Храм Святой Софии, Великая Церковь
       > НА ГЛАВНУЮ > РЕЛИГИИ МИРА > ПРАВОСЛАВНИЕ МОНАСТЫРИ >

ссылка на XPOHOC

Храм Святой Софии, Великая Церковь

-

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Храм Святой Софии, Великая Церковь

Храм Св. Софии в Константинополе (Стамбуле).

Великая Церковь — торжественное именование храма Святой Софии, кафедрального храма константинопольских патриархов и находящегося с ним в едином комплексе храма Святой Ирины. Великая Церковь Константинополя имела свой особый устав, и богослужение в ней отправлялось с особой торжественностью и исключительной точностью. Должностные лица Великой Церкви составляли аппарат управления Константинопольской патриархии.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 192.


Часть храма Св. Софии постройки 414 г.

Храм Святой Софии — 1) главный храм Константинополя, сооруженный в 532-537 гг. во II регионе столицы Анфимием Траллским и Исидором Милетским, выдающееся произведение византийской архитектуры. Первое здание храма было возведено на площади Августеон в правление императора Константина Великого между 325 и 328 гг. в результате реконструкции языческого храма базиликального типа. При императоре Констанции II, между 351 и 360 гг., храм был значительно расширен. С тех пор он принадлежал арианскому клиру, и только в правление императора Феодосия I, между 388 и 391 гг., еретики из него были изгнаны. Во время беспорядков, устроенных сторонниками смещенного с патриаршей кафедры святителя Иоанна Златоуста, 20 июня 404 г. храм вместе с Сенатом погиб в огне пожара. В 415 г. он был восстановлен и заново освящен. Этот храм также сгорел в ходе бунта «Ника» в январе 532 г., а на его месте было возведено новое здание в гораздо больших масштабах.

Ход строительных работ, начавшихся 23 февраля 532 г., лично курировал император Юстиниан I, ежедневно посещавший стройку, отказавшись от послеобеденного сна. По его приказу со всех концов империи свозились лучшие строительные материалы: монолитные колонны из ценных пород камня, шлифованный мрамор изысканных расцветок, кирпичи из особой пористой глины с о. Родос. Широко использовались элементы более ранних построек (сполии), в том числе из бывших языческих храмов. Для возведения куполов, кроме облегченного кирпича, использовался облегченный бетон. Общая стоимость строительства составила огромную сумму — 3200 кентинариев золота (102, 4 т). Строительство продолжалось 5 лет 11 месяцев и 10 дней, считая со дня пожара. В нем принимало участие до 10 000 рабочих и 100 мастеров. От прежней базилики сохранились элементы конструкций слева от алтаря в районе диаконника (хранилища священных сосудов). Храм был украшен 427 статуями, собранными со всего Константинополя.

Святая София была освящена 27 декабря 537 г., после этого для населения столицы был дан грандиозный пир и устроены всенародные увеселения. По поручению императора и специально ко дню освящения храма поэт Павел Силенциарий написал и прочел чудесную экфразу — подробное стихотворное описание этого архитектурного творения, сохранившееся до наших дней, но до сих пор не изданное в полном объеме на русском языке. Состав клира указом Юстиниана от 535 г. был определен в количестве 425 клириков и 100 привратников. Храм представляет собой трехнефную купольную базилику длиной 77 м и шириной 71,7 м. Возведенный на парусах купол, диаметром 31,4 м (диаметр современного купола после ряда проведенных восстановительных работ), объединен с базиликальной частью при помощи сложной системы полукуполов, которая придает интерьеру Святой Софии поражающее грандиозностью и великолепием гармоническое единство. Главный купол возвышается над полом на высоте 55 м. Створки дверей главного входа были выполнены из окаменевшей древесины Ноева ковчега, доставленной в столицу специальной экспедицией.

Внутри Святая София украшена цветным мрамором и мозаиками, которые были заштукатурены турками, превратившими храм после 1453 г. в мечеть. Наружный облик Святой Софии искажен турецкими пристройками XVI-XVIII вв., в том числе четырьмя минаретами. Превращение в 1935 г. Святой Софии в музей позволило расчистить часть мозаик VI—XIII вв. в тимпанах Царских врат и юго-западного входа, в апсиде и части верхней галереи. На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на рубеже X-XI вв., символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Тимпан юго-западного входа украшен мозаичной картиной, выполненной в середине X в., представляющей сидящую на троне Богородицу с младенцем Иисусом Христом на руках; по обеим сторонам трона стоят императоры: Константин I, подносящий Им модель Константинополя, и Юстиниан I с моделью храма Святой Софии.

На апсиде также изображена Богородица с младенцем Христом, при этом золотой фон мозаики является оригинальным произведением VI в., а сами образы представляют собой репродукцию первоначальных изображений, частично уничтоженных в иконоборческую эпоху. На стенах верхней галереи расположены мозаичные портреты двух императорских семей: императора Константина IX Мономаха и его жены Зои, стоящих по сторонам от Иисуса Христа, и императора Иоанна II Комнина, его жены Ирины и их сына Алексея, стоящих слева и справа от Богородицы. Там же находится верхний фрагмент мозаики второй половины XIII в., на которой Богородица и Иоанн Креститель в Судный день просят Христа Пантократора смилостивиться над человечеством (Деисус); 2) главный храм г. Никея, в котором проходили Первый и Седьмой Вселенские соборы; в XIII в. храм Святой Софии в Никее был патриаршим кафедральным собором, духовным центром Никейской империи и всего православного мира; 3) один из храмов Фессалоник, возведенный, вероятно, в начале VII в. в прибрежном районе города, на месте ранней большой базилики. В определенной степени фессалоникийский храм был подражанием храму Святой Софии в Константинополе. Здание храма представляет собой трехнефную базилику с куполом на парусах. Впервые о фессалоникийском храме Святой Софии упоминает в 795 г. Феодор Студит, находившийся в то время в ссылке в Фессалониках. Уже тогда этот храм использовался церковными властями для проведения наиболее важных церемоний, а начиная с X в. приобрел положение кафедрального собора митрополии. Эту главенствующую роль он продолжал играть и в период латинской оккупации города, в 1205-1224 гг., когда в нем размещалась резиденция католического предстоятеля. В 1359 г. в храме Святой Софии был погребен видный церковный деятель эпохи, впоследствии канонизированный Григорий Па- лама. После турецкого завоевания Фессалоник в 1430 г. и до 1525 г. в храме продолжались православные богослужения, а затем он был превращен в мечеть. Турки пристроили к фасаду портик в османском стиле, со стрельчатыми аркадами и античными колоннами, колокольню переделали в минарет, а всю внутреннюю живописную отделку храма, несущую христианскую символику, заштукатурили.

К 1912 г., когда в Фессалониках утвердилась греческая власть, много мозаик уже было утрачено, прежде всего при пожаре 1890 г. Удалось восстановить лишь те, что покрывали купол, апсиду и свод перед апсидой. На куполе изображена сцена Вознесения: в центре — Христос поднимается в небо, представленное как разноцветный диск, поддерживаемый двумя ангелами, а вокруг него, по ободу купола, расположены фигуры 12 апостолов и Богоматери Оранты в окружении двух ангелов, которые указывают апостолам на возносящегося Христа. Эта мозаика состоит из частей, выполненных в разные периоды: фигура Христа — в середине VII в., а Богоматерь и апостолы — в XI—XII вв. На мозаике апсиды на золотом фоне представлена Богородица, сидящая на троне с младенцем Христом на коленях. Данное произведение также не является однородным по времени создания. Фигура Богородицы была выложена в 780-790 гг. на месте первоначального изображения большого креста. Помимо мозаик были также открыты фрески на стенах нарфика, выполненные в XI в. и в художественном отношении уступающие мозаикам. На фресках изображен ряд выдающихся представителей монашества, в том числе св. Феодосий Великий и св. Ев- фимий Великий; 4) один из двух главных храмов Трапезунда, столицы Трапезундской империи, сохранившийся до наших дней в неплохом состоянии. Этот храм построил император Мануил I Великий Комнин (1238-1263), как религиозный и политический символ величия возрождаемой империи, подобие константинопольского храма Святой Софии, находившегося в руках латинян. Основное здание было возведено в 1245-1255 гг. на высоком берегу моря и представляло собой поставленную на высокий подиум купольную базилику, имевшую в плане не равноконечный, а латинский крест.

Главный неф украсили три апсиды, из которых центральная была пятиугольной. К южному, северному и западному фасадам примыкали три больших портика. Стены были выполнены не из общеупотребительного в то время кирпича, а из тесаного светло-серого с легкой желтизной камня. Барабан купола поддерживали изящные колонны из проконесского мрамора, привезенные, вероятно, из Константинополя. И внутри и снаружи стены храма были украшены каменными рельефами, многие из которых сохранились. В их числе резной фриз над главным входом южного портала, со сценами сотворения Евы и ее искушения, грехопадения Адама и Евы, изгнания их из Эдема, а также плача по потерянному раю и убийства Каином Авеля. Дважды встречаются изображения одноглавого комниновского династического орла: над центральными окнами главной апсиды и в тимпане южного портала. Пол храма был украшен мраморными мозаиками. К выдающимся произведениям византийской живописи относятся фрески храма, перекликающиеся по стилю с фресками константинопольского монастыря Христа Пантократора. Мануил I предполагал, что этот храм станет династической усыпальницей Великих Комнинов, но в нем был похоронен только он сам, в дальнейшем эта традиция не получила продолжения. В 40-х гг. XV в. была построена колокольня храма, также сохранившаяся до нашего времени.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.482-485.


Далее читайте:

Православные монастыри (справочник).

Православные иконы (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Религиозные деятели:  | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

 

Великолепие архитектуры античных веков, очевидно, останется непревзойдённым и неповторимым. Однако каждый из нас в состоянии приблизиться к тем образцам, которые нам были заданы столетия назад. И если Святая София внутри украшена цветным мрамором и мозаиками, то кто вам может помешать купить мозаику для бассейна во дворе вашего дома? Никто и ничто не помешает выбрать и купить.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС