Указатель К |
|
- |
РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Православные монастыри(справочник)К Казанская церковь Маркова монастыря в г. Витебске.
Казанский женский монастырь, Ярославская еп., в Ярославле. Основан в 1610.
Казанский собор в Петербурге, первый храм на его месте построен по повелению Анны Иоанновны.
Казанский собор на Красной площади в Москве.
Кашинский Сретенский женский монастырь, Тверская еп., в Кашине.
Керженские скиты, раскольничьи, Нижегородской губ., Семеновского у. Основание их относится ко 2-й пол. XVII в.
Киево-Братский Богоявленский мужской монастырь, Киевская еп., в Киеве, на Подоле. Киево-Михайловский Златоверхий мужской монастырь, Киевская еп., в Киеве.
Киево-Могилянская академия,
духовное учебное заведение, основанное в 1631 митр. Петром Могилой в Киеве. Строилось по образцу
католических духовных учреждений, откуда брала и
учебные программы. Киево-Могилянская Академия
стала рассадником беспочвенной католической
схоластики, чужебесия и западничества,
богословские диспуты велись здесь на латыни в
примитивных, неуклюжих формах. Сыграла роковую
роль в становлении духовного образования в
России, став родоначальницей многих духовных
школ конца XVII-XVIII вв., где живое Православие
убивалось мертвой западной схоластикой.
Киево-Печерская лавра, Киевская еп., в Киеве, на правом берегу Днепра.
КИЕВО-СЛУПСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской
монастырь, Киевская еп., в Киеве, по Никольской
ул. Основан в н. XII в. вел. кн. Мстиславом I и
назывался “Пустынным”. В 1240 был разорен
татарами. В 1713 построена церковь свт. Николая
Чудотворца (в виде слупа, т. е. столба), с кельями
возле нее, в позднейшее уже время (в 1891 и 1894)
расширенная и благолепно украшенная. В этом
храме обращали на себя внимание по своей
древности: чудотворная икона свт. Николая
(древнегреческого письма), две иконы того же
святителя (также древнего письма) и рукописное
Евангелие в листе 1411. Здесь же хранился крест со
св. мощами, пожертвованный митр. Стефаном
Яворским. Накануне Великого поста в Прощеный
день здесь соблюдался известный монастырский
обычай пения: “Христос воскресе из мертвых”.
КИЕВО-ФЛОРОВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ женский
монастырь, Киевская еп., в Киеве, на Подоле.
Основан в 1566, протопопом Иаковом Гулькевичем при
церкви свв. мчч. Флора и Лавра. В 1712 в него
переведены монахини Печерского Вознесенского
монастыря. Возобновлен в 1812 после пожара.
Соборный храм Вознесения построен в 1732. Здесь
находилась празднуемая 12 октября чудотворная Рудненская
икона Богоматери, явившаяся в 1687 в м. Рудне
Могилевской губ. и в 1689 перенесенная в бывший
Киево-Печерский женский монастырь, а в 1712 — во
Флоровский.
Кизический Введенский мужской монастырь, Казанская еп., близ Казани. Основан во 2-й пол. XVII в.
КИЗЛЯРСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ
женский монастырь,, Владикавказская еп., в г.
Кизляре, Терской обл. Основан в 1736 игум. Даниилом,
родом из грузинских князей. Сначала был мужским,
но в 1908 обращен в женский. Здесь находились особо
чтимые иконы Божией матери — Казанская и Грузинская
“Знамения” — древнего письма, принесенные
сюда основателем обители и бывшие в его роде
фамильными. Кирилло-Белозерский Успенский мужской монастырь, Новгородская еп., при г. Кириллове, на берегу Сиверского канала.
КИРИЛЛО-ЧЕЛМОГОРСКАЯ пустынь,, Олонецкая еп., в окрестностях Каргополя, на горе Челм. Основана в 1378 прп. Кириллом. В храме Богоявления покоились под спудом его мощи. КИРИЛЛОВ-БЕЛЫЙ НОВОЕЗЕРСКИЙ мужской
монастырь, Новгородская еп., в окрестностях
Белозерска, на Красном острове Нового озера.
Основан прп. Кириллом ок. 1517. Вся обитель
построена на сваях; монастырские ворота стояли в
воде и кельи примыкали к ней. Мощи прп. Кирилла
покоились в серебряной позолоченной раке в арке
между соборною Воскресенскою церковью и
приделом имени преподобного. На Кобылиной горе в
Тихвинской церкви находилась весьма чтимая
храмовая икона Богоматери, принесенная самим
прп. Кириллом; сюда ежегодно бывал крестный ход. В
монастырской ризнице находились: крест
напрестольный, писанный, как гласит предание, на
дереве гробовой доски прп. Кирилла и украшенный в
1679 золотым окладом, с жемчугом, деревянный потир
преподобного, четки, рукописная псалтирь, бывшая
в земле (17 лег, и гроб, в котором обретено было его
тело. КИТАЕВСКАЯ пустынь, Киевская еп., в
окрестностях Киева, недалеко or Днепра, между
двумя горами, окружена со всех сторон лесом.
Основана (по преданию) в XII в. кн. Андреем
Боголюбским. В XVII в. здесь был отшельнический
скит, а в 1775 кн. Голицын устроил здесь деревянную
церковь во имя прп. Сергия и кельи.
Существовала трехпредельная каменная церковь во
имя Св. Троицы, построенная иеромонахом Тихоном
вместо обветшавшей Сергиевской церкви.
Китаевская пустынь приписана к Киево-Печерской
лавре и служила кладбищем для лаврской братии.
Здесь находилась могила схимонаха Досифея,
пользующаяся особенным уважением. КЛИМЕНЕЦКИЙ ТРОИЦЕ-НИКОЛАЕВСКИЙ женский монастырь, Олонецкая еп., на Клименецком острове Онежского озера. Основан в 1520 св. Ионою Клименецким. Упраздненный в 1772, он был восстановлен в 1860. Сначала был мужским; в 1906 обращен в женский. В церкви свв. Захарии и Елисаветы почивали под спудом мощи основателя монастыря. КЛОПСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской
монастырь, Новгородская еп., на берегу р.
Веряжи, близ оз. Ильменя. Существовал в н. XV в.
Здесь под спудом почивали мощи прп. Михаила; над
ними бронзовая позолоченная рака, сооруженная в
1806. В обители показывали колодезь, устроенный из
того источника, который, по преданию, низведен
молитвою прп. Михаила во время засухи. Ежегодно 23
июня, в день прибытия прп. Михаила в монастырь,
сюда бывал крестный ход на лодках из окружных
сел.
Княгинин Успенский женский монастырь, Владимирская еп., во Владимире. Основан в 1199 кн. Мариею (в иночестве Марфою).
КОЖЕОЗЕРСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ мужской
монастырь, Архангельская еп., в Онежском у., на
Лопском полуострове, омываемом водами оз. Коже.
Начало монашеской общины положено здесь во 2-й
пол. XVI в. священноиноком Нифонтом и сподвижником
его Серапионом. В 1764 монастырь был упразднен; в 1853
возобновлен. В 1885 из часовни над гробницей прп.
Серапиона устроена каменная церковь во имя Иоанна
Предтечи. В монастыре находились: мощи прп. Никодима
под спудом, серебряный крест с мощами разных
святых и частями Животворящего Древа и ризы
Господней (пожертвованный княгинею, старицею
Еленою Куракиной, в 1642) и икона Богоматери — “Неопалимая
Купина” (данная Пафнутием, митр. Сарским и
Подонским, в 1605 прп. Никодиму). КОЗЕЛЬСКАЯ ВВЕДЕНСКАЯ ОПТИНА пустынь. - См.: ОПТИНА ПУСТЫНЬ. КОЛОМЕНСКОЕ, государственный музей-заповедник XIV-XVII вв. Один из лучших архитектурных ансамблей Москвы. Включает в себя: храм Вознесения (1532), Соколиную башню (XVII в.), Георгиевскую колокольню (XVI в.), Казанскую церковь (1660) и Передние ворота. Музей создан на территории усадьбы в 1923 (до 1974 — как филиал Исторического музея). На территории заповедника размещается ряд памятников деревянной архитектуры, привезенных из разных краев России. К ансамблю примыкает церковь Иоанна Предтечи в соседнем селе Дьякове (XVI в.). В 1667, в правление царя Алексея Михайловича, в Коломенском был построен дворец, считавшийся одним из чудес света. Симеон Полоцкий так писал о нем: Седьм дивных вещей древний мир читаше, Над сказочно украшенным дворцом трудились лучшие русские мастера: архитекторы, иконописцы, резчики по дереву. Это был ансамбль разновеликих теремов, соединенных между собой. Модель дворца (1865) представлена ныне в музее заповедника, а сам он в XVIII в. из-за ветхости был признан не подлежащим восстановлению и разобран.
Коневский Рождественский мужской монастырь, на острове Коневце, в северо-западной части Ладожского озера.
КОРЕЛЬСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской
монастырь, Архангельская еп., на берегу Белого
моря, в юго-восточной части Двинской губы.
Основан в н. XV в. иноком Евфимием (просветителем
корелов, ск. 1435, покоился в соборном храме).
Разоренный в 1419 шведами монастырь был
восстановлен благодаря щедрой помощи
Новгородской посадницы Марфы Борецкой. В этот
монастырь был сослан Новгородский архи-еп.
Феодосии Яновский и Ростовский митр. Арсений
Мациевич, живший здесь прикованным к тяжелой
деревянной колодке. В монастырской библиотеке
имелось много древних рукописей и нотных книг
знаменного распева. К монастырю был приписан
Николаевский Новоземельский скит, в Ледовитом
океане, на о. Новая Земля, учрежденный в 1882 и
открытый в 1889; при нем школа для детей северных
народностей. КОРЕННАЯ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ пустынь, Курская еп., в окрестностях Курска, при р. Тускари. Основана в 1597 в том месте, где при корне дерева явилась некогда чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною, или Курскою. В Смутные времена самозванщины на Руси Коренная пустынь была разрушена до основания. С 1618 по 1764 пустынь была приписана к Курскому Знаменскому монастырю. В 1792 в ней устроено было общежитие. Здесь находилась копия с Знаменской иконы Божией Матери, присланная в дар царями Иоанном и Петром Алексеевичем. В церкви Живоносного Источника, сооруженной близ места явления св. иконы, находился посредине квадратный водоем, огражденный железною решеткою, в который протекала вода от места явления. С южной стороны храма пристроена часовня, сооруженная, по преданию, на том самом месте, где явилась св. икона. С.В. Булгаков КОРНИЛИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ
мужской монастырь, Вологодская еп., в
Грязовецком у. Основан в 1497 прп. Корнилием. Соборный
храм Введения построен в 1552-1604. В храме прп.
Корнилия почивали под спудом св. мощи его и
преемников его — прпп. Кассиана и Лаврентия. В
Воскресенской церкви, построенной в н. XVII в.,
находилась особо чтимая Владимирская икона
Божией Матери, которая ежегодно приносилась в
Грязовец, где пребывала с 25 июля по 13 августа. В
ризнице монастыря находились ризы из белой камки
прп. Корнилия, часть его власяницы и древнее
изображение его на полотне, шитое шелком и
серебром. Невдалеке от монастыря находились 2
минеральных источника — один на берегу р. Нурмы,
другой на берегу р. Талицы, с ваннами и
помещениями для больницы.
КОРСУНСКИЙ СВЯТО-ОНУФРИЕВСКИЙ женский
монастырь, Киевская еп., в окрестностях
Корсуня, Каневского у., на острове р. Роси. Основан
в сер. XVII в. казацким полковником Григорием
Гуляницким. До 1910 был мужским. В 1910 обращен в
женский. Здесь хранились части мощей мчч. Арефы и
Меркурия. В храме прп. Онуфрия находилась икона
Спасителя, писанная, по преданию, иконописцем Киево-Печерской
лавры прп. Алипием.
КОРЯЖЕМСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской
монастырь, Вологодская еп., в окрестностях
Сольвычегодска, при впадении р. Коряжемки в
Вычегду. Основан в 1-й пол. XVI в. прп. Лонгином вместе
с иноком Симоном Сойчинским (ск. 1561). Упраздненный
в 1863, он в 1896 был восстановлен. В Благовещенском
соборе, построенном в 1671 и возобновленном в 1887,
покоились под спудом мощи прп. Лонгина. Над
бронзовой гробницей его находилась
принадлежавшая ему икона Креста Господня; здесь
же хранились холщевая фелонь его и власяница. В
Спасском храме особо чтилась икона св. Николая
Чудотворца.
КОСЬМИН УСПЕНСКИЙ мужской
монастырь, Владимирская еп., близ с. Лыкова на р.
Яхроме. Основан в 1494 прп. Космою, мощи
которого почивали под спудом в соборном храме
монастыря; здесь же находилась чудотворная икона
Божией Матери, именуемая Яхромскою, явившаяся
в 1482 прп. Косме. В 1666 — 75 здесь был игуменом св. Митрофан
Воронежский, с собственноручною надписью
которого в монастыре хранилось Евангелие. При составлении настоящего справочника "Православные монастыри" были использованы материалы следующих изданий: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон "Энциклопедический словарь", Богуславский В.В., Бурминов В.В. "Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь" (М., ПЛЮС, 2000), "Славянская энцкиклопедия. Киевская Русь - Московия" (изд. ОЛМА-ПРЕСС. 2001, авто-составитель Владимир Богуславский), "Славянская энциклопедия. XVII век". (М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004), а также материалы сайтов: "От Руси Древней до Империии Российской", "Энциклопедический словарь Русской цивилизации" с сайта "Русское небо" (http://rus-sky.com/ ), "Большая энциклопедия русского народа" (http://www.rusinst.ru) и др.
Далее читайте:Православные монастыри (справочник). Православные иконы (справочник). Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник). Религиозные деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |