Армянская церковь |
|
- |
РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Армянская церковьАрмянская апостольская церковьАРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из древнейших христианских церквей, придерживается монофиситского направления христианства. Члены этой церкви обычно именуются армяно-григорианами. Последнее название связано с тем, что основателем Армянской апостольской церкви считается Григор Просветитель (ок. 240-332), обративший в 301 году в христианство царя Армении Тиридата III (по преданию, первые христиане появились в Армении уже в 34, после посещения этой страны апостолом Фаддеем, однако достоверные сведения об армянских христианах относятся ко 2 в.). Армения стала первой страной мира, где христианство было объявлено государственной религией. В начале 5 в. монах Месроп Маштоц вместе с католикосом Сааком перевели Библию на армянский язык (по-видимому, со старосирийского). Независимая армяно-григорианская церковь, отвергшая постановления Халкидонского вселенского собора, существует с 506 года. Вероучение Армянской апостольской церкви аналогично вероучениям других монофиситских церквей. Армяно-григориане принимают решения трёх первых вселенских соборов, но не признают решения последующих. Совершение таинств в Армянской апостольской церкви отличается следующими особенностями: 1) крещение младенцев совершается троекратным окроплением и троекратным погружением в воду; 2) миропомазание соединено с крещением; 3) хлеб при причащении употребляется незаквашенный, а вино не разбавленное водой; 4) причащение совершается только по воскресеньям и по особым обстоятельствам сразу вслед за крещением и миропомазанием путём дотрагивания элементами причастия уст младенцев; 5) соборование совершается только в отношении духовенства, причём не при жизни, а тотчас после смерти. Богослужения в армяно-григорианских церквах часто совершаются ночью. Языком богослужения является древнеармянский язык грабар, хотя проповедь священник говорит на новоармянском языке. Крестное знамение у армяно-григориан является троеперстным. Армянская апостольская церковь сохраняет григорианский календарь. Возглавляется Армянской апостольской церкви патриархом-католикосом всех армян и Синодом. Патриарх-католикос избирается на специально созываемом Синоде в г. Эчмиадзин, в котором участвуют представители всех епархий Армянской апостольской церкви. Все епископы Армянской апостольской церкви должны быть рукоположены патриархом-католикосом. Несколько особое положение внутри Армянской апостольской церкви занимает Киликийский католикосат, глава которого имеет резиденцию в Антелиасе (Ливан). Этому католикосату подчинены армяно-григорианские епархии в южной Турции, на Кипре, в Ливане, Сирии и некрых других регионах мира. Епархии в Стамбуле (Константинополе, Турция) и Иерусалиме (Палестина, Израиль, Иордания) возглавляются патриархами. Численность армяно-григориан составляет 4,6 млн. чел. Они дисперсно расселены в различных регионах земного шара. Самая крупная группа армяно-григориан находится в Армении (2,6 млн., или 78% всего населения страны). Немало их в США (800 тыс.), Канаде (15 тыс.), Бразилии (15 тыс.), России (450 тыс.), Грузии (340 тыс.), Азербайджане (80 тыс.), на Украине (40 тыс.), в Туркмении (27 тыс.), Казахстане (10 тыс.), Франции (230 тыс.), Великобритании (20 тыс.), Германии (20 тыс.), Болгарии (20 тыс.), Румынии (12 тыс.), Иране (170 тыс.), Ливане (150 тыс.), Сирии (120 тыс.), Турции (45 тыс.), Ираке (20 тыс.), на Кипре (18 тыс.), в Индии (10 тыс.), Египте (13 тыс.), Австралии (12 тыс.) и многих других странах. По этнической принадлежности подавляющее большинство армяно-григориан - армяне. Кроме них к этой деноминации принадлежит часть удин (проживающие в селе Нидж Куткашенского района на севере Азербайджана), небольшая группа азербайджанских татов (т.н. таты-армяне в селе Матраса Шемахинского района и в селе Кильвар Дивичинского района), а также цыгане боша, живущие в Армении и в Сирии и в сильной степени ассимилированные армянами. П.И. Пучков. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 683. По Брокгаузу и ЕфронуАрмянская церковь. Христианство появилось в Армении очень рано и хотя сведения, оставленные Абгаром очень неясны, но тем не менее первое достоверное известие получается из II столетия. Христианство, сильно преследуемое, иногда совершенно там исчезало, пока наконец епископ Григорий Просветитель не обратил в 301 г. Тиридата и в V столетии Месроп не перевел Библию на армянский язык. С этого времени в армянской церкви началась деятельность и армяне стали часто посещать школы в Афинах и Константинополе. В церковных распрях о двух естествах Христа, армяне примкнули к монофизитам, с одобрения персидского царя Хозроя, завоевавшего страну в 536 г., они отвергли на Туинском синоде формулу Халкидонского собора, и с тех пор отделились в особую церковь, которую назвали в честь Григория - Грегорианской. Главой церкви их сделался католикос (т.е. всеобщий епископ), живущий в Эчмиадзине, монастыре около Эривани, древней столицы А. Скоро в среде армян началась богатая научная деятельность и значительная богословская литература, сохранившаяся на сирийском языке, начала переводиться на армянский язык для того, чтобы сделать ее доступной армянскому духовенству. НерсесКлайеци, армянский католикос XII века, сочинения которого издавались много раз, считается армянами величайшим их богословом. С греческой (православной) церковью грегорианцы не сливаются до сих пор. Но римские папы пытались много раз, напр. в 1145, 1341, 1440 гг., когда армяне обращались за помощью к западным государствам против магометан, отторгнуть армян от старой веры. Папам удалось однако только образовать раскол в арм. церкви. Униаты-армяне живут в Польше, Галиции, Персии, под властью архиепископа, живущего в Нахичевани на Дону; кроме того они живут на горе Ливане, в Риме, Марселе и на острове св. Лазаря около Венеции (мехитаристы). Они признают верховную власть папы, соглашаются в религиозных догматах с католиками, но имеют свои особенные церковные правила. При вторжении персов в Армению в начале XVII ст. многие из армян принуждены были перейти, в магометанство; но большинство населения. осталось верно своей старой религии. Учение армянской церкви отличается от греко-православной особенно тем, что оно по монофизитскому учению признает в Христе только одно естество. Относительно семи таинств, арм. церковь держится особых правил, а именно: при крещении младенец трижды опрыскивается и трижды погружается в воду; миропомазание соединено с крещением; при причастии употребляется несмешанное вино и квашенный хлеб, помоченный в вине, соборуют только духовных лиц тотчас после смерти. Армяне верят в святых, но не верят в чистилище. Посты армяне соблюдают также строго, праздников у них менее. Богослужение свое в Турции они большей частью совершают ночью; обедню служат на древнеармянском, а проповеди говорят на новоармянском языке. В иерархическом отношении А. церковь подчинена эчмиадзинскому католикосу и эчмиадзинскому синоду. Католикос избирается на эчмиадзинском синоде, куда приглашаются депутаты от всех русских и иноземных армянских епархий, и утверждается особой грамотой Государем Императором. Католикос живет в Эчмиадзине на Арарате, куда каждый армянин должен съездить хоть раз в жизни. Католикос приготовляет священный елей и продает его священникам, а частые паломничества богомольцев дают ему средства поддерживать великолепные богослужения и учреждать превосходные учебные заведения. Патриархи константинопольский и иерусалимский, армянские архиепископы и епископы могут быть рукоположены только католикосом. Остальное духовенство занимает такое же положение, как духовенство Греческой церкви; жалованья оно не получает, а живет исполнением треб; образование его стоит на низкой ступени. Монахи принадлежат к ордену св. Василия. Вартабиды составляют особенный класс духовенства, нечто в роде монахов с учеными степенями, и иногда назначаются викариями к епископам. Светское духовенство может вступать в брак только один раз, второй брак не разрешается. А. церковь приобрела в Турции политическое значение вследствие того, что Порта, взяв Константинополь, подчинила всех своих православных подданных под именем Rum milleti (римской нации) не только духовной, но и светской власти патриарха Геннадия, а подвластных себе армян соединила, как Ermeni milleti (армянский народ), в церковно-политическое тело, и отдала его под попечение армянского патриарха столицы, пользовавшегося значительной светской властью. В 30 - 40 гг. настоящего столетия иерархическая власть значительно поколеблена и патриарх принужден был разделить свою власть с советом из 12 человек светского сословия. В 1860 году Портой утверждена, выработанная на особом народном собрании армян, конституция (напечатанная под назв. "Национальной конституции армян" в Revue des Deux Mondes, 1868 г., кн. II), по которой управление гражданское и духовное турецких армян принадлежит двум советам: Духовному (14 членов под председательством Патриарха) и Светскому (20 чл.), избираемому собранием представителей (400) армянских общин. В последнее время духовенство и армянская пресса стараются подчинить Патриарха католикосу Эчмиадзина и тем усилить русское влияние на Грегорианскую церковь в Турции. Но Патриарх, поддерживаемый турецким правительством, оказывает упорное сопротивление этим попыткам. В 1835 г. по стараниям Франции Униато-армянская церковь в Турции под названием Katoluk milleti (католический народ) получила права, как корпорация, и вследствие этого тотчас же возникли затруднения, так как по существующим государственным принципам Леванта, духовенству дается право светской власти, а между тем это самое духовенство, подчинено в духовных делах римскому папе, не состоящему даже в союзе с Портой. Во избежание этого недоразумения, высшая иерархическая власть была разделена, и светские дела переданы патриарху, бывшему, так сказать, чиновнику Порты, а духовные - лицу, зависимому от Рима. Римский престол, при переходе армян в унию, обещал сохранить им древненациональные особенности неофитов - армянскую литургию, юлианский календарь, их святых и т.д., и запретить католическим миссионерам стараться обращать армян-униатов в латинскую церковь. Но не смотря на это, римский престол надеялся интригами достигнуть своей пели, и с этим намерением назначал священниками в церкви лиц, находящихся под его влиянием. Это ему удалось привести в исполнение, и примасом был назначен Гассун, горячий ультрамонтан, стремящийся осуществить идеи Рима. Но против этих козней ультрамонтанов, под влиянием мехитаристов, поднялась сильная оппозиция, широко охватившая всю нацию. Порта, сочувствующая более народу, чем духовенству, в продолжение многих лет, уступая французскому влиянию, старалась сохранить мир в ущерб армян. Но когда Гассун отправился в 1870 г., как сторонник непогрешимости, в Рим на Собор и именем римского престола стал громить своих противников, посылая им упреки и угрозы, армяне восстали под влиянием своих священников, изгнали из многих церквей креатур примаса и утвердили, независимую от Рима, старокатолическую церковь, но не соединились с Грегорианской армянской церковью, как надеялись грегорианцы. Порта признала этот совершившийся факт. 2-го июля 1872 г. вновь избранный патриарх Купелиан получил инвеституру и был введен во владение церковным имуществом, после чего непогрешимый патриарх Гассун получил приказание выехать из Константинополя. Это движение, не смотря на государственную поддержку, кончилось, однако же, победой гассунитов. В марте 1879 г. старокатолический константинопольский патриарх, глава анти-непогрешимой партии, Купелиан подчинился непогрешимому папе. В сентябрь 1879 г. его примеру последовали 16 епископов и 13000 сторонников. Порта снова признала совершившийся факт, вместе с этим признала Гассуна законным патриархом. Спустя год, папа наградил патриарха, даровав ему кардинальское достоинство. Протестантские миссионеры различных названий уже лет 50 как действуют в Армении, но до сих пор без всякого успеха. Ср. Малана, "Divine Liturgy of the armenian church" (1870). Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |