархов. Нищенствующие ордена стремились во всем следовать примеру апостолов Христа, несших его учение людям, и строго соблюдали обет бедности. Основу орденской жизни составили проповедническая деятельность и миссионерство. Нищенствующие ордена в XIII—XIV веках действовали во всех странах Западной Европы, в Палестине, Египте, на Кавказе, в Крыму, в Азии и Китае. В разное время многие нищенствующие ордена обращались к папе с просьбой смягчить их уставы, и эти просьбы нередко удовлетворялись. Это стало причиной раскола нищенствующих орденов на сторонников строгого соблюдения первоначального устава (обсервантов) и сторонников его смягчения. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880 Большая советская энциклопедия. М. 1930, 1970 Советская историческая энциклопедия. М, 1970 Нищенствующие монахи явились в христианстве как бы откровением. Было немало людей, готовых отречься от всех прелестей жизни и пойти по стопам апостолов, чтобы обращать грешных и неверных, будить заснувшую совесть, наставлять темных и нести всем спасение; одним словом, было немало людей, готовых безвозмездно делать то, чего не делала Церковь за тысячи привилегий и за несметные богатства. Странствующие пешком по всей Европе под палящими лучами солнца или под холодным ветром, отвергающие подаяние деньгами, с благодарностью принимающие черствый кусок хлеба, часто переносящие голод с молчаливым смирением перед волею Бога, не заботящиеся о завтрашнем дне, неустанно занятые делом спасения душ от когтей Сатаны, стремящиеся поднять человека над мелочными дрязгами повседневной жизни, всегда приходящие на помощь людям в их слабостях и вносящие в их мрачную душу небесный свет — вот в каком виде предстали первые доминиканцы и францисканцы перед людьми, привыкшими видеть в духовном лице человека суетного, алчного, чувственного, думающего только об удовлетворении своих желаний. И нет ничего удивительного, что подобное явление в значительной степени содействовало возрождению в людях веры в христианство, столь сильно пошатнувшейся. Нет ничего удивительного в том, что народ окружал нищенствующих монахов любовью и поклонением, что народная благотворительность так щедро одаряла их, что можно было опасаться за сохранение их основного обета бедности, и что люди, проникнутые искренним убеждением, стремились в их ряды. Всякий раз, когда в XIII веке человек поднимался над своей средой, его почти наверняка можно найти в одном из нищенствующих орденов. Раймунд де Пеннефорте, Александр Гальский, Альберт Великий, святой Фома Аквинский, святой Бонавентура, Роджер Бэкон, Дунс Скот, — вот имена, которые достаточно ясно показывают, что наиболее богато одаренные люди стремились найти свой идеал в орденах Доминика или Франциска. Бесполезно говорить, что они не находили его там, но одно их присутствие показывает, какое впечатление производили нищенствующие монахи на лучшие умы своего времени и объясняет, почему эти ордена так быстро приобрели такое огромное влияние. В обществе XIII века, поглощенном своими личными делами, не было силы более деятельной, как в хорошем, так и в дурном отношении, чем нищенствующие ордена. Но в общем они, быть может, принесли добро тем, что бесспорно отсрочили взрыв революции, к которой Европа не была еще подготовлена. Хотя их первоначальное самоотречение и было добродетелью. Г.Ч. Ли. История инквизиции в средние века в 2 томах. СПб, 1911. Вступив в монашескую семью, нищенствующие ордена явились новым могучим орудием церкви, более универсальным, чем прежние ордена, более связанным с папством и послушным его воле, глубже проникающим в жизнь. Благодаря нищенствующим орденам папство располагало необыкновенно удобными орудиями воздействия на мир и независимостью от местных сил. Но оно было уже занято не столько религиозными, сколько политическими задачами, и новые его орудия обветшали прежде, чем были использованы. Когда же в эпоху реформации папство вернулось к своей религиозной миссии, на смену нищенствующим монахам пришли созданные новым религиозным подъемом католичества иезуиты. Л.П.Карсавин. Монашество в средние века. СПб, 1912 Массовый религиозный подъем XII—XIII веков породил и множество различных еретических учений, крупнейшими из которых стали ереси катаров — альбигойцев и вальденсов. Эти ереси приняли такой массовый характер, что католическая церковь провозгласила против альбигойцев крестовый поход. Большая советская энциклопедия. М. 1930,1970 Далее читайте:Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI | Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |