Межконфессиональные отношения |
|
- |
РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Межконфессиональные отношенияМежконфессиональные отношения в современной России. Для российского общества издавна характерна поликонфессиональность. В связи с развитием демократии и существенным расширением в последние годы свободы религии и вероисповеданий она еще более возросла. В настоящее время в стране функционируют свыше 70 религий, религиозных направлений и течений. Религиозность населения заметно усилилась, влияние религии на различные сферы жизни общества возрастает, что актуализирует проблему межконфессиональных отношений. Между тем эти отношения развиваются довольно противоречиво. Религиозные организации различных конфессий России эпизодически сотрудничают в сфере милосердно-благотворительной деятельности, в миротворчестве, принимают совместное участие в подготовке законопроектов в рабочих группах Государственной Думы, а также в законодательных органах субъектов Федерации. По общему признанию политиков и ученых, мусульманские и православные религиозные организации внесли немалый вклад в дело формирования благоприятного общественного климата, способствовавшего урегулированию острых этнополитических противоречий, возникших в связи с суверенизацией Татарстана. Совместные усилия православных, мусульманских и других религиозных организаций страны способствовали тому, что бесславная чеченская война не приобрела религиозного характера и в конечном итоге была прекращена. Есть примеры межконфессиональные взаимодействия и при проведении воспитательной работы в исправительно-трудовых учреждениях, при оказании разносторонней помощи беженцам. Социологические опросы, проводимые Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (РНИСиНП) и другими научными учреждениями, свидетельствуют о том, что уровень конфессиональной толерантности населения остается в целом довольно высоким. Так, опрос, проведенный РНИСиНП в 1995 году по всероссийской выборке, показал, что доля респондентов, отрицательно относящихся к различным конфессиям, не превышает 10%. Наиболее толерантно население относится к православию (положительно — 75,9%, отрицательно — 1,4%), наименее толерантно — к исламу (положительно — 39,2%, отрицательно — 12,0%) и к иудаизму (положительно — 24,8%, отрицательно — 13,0%). Однако наметившаяся тенденция настораживает. Сравнение данных социологических опросов, проведенных РНИСиНП в 1993 и 1995 годы, свидетельствует о заметном снижении толерантности населения прежде всего к нехристианским конфессиям. (К исламу в 1993 году отрицательно относилось 9% опрошенных, в 1995 — 12% соответственно к буддизму — 3 и 9%. к иудаизму— 7 и 13%.) За это же время существенно снизилась доля респондентов, положительно относящихся к вступлению в брак с лицом другого вероисповедания (с 49 до 39%), уменьшилась и доля респондентов отрицательно относящихся к тем, кто, считая свою религию единственно верной, выступает против других религий (с 86 до 75%). В этом же ключе приходится рассматривать и устойчивый рост конфессиональной нетерпимости среди подрастающего поколения (16—20-летних). Можно к этому добавить, что межвероисповедные противоречия обострились не только на личностном, но и на институциональном уровне. Подавляющее большинство экспертов полагает, что в последующие 10 лет нет надежды на ослабление противоречий между мусульманами и христианами (70%), а также между православными и католиками (73%). Почему именно в посткоммунистическое время ухудшились межрелигиозные (межконфессиональные) отношения? В годы советской власти ряд факторов способствовал сглаживанию противоречий между конфессионными общностями. Во-первых, в условиях тотального давления воинствующего атеизма на последователей всех вероисповеданий различные конфессии в борьбе за выживание стремились к солидарности. Во-вторых, законом категорически была запрещена миссионерская деятельность, и таким образом одна из основных сфер, где сталкиваются интересы различных деноминаций, была практически «выведена из игры». В-третьих, серьезным стимулом к взаимодействию вероисповедных сообществ было стремление внести посильный вклад в дело предотвращения ядерной войны, реальная угроза которой нависала над человечеством в результате противостояния двух военных блоков. Теперь эти факторы не действуют. Демократизация общественной жизни в России разрушила систему строгого контроля за деятельностью конфессиональных организаций, заставила отступить воинствующий атеизм, создала благоприятные условия для процесса религиозного возрождения, широкого развертывания миссионерской деятельности. При этом отсутствие опыта свободных цивилизованных отношений между вероисповеданиями в скором времени привело к возрастанию конфликтогенного потенциала процесса религиозного возрождения. Тлевшие ранее межвероисповедные противоречия получили импульс для усиления. Многие факторы влияют на такое развитие событий: и резкое ухудшение жизненного уровня населения, и падение нравов, и активная деятельность зарубежных миссионеров, и усиление пропаганды антисемитизма, и активизация крайних форм исламского фундаментализма в ближнем зарубежье и в ряде регионов России, и грубые нарушения конституционного принципа равенства религиозных объединений перед законом в пользу религии большинства. Упомянутый социологический опрос 1995 года показал, что лишь 26% респондентов уверены, что принцип равенства религиозных объединений перед законом осуществляется в стране на практике. Доля опрошенных, придерживающихся противоположного мнения, более чем в полтора раза выше (44,8%). Что касается конфессиональных меньшинств, то среди них значительная часть респондентов считает, что формально все религии и религ. объединения равны перед законом, но на деле Русская Православная церковь имеет преимущества. Такого мнения придерживаются 54% протестантов, 38,5% католиков, 34,5% мусульман, 53,8% последователей других религий. Более пятой части православных (21,5%) также разделяют эту позицию. Решение проблемы гармонизации межконфессиональных отношений во многом зависит от религиозных центров и их руководителей. В вероучительных текстах мировых религий зафиксировано немало общечеловеческих нравственных ценностей и норм, идеи всечеловеческого единства, но там же канонизированы стереотипы, отражающие межплеменные и межрелигиозные противоречия и конфликты прошлых эпох. Следовательно, весь вопрос в том, какими положениями священных текстов будут руководствоваться верующие в своей общественной практике, во взаимоотношениях с приверженцами иных вероисповеданий. Характер взаимоотношений между членами различных конфессиональных общностей зависит не только от предписаний, содержащихся в религиозных первоисточниках, от соответствующих обычаев и нравов, т. е. от давно установленных правил и форм поведения, но и от той позиции, которую занимают в настоящее время религиозные центры, от тех идей, которые распространяют духовные наставники. Переходный период в нашей стране, характеризующийся небывалым обострением социальных, межнациональных и межконфессиональных противоречий, требует новых подходов к решению возникших проблем, в тот числе и формирования цивилизованных отношений между вероисповедными сообществами. Отсюда понятно, что установки религ. центров, устные и печатные выступления их руководителей, учебные пособия для будущих служителей религий должны быть освобождены от всяких предубеждений в отношении любых народов, их верований и традиций. Обеспокоенность проявлениями религиозной нетерпимости, фактами усиления межвероисповедных противоречий побуждает служителей религий, ученых и общественных деятелей искать пути гармонизации межконфессиональных отношений. Известным шагом в направлении решения этой задачи явился ряд религиозных форумов, состоявшихся в последнее время как в России, так и в странах СНГ. Межконфессиональная конференция «Призваны к одной надежде в союзе мира», прошедшая в Минске в октябре 1996 года, в своем итоговом документе высказалась за «ведение межконфессионального диалога в целях взаимопознания и устранения исторически сложившихся предубеждений». Участники конференции «выразили убежденность, что примирение между различными вероисповеданиями произойдет тогда, когда в глубине сознания и в сердце каждого человека произойдут те изменения, которые помогут принять другого как своего брата, несмотря на существующие различия. Поэтому все церкви и религиозные объединения призываются к тому, чтобы помочь своим прихожанам пережить такую перемену, а также к выражению на официальном уровне своей преданности служению примирения». В целях активизации работы по межконфессиональному сотрудничеству конференция учредила Христианский межконфессиональный консультативный комитет. Стремлением всемерно способствовать гармонизации отношений между различными вероисповедными общностями России была проникнута и работа конференции «Межконфессиональный мир и консолидация общества», проходившей в Москве в феврале 1997 года под эгидой Российского отделения Международной ассоциации религиозной свободы. Ее участники приняли «Декларацию принципов мирного сосуществования религий и религиозных объединений Российской Федерации». В соответствии с этим документом религиозно-конфессиональные отношения как на институциональном, так и на личностном уровне должны основываться на следующих принципах: приверженность общечеловеческим ценностям; уважение прав человека и основных свобод, в том числе права каждого человека на религиозное самоопределение; признание за последователями всех религий и конфессий права распространять свои убеждения методами и средствами, не противоречащими духу любви и не нарушающими свободу личности: уважение человеческого достоинства последователей каждой религии (конфессии); юридическое равенство религиозных объединений, ни одна религия или религиозные объединение не пользуется никакими преимуществами и не может быть подвергнута никаким ограничениям по сравнению с другими; отказ от конфронтационного мышления, готовность к межконфессиональному (межрелигиозному) диалогу по проблемам, вызывающим напряженность в обществе; взаимодействие между религиозно-конфессиональными сообществами в миротворчестве, в гуманитарных сферах, в деятельности по экологическому возрождению России и ее регионов. На этой же конференции говорилось о необходимости создания Российской ассоциации межрелигиозной гармонии с отделениями в регионах. Ассоциация и ее филиалы могли бы выступить инициаторами и координаторами межконфессионального взаимодействия, выдвигать проблемы для межвероисповедного диалога, разрабатывать программы совместных благотворительных, правозащитных, миротворческих акций. Взаимодействие представителей разных вероисповеданий по реализации таких программ поможет снять бытующие предубеждения и подозрительность, будет способствовать формированию конфессиональной толерантности (см. также Противоречия в религиозной жизни России). А. А. Нуруллаев Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 228-232.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |