Свято-Троицкая Сергиева лавра |
|
- |
РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Троице-Сергиев монастырь - крупнейшая русская мужская обитель. Находится в Сергиевом Посаде. Основана в середине XIV века преподобным Сергием Радонежским. Сооружение в 1540 - 1550 годах каменных стен с 12 башнями превратило монастырь в мощную крепость. С 1561 года настоятель монастыря получает сан архимандрита и 1-е место среди настоятелей русских монастырей. Троице-Сергиев монастырь играл важную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси, поддерживал объединительную политику великих московских князей, участвовал в борьбе с татаро-монголами, выдержал осаду войск Лжедмитрия II. В XVI - XVII веках монастырь - крупнейший культурный центр. Здесь жили и работали крупные писатели и живописцы: Максим Грек, А. Палицын, П. Логофет, Е. Премудрый, А. Рублев, Д. Чёрный, Амвросий и др. Монастырь обладал одной из крупнейших на Руси библиотек, вёл летописание. Кроме того, Троице-Сергиев монастырь был крупным феодальным землевладельцем. + + + Свято-Троицкая Сергиева лавра, Московская еп., недалеко от бывшего древнего Радонежа, в Сергиевом Посаде. Основана прп. Сергием Радонежским. По мере возрастания славы прп. Сергия как подвижника возрастала и слава его обители. Получив известность, монастырь “иже в Маковце” (первоначальное наименование его от положения на горе, округленной с трех сторон) стал устраиваться и расширяться. После кончины прп. Сергия мирно возраставшая обитель была в 1408 сожжена татарским ханом Едигеем, но менее нежели через 3 года была возобновлена и восстановлена. В XV в., особенно после открытия мощей прп. Сергия, обитель уже владела селами, угодьями и вотчинами, жалованными от великих и удельных князей, и начинала весьма благоустраиваться и процветать. Она становится богомольем русских государей, куда они часто отправлялись пешком, чтобы поклониться свв. мощам преподобного, и щедро благотворили обитель. В 1561 Троицкий монастырь, возведенный на степень архимандрии, был поставлен выше всех прочих монастырей Московской митрополии. В н. XVII в. сокровища монастыря, собранные веками, и усилия иноков вместе с патриархом поддержать в Москве верность народа избранному царю Шуйскому привлекли к себе польские шайки Лжедмитрия II под начальством Сапеги и Лисовского. 23 сентября 1608 войска польские и литовские, вместе с русскими сторонниками самозванца, разбив высланное против них войско Московское между Рахмановой и Воздвиженским, обложили монастырь численностью до 30 000 человек при 63 орудиях. Число же защитников было невелико: в нем было 300 человек братии и отряд войска в 500 человек, присланный царем Василием Шуйским под начальством кн. Григория Борисовича Долгорукого-Рощи и Алексея Ивановича Голохвастова; кроме того, были еще в монастыре слуги и жители окрестных селений, успевшие укрыться в нем. Всех защитников монастыря было 3000 человек. Обыкновенные человеческие средства защиты не обеспечивали обители: она не могла положиться ни на число воинов, ни на крепость стен, которые в некоторых местах были “утлы” (т. е. худы от ветхости), ни на довольство запасов. Только благодаря молитвам и заступничеству прп. Сергия обитель стойко выдержала 16-месячную осаду (по 12 января 1610), мужественно отражая все приступы неприятеля и нанося ему урон частыми вылазками. Сильно пострадав от осады, монастырь был окончательно восстановлен в к. XVII в. В 1688 он был сделан патриаршей ставропигией; в 1702 поставлен вторым после Киево-Печерского; 8 июня 1744 было утверждено за ним наименование лавры. В н. XX в. в лавре находилось 14 церквей. В соборном храме Живоначальной Троицы, построенном прп. Никоном из белого камня на том самом месте, где была могила прп. Сергия, почивают открыто его мощи в серебряной позолоченной раке, устроенной царем Иоанном Васильевичем. Императрицей Анной Иоанновной сделана около этой раки другая, также серебряная, с сенью на 4 столпах. В 1838 деревянная доска, покрывающая раку прп. Сергия, заменена серебряною чеканной работы; на ней изображен св. угодник во весь рост. Против раки хранились за стеклом: фелонь прп. Сергия, его епитрахиль и поручи из крашенины (окрашенного толстого холста), деревянный посох, аналав от схимы, нож и деревянная ложка. Здесь же находились иконы его моления, или бывшие его келейные, — Богородицы Одигитрии и св. Николая Чудотворца. Иконостас в соборе — пятиярусный, до сводов был обложен серебром. В нижнем ярусе иконы особенно отличались выдержанностью древнего письма и ценностью золотых и серебряных окладов. Первое место занимал храмовый чудотворный образ Живоначальной Троицы, стоящий по правую сторону Царских врат. Эта икона написана иноком Андреем Рублевым. Он был обложен золотом и драгоценными камнями в 1600 усердием царя Бориса Феодоровича Годунова. На большом изумруде высечено изображение Св. Троицы. Другой образ Св. Троицы находился по левую сторону Царских врат, также древнего письма, украшенный золотом и драгоценными камнями от царя Иоанна Васильевича. В юго-западном притворе собора на том месте, где, по преданию, была келья преподобного, находился чудотворный небольшой образ Явления Богоматери прп. Сергию, написанный на части гробовой крышки преподобного. Он представлял собой складень, на средней части которого изображено видение прпп. Сергием и Михеем Богоматери с двумя апостолами, а на боковых частях изображены прпп. Сергий и Никон. Царь Алексей Михайлович брал с собою этот образ в Польский поход 1654; и после того он был посылаем в армию: в Шведскую войну 1703 при Петре Великом, в 1812 (был при Московском ополчении), в Крымскую войну 1855 и в Турецкую войну 1877. В соборе были две иконы Архангела Михаила и св. Николая Чудотворца, получившие раны во время осады монастыря поляками. Царские врата устроены и украшены царем Михаилом Феодоровичем. Алтарь собора, как и весь храм, наполнен священными по воспоминанию и богатыми по ценностям украшениями. Особенно ценна была одежда на престоле, дар одного купца, но еще более ценна была сень над Св. престолом, построенная митр. Московским Платоном в 1809. Она из чистого серебра; верхняя кровля ее поддерживалась четырьмя серебряными круглыми столбами, украшенными позлащенными кистями виноградными и другими орнаментами. У престола с восточной стороны поставлена искусная по работе и ценная по материалу дарохранительница; она представляла собой горницу Тайной Вечери; Спаситель и все апостолы исполнены из золота, Иуда же предатель — из меди. Дарохранительница эта, или, как она называлась здесь, Сион, была украшена многими драгоценными камнями. Принесена она в дар обители митр. Платоном. В юго-западном углу собора находилась медная доска над могилою кн. Андрея Владимировича, в иночестве Саввы, к области которого некогда принадлежал Радонеж. К Троицкому собору пристроена церковь прп. Никона, ученика и преемника прп. Сергия. Она построена над гробом прп. Никона. Царские врата здесь — кованные из чистого серебра; над ними — особо чтимая древняя Иерусалимская икона Божией Матери, украшенная золотою ризою. Рака прп. Никона была покрыта серебром; над ней устроена в 1900 серебряная сень в стиле XVII в. Подле этой церкви находится, примыкающая к западной половине южной стены Троицкого собора Серапионовская палатка, получившая свое название от имени св. Серапиона, архиеп. Новгородского, над гробом которого она была поставлена. Новая палатка на месте первоначальной построена митр. Платоном в 1783, Серапионовская палатка преданием почиталась за место кельи прп. Сергия, где он удостоился посещения Божией Матери с двумя апостолами. Здесь, на южной стороне, представлялась взорам большая икона сего видения, украшенная золотым венцом и короною из драгоценных каменьев. Вблизи этого образа в ковчегах хранились: десная рука св. архидиакона Стефана и камень от Гроба Господня, принесенный в 1850 А.Н. Муравьевым из Иерусалима. В иконостасе достопримечательна икона св. Николая Чудотворца, пожертвованная С.Ф. Воейковой в 1895. Этой иконой прп. Сергий благословил родоначальника Воейковых, боярина сербского Воейка, при крещении его митр. Киприаном в 1384 в Чудовом монастыре; риза на этой иконе была вся унизана жемчугом. Здесь же почивали под спудом, кроме св. Серапиона, мощи прп. Дионисия и находилась гробница Иоасафа, митр. Московского; вблизи притвора был погребен известный путешественник на востоке в XVII в., келарь монастыря, иеромонах Арсений Суханов (вывезший с Востока для исправления богослужебных книг до 700 рукописей и привезший из Иерусалима модель храма Воскресения Христова, по которой был построен знаменитый собор в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре). В церкви Божией Матери Одигитрии Смоленской находилась чудотворная икона Ее имени, иссеченная из камня; она была украшена алмазною короной и жемчужною ризой. Среди лавры находится соборный храм во имя Успения Божией Матери. Он начат постройкою при царе Иоанне Васильевиче; освящен был митр. Дионисием в присутствии царя Феодора Иоанновича. По своим размерам он самый обширный из прочих монастырских храмов. С трех сторон собора — крыльца, из которых западное — с надписью на фронтоне: “Ведомому Богу”. Собор поддерживается 4 большими столпами, на которых покоятся пять куполов с главами и все своды. Иконостас — резной, пятиярусный. В нижнем ряду особою ценностью окладов выделялись храмовый образ Успения Божией Матери и образ Софии — Премудрости Божией. Кроме главного престола, находились три в приделах: св. вмч. Феодора и св. мц. Ирины — на правой стороне и св. Николая Чудотворца — на левой. В главном алтаре крест запрестольный утвержден над двуглавым орлом — гербом Российской Империи в память спасения имп. Петра I от стрельцов в сем соборе. Внутри собора погребены некоторые лица царского рода, а также архиеп. Рязанский Моисей, архиеп. Московский Августин, митр. Московский Макарий. Внизу под собором помещалась церковь Всех Святых; здесь погребены Леонтий и Сергий, митрополиты Московские. Вне собора, у западной стены его в отдельной глухой палатке погребено семейство Годуновых. К юго-западу от собора находится в особенной каменной часовне колодезь, ископанный самим прп. Сергием и обретенный в 1644. К западу от этой часовни находится устроенный в 1792 митр. Платоном памятник в виде пирамиды с надписями, изображающими великие события, происходившие в лавре. Вокруг него в 1823 поставлены соединенные цепью пушки, которые некогда служили для защиты лавры от поляков. В церкви прп. Михея находилась покрытая серебряной ризой его гробница; церковь эта была построена над гробом прп. Михея в 1732 — 34 и возобновлена в 1871. В церкви во имя Св. Филарета Милостивого, пристроенной в 1867 к южной стене церкви Сошествия Святого Духа, погребены Московские митрополиты Филарет и Иннокентий, а в притворе церкви — наместник лавры архим. Антоний (ск. 1877). Выдающимся украшением церкви Святого Духа служил изящный по рисунку иконостас из розового дерева и иконы в приделе Филарета Милостивого, установленные по кончине митр. Филарета. Все эти иконы поднесены были митр. Филарету многочисленными почитателями в день 50-летнего юбилея 5 августа 1867; здесь же хранились и облачения его. Рядом с церковью Святого Духа, в особой часовне, находится гробница знаменитого ученого Максима Грека. На южной стороне лавры находится трапезная церковь во имя прп. Сергия. Она построена в 1685 — 92 по повелению царей Петра и Иоанна Алексеевичей и отличается как снаружи, так и внутри богатством и красотою архитектурных украшений. Пред амвоном сохранялось большое медное паникадило с литыми изображениями Спасителя и 12 апостолов — вклад царя Иоанна Васильевича. С. В. Булгаков
Сергей МИЛОРАДОВИЧ (1851-1943). Оборона Троице-Cергиевой лавры. Троице-Сергиева лавра — мужской ставропигиальный православный монастырь в г. Сергиев Посад (Московская область), духовный центр Русской Православной церкви. Основан в 1337 году (или в 1340-е годы) одним из самых почитаемых святых — преподобным Сергием Радонежским. Уже во второй половине 14 века небольшой подмосковный монастырь превратился в знаменитую обитель, которую знали не только на Руси, но и в других странах, в части, в Византии. В 1744 году Троице-Сергиев монастырь получил высший статус — лавры. История Троице-Сергиевой лавры тесно связана с крупнейшими общественно-политическими и культурными событиями в государстве и РПЦ. Духовная деятельность Троице-Сергиевой лавры способствовала централизации русских удельных княжеств, освобождению Руси от золотоордынского ига. В 1380 году Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В 1480 году во время "великого противостояния" русских и татарских войск на р. Угре троицкий игумен Вассиан Рыло обратился к великому князю Иоанну III с ободряющим "Посланием на Утру", чем помог князю "укрепиться духом" и не позволить врагу атаковать русское войско; стороны разошлись, тем и закончилось трехсотлетнее чужеземное иго на Руси. В период польско-литовской интервенции Троице-Сергиева лавра выдерживает беспримерную (с сентября 1608 по январь 1610 года) осаду 30-тысячной армии противника; бесславно для поляков закончился и второй набег под предводительством королевича Владислава (1618). На протяжении многих веков Троице-Сергиева лавра является крупным центром русской культуры. Павел Флоренский назвал ее "столицей русской культуры". В начале 15 века здесь составлялся общерусский летописный свод, была создана громадная библиотека древних рукописей и книг старой печати, а также коллекция древнерусской живописи и прикладного искусства. В Троице-Сергиевой лавре жили и работали писатели Бпифаний Премудрый, Пахомий Лагофет, Максим Грек, Авраамий Палицын и другие, живописцы Андрей Рублев. Даниил Черный, резчик Авраамий. Всемирно известный ныне архитектурный ансамбль лавры, включающий более 50 объектов, создавался с 15 по начало 19 века. В 15 веке был построен белокаменный Троицкий собор (иконостас А. Рублева и Д. Черного); в 16 веке возводятся каменные стены, грандиозный Успенский собор, церкви Пятницкая и Введенская; в 17 веке монастырская стена и башни надстраиваются, а внутри строится роскошная Трапезная (самый большой сводчатый зал древнерусской архитектуры) и Царские Чертоги; в 18 веке ансамбль лавры завершает одна из наиболее великолепных русских колоколен. Еще в 1741 году в монастыре была открыта Троицкая семинария, а в 1814 году туда же перевели из Заиконоспасского монастыря Московскую Духовную академию СМ ДА). После Октября 1917 года все имущество Троице-Сергиевой лавры и МДА было национализировано, монастырь и академия были закрыты, на их месте организовали музей. Реставрация архитектурных памятников лавры проходила в 1919—1920, 1925—1926 годы, а с 1937 года практически не прекращалась. В 1940 году постановлением СНК лавру объявили "музеем-заповедником республиканского значения". В ходе "потепления" отношений между РПЦ и гоством во время Великой Отечественной войны одной из первоочередных нужд церкви было признано возрождение мужского монастыря в лавре, что и осуществилось после окончания войны (в 1946), причем музей продолжал соседствовать с монастырем. В 1947 году открылись МДА и семинария. В конце 1980-х годов в лавре было более 120 монахов и послушников. Главной святыней Троице-Сергиевой лавры являются святые мощи преп. Сергия Радонежского в Троицком соборе. В январе 1993 года в Троице-Сергиевой лавре состоялась торжественная передача в собственность церкви православных святынь: иконы, перед которой молился преп. Сергий Радонежский, двух его фелоней, креста-мощевика, а также икон св. Зосимы и Савватия. В 1996 году на территории лавры были обнаружены (и научной экспертизой идентифицированы) святые мощи преп. Максима Грека, которые торжественно были перенесены в Свято-Духовскую церковь Троице-Сергиевой лавры. Обретение святых мощей преп. Максима Грека — важное событие не только для РПЦ, но и для всего православия, так как преп. прославлен как святой и Константинопольской и Эладской православными церквами. В. В. Горбунов Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 517-519. Далее читайте:Сергиев Посад, город в Московской обл. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 10. Преподобный Сергий Артем Ермаков Живой свет. Преподобный Сергий Радонежский и его значение для русской культуры и просвещения. Р.Г.Скрынников. Третий Рим (Введение). Православные монастыри (справочник). Православные иконы (справочник). Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник). Религиозные деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА | Иллюстрации - картины М.В. Нестерова.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |