Студийский монастырь Иоанна Продрома
       > НА ГЛАВНУЮ > РЕЛИГИИ МИРА > ПРАВОСЛАВНИЕ МОНАСТЫРИ >

ссылка на XPOHOC

Студийский монастырь Иоанна Продрома

-

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Студийский монастырь Иоанна Продрома

Студийский монастырь Иоанна Продрома (Иоанна Предтечи) — знаменитая монашеская обитель Константинополя, располагавшаяся в юго-западной части столицы, в городском районе Эксакионий, восточнее Золотых ворот, на берегу Пропонтиды (Мраморного моря). С IV в. на месте будущего монастыря находился храм Иоанна Продрома, вошедший в черту города после 413 г. В 463 г. Флавий Студий Евтропий, патрикий и консул 454 г., в период правления императора Льва I (457-474) основал монастырь при этом храме. Храм Иоанна Продрома представляет собой базилику, разделенную на 3 нефа двумя рядами по 7 колонн коринфского ордера из фессалийской зеленой брекчии — вторичной горной породы, образованной в результате природных метаморфоз из мелких обломков различного рода. Колонны несли на себе второй ярус над боковыми нефами, где располагался гинекей — место для женщин, присутствующих при богослужении. Там также имелись два ряда аналогичных, но поменьше колонн по 7 в каждом, поддерживавших деревянные перекрытия двускатной кровли. Стены северного и южного фасадов были прорезаны огромными оконными арочными проемами по 8 в каждом. Второй ярус также имел арочные оконные проемы, но меньших размеров. Каждая грань полигональной (многоугольной) апсиды была прорезана узкими арочными окнами. Вход в храм лежал через атриум и нарфик. Позднее V в. здания такого типа в столице империи, в отличие от провинций, не возводились. Храмовый пол устилала мозаика, основными составляющими элементами которой являлись правильные восьмиугольные плитки. Плафоны зала и стены были покрыты великолепными мозаиками с изображениями Деяний, в храме было 7 алтарей. Главный фасад здания, как и фасады важнейших монастырских построек, выходил на Месу. К юго-востоку от храма для нужд монастыря была построена подземная цистерна, наполнявшаяся атмосферными осадками. Студийский монастырь получил известность благодаря своим монахам «акимитам»  («неусыпным»), круглосуточно, посменно служившим литургию в своем храме. Среди святынь его находились мощи святого пророка. Иоанна Предтечи (верхняя часть главы, зуб и фрагмент лицевой кости) и мощи св. Саввы. В первой трети VI в. в монастыре насчитывалось около 1000 иноков. В 765 г. императором-иконоборцем Константином V (720- 775) монастырь был закрыт за твердость его насельников в иконопочитании, а монахи изгнаны из города. Обитель была разграблена чернью, а территория ее некоторое время использовалась для сожжения трупов казенных иконопочитателей. В 775 г. монастырь возродился. В 787 г. его игумен Савва вместе с другими иерархами Церкви подписался под определениями Седьмого Вселенского собора (Второго Никейского). В 798 г. по инициативе императрицы-иконопочитательницы Ирины (797-802) настоятелем Студийского монастыря стал знаменитый церковный деятель и писатель, святой Феодор Студит, прославивший свою обитель по всей империи. Студийский монастырь превратился в главный оплот иконопочитания, стал играть важную культурную и политическую роль, а общее количество его иноков вновь достигло 1 тыс. Студиты имели огромный вес в церковной жизни империи, с ними вынужденно считались патриархи и императоры. Устав Студийского монастыря, составленный Феодором Студитом, считался образцовым и с некоторыми изменениями позже был принят как на Западе, так и на Востоке, в том числе на Руси. За бескомпромиссную борьбу Феодора Студита с иконоборцами в 815 г. император Лев V (813-820) отправил его в ссылку, а настоятелем назначил монаха-перебежчика Леонтия. Сторонники Феодора покинули свою обитель и вернулись лишь после смерти последнего императора-иконоборца Феофила (821-842). В 844 г. останки Феодора Студита и его брата Иосифа, умерших на Принцевых островах, были торжественно перенесены в Студийский монастырь. С X в. обитель стала влиятельнейшим союзником светской власти. Император Иоанн I Цимисхий (969-976) поручал настоятелю монастыря Евфимию улаживать несогласия между святогорцами, а составленный Евфимием устав был принят с его одобрения. В 1042 г. во время государственного переворота император Михаил V (1041-1042) вместе со своим дядей Константином укрывались в главном храме монастыря, однако были схвачены стражей прямо в алтаре, их выволокли на улицу и прилюдно ослепили. В 1059 г. насельником монастыря стал отрекшийся от власти император Исаак I (1057-1059), а в 1078 г. — бывший император Михаил VII (1060-1078). Три константинопольских патриарха: Антоний III (974-979), Алексий Студит (1025-1043) и Досифей (1189-1191), — до интронизации были монахами-студитами. В XI в. монастырь активно снабжал книгами обители Киевской Руси. После захвата Константинополя латинянами в 1204 г.  монастырь подвергся разграблению и разрушению. Мощи Иоанна Предтечи были похищены и вывезены на Запад и в 1206 г. оказались в Амьенском соборе во Франции. После освобождения города при императоре Михаиле VIII (1259-1282) началось новое возрождение обители. В 1292 г. огромный вклад в восстановление монастыря внес Константин Палеолог, брат императора Андроника II (1272-1328). К концу XIV в. монастырь вновь стал наиболее влиятельной обителью Константинополя, а его настоятели продолжали принимать активное участие в жизни империи вплоть до ее падения в 1453 г. Во время захвата города турками монастырь был вновь разграблен. При султане Баязиде II (1481-1512) монастырские здания были переданы албанцу Илиасу Бею, конюшему султана, превратившему храм в мечеть, известную под названием Имрахор Джами («мечеть конюшего»). Пожар 1782 г. и сильнейшее землетрясение 1894 г. нанесли зданию сильнейшие повреждения. Последующий пожар 1920 г. практически разрушил храм полностью. В настоящее время от монастырского комплекса сохранился остов главного храма с несколькими колоннами северного нефа и цистерна с 23 колоннами в южной части территории бывшего монастыря.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.353-355.


Далее читайте:

Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов, имеющих единый устав.

Идиоритм — тип византийских монастырей, основанных на принципах свободы и раздельного проживания своих насельников.

Православные монастыри (справочник).

Православные иконы (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Религиозные деятели:  | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА |

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС