Религиозные термины |
|
- |
РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Справочный разделРелигиозные термины:ПА Павликиане - приверженцы еретического учения, зародившегося в Армении в VII в.
Палеи — «древние»; сборники, содержащие краткое изложение ветхозаветной истории от сотворения мира до пророка Даниила или до царства Давида. Источниками для палей служила не только Библия, но и апокрифы, а также сочинения историков. Появились в Византии не ранее IX в. *
Палея толковая (документ)
Палладий (palladium) — некая святыня, приносящая славу; название происходит от имени богини Афины Паллады, считавшейся охранительницей городов. *
Паломничество, богомолье, хождение на поклонение православным святыням, сверх обычно посещаемых святых мест.
Панагия — «всесвятая»; 1) просфора, из которой на литургии вынимается частица в память Богородицы; 2) энколпион — небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения. *
Панахранта — «пренепорочная, пречистая»; эпитет Богоматери и Ее иконографический тип в византийском искусстве. Изображает благословляющего младенца Христа, стоящего на коленях Богоматери, сидящей на троне. Этот тип изображения Богородицы появился в Византии в XI-XII вв. *
Панихида - православная заупокойная служба. Во время гонений на ранних христиан совершалась по ночам, поэтому получила название «всенощная». Панихида может отправляться над телом умершего или после его погребения - на 3-й, 9-й и 40-й дни после кончины, а также в дни рождения и смерти. По православным представлениям, цель панихиды - избавить усопших грешников от загробных мук или хотя бы частично облегчить их участь. Кроме индивидуальных панихид в церквах служат также общие, или вселенские, панихиды.
Панмакариста — «всеблаженнейшая»; один из типов изображения Богоматери в византийской иконографии, известный с XII в. Иконы этого типа изображают Богородицу, молящуюся в Своем доме, когда Ей явился воскресший Христос. *
Пантанасса — «всеисцеляющая»; эпитет многих византийских икон типа Одигитрии. *
Пантократор — «вседержитель, всевластный»; один из эпитетов Христа. *
Папское светское государство, Папская область, Церковная область - государство в Средней Италии (756-1870) со столицей в Риме. В 756 г. франкский король Пипин Короткий в ответ на полученное от папы королевское миропомазание передал папе Стефану II завоеванные у лангобардов земли в области Рима и Равенны («Равеннский экзархат»). Основанием для этого послужила подложная грамота - «Константинов дар», сообщавшая о передаче императором Константином папе Сильвестру 1 светской власти над всей западной частью Римской империи. Светская власть пап фактически распространялась на Рим и его окрестности. Почти все императоры «Священной Римской империи» признавали такое положение. После присоединения в 1870 г. Рима к Итальянскому королевству Папская область прекратила свое существование.
Парадейсион — монашеская обитель, существовавшая в VIII в. в одноименном квартале в западной части Константинополя. Единственное упоминание этого монастыря содержится в актах Седьмого Вселенского собора (г. Никея, 787 г.). *
Параман (параманд) — деталь монашеского облачения; четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий Страстей и черепа Адама. Носится на теле под одеждой на 4 шнурах, пришитых по углам. Символизирует крест, который берет на себя инок, следуя за Спасителем. *
Парамонарий (просмонарий) — привратник, страж и хранитель храма, контролирующий входные ворота в храм или монастырь, запирающий и отпирающий двери, следящий за порядком, возжигающий свечи, выполняющий другие работы, а также исполняющий обязанности ночного сторожа. *
Парастас — «стояние возле»; заупокойная всенощная служба. *
Парекклесия — вспомогательная часовня.
Паригоритисса — «заступница, утешительница»; эпитет Богоматери. *
Парохия (парикия) (parochia) — церковно-административная единица в позднеримское время, христианская община из епископа, клира и паствы. Позднее соответствующие ранним парохиям церковно-административные округа получили название епископских округов или епархий, а термин парохия был оставлен только для сельских приходов, во главе с пресвитером, подчиненным городскому епископу. *
Пастор, протестантский священник.
Пасха - Главный христианский праздник
Пасхалия — определение времени празднования Пасхи.
Патена — «миска»; жертвенная чаша, серебряное блюдо с изображением креста в середине донца. *
Патер (лат. pater — отец), священник в католической церкви.
Патерик — «отечник»; сборник кратких жизнеописаний отцов Церкви.
Патриарх (от греческого «отец, управляю»), высший титул главы самостоятельной (афтокефальной) христианской церкви.
Патриархи Русской православной церкви
ПЕ Пелагианство - ересь, возникшая в первые годы V века в Риме.
Пелена Христова (Туринская плащаница) — льняное полотнище, длиной 4 м и шириной 1 м, которым для погребения было укрыто тело Иисуса Христа.
Первосвященник, духовный глава у ветхозаветных евреев.
Перивлепт — монастырь Богородицы Перивлепты, располагавшийся в юго-западной части Константинополя. *
Перивлепта — «обращающая взоры, восхитительная»; эпитет Богоматери и Ее иконографический тип, близкий Одигитрии, со слегка склоненным ликом Матери к младенцу Христу, что придает образу строгий характер. *
Периодевт (протопоп) — пресвитер, по назначению епископа управляющий церковным округом в рамках епархии. В Русской Православной Церкви эта должность ныне называется «благочинный». *
Перун - главный бог восточнославянского язычества до принятия христианства.
ПИ Пифии, древнегреческие жрицы-прорицательницы в Дельфах.
ПЛ Платитера — «широкая»; иконографический тип изображения Богоматери с поднятыми в молитве руками и с образом Христа-Эмманула на груди. Соответствует русскому иконографическому типу «Знамение». *
Плащаница — плат с изображением тела Иисуса Христа (после снятия с Креста) или усопшей Богородицы. Плащаница Иисуса Христа употребляется во время богослужений Великой Пятницы и Великой Субботы, плащаница Богородицы — при богослужении в праздник Успения Богородицы. *
ПН Пневматик — «духовник»; иеромонах, принимающий исповеди насельников монастыря и наставляющий их в благочестии. *
ПО Позвизд - почитаемый славянами бог ветра и бурного ненастья. Повелитель ветров, Позвизд, живет далеко на севере. Он пролетает над полями и лесами в широком развивающемся плаще. Жаркий дневной вечер славяне называют Полуденным или Подага, то есть поджигающий. Ночной прохладный ветер называют Полуночным. При этом все ветра являются внуками Стрибога. Братом Позвизда является Догода, бог тихой ясной погоды. В образе русоволосого кудрявого юноши с васильковым венком на голове, раскинув крылья, Догода неспешно летит над землёй, держа в руке ветвь цветущего шиповника.
Покаяние - таинство христ. церкви, в котором верующий при устном исповедании перед священником своих грехов получает через него прощение и разрешение именем Христа. На Руси церк. Покаяние состояло в том, что виновный в одной рубашке, с факелом или свечой в одной руке, с веревкой - в другой, на коленях у дверей церкви просил прощения своей вины. Покаянники, верижники, т. е. лица, предававшиеся Покаяние, посту и молитве, чтобы истязать свою плоть (как бы очищая её и душу т скверны), надевали на себя вериги (цепи и т. д.), иногда очень большого веса, и ходили, избивая себя при атом плетью.
Покров Богородицы - праздник православной церкви (отмечается 1 октября старого стиля), установлен (903) в Византи по случаю видения Богородицы во Влахернском соборе Константинополя во время всенощной службы, на воздухе с ангелами, пророками и апостолами, покрывавшей христиан своим омофором. За этим видением, открытым неким Андрею и Епифанию (местным блаженным), позже причисленным к лику святых, последовала победа христиан над арабами, осадившими столицу страны.
Полазник - славянский бог, олицетворяющий Новый Год. Полазник первым входит в дом с наступлением Нового Года, неся плодородие и счастье. Хозяева гадают - если Полазник окажется удачливым человеком, год обещает быть благополучным. Если Полазник мужчина, ожидают рождение мальчика и животных мужского пола. Придет женщина, ожидают женский пол. Не редко в дома на Новый Год вводят домашних животных. На Новый Год Полазника чествуют пиршеством и произносят заклинания над поленом, прося о здоровье для людей и приплода для скота. [Поляки рождественскую елку называют подлазник.]
Полкан - славянское божество, представляемое в образе полуконя, получеловека. Славяне верят, что солнечных коней Свентовита стережет Полкан. Он же пасет небесное стадо иных славянских богов. Ещё одно близкое Полкану существо славянской мифологии зовётся Китоврас и представление о нём, по-видимому, взаимосвязано Кентавром.
Полель - второй сын Лады, бог супружества. Полеля представляют в простой рубахе и в терновом венке, дарующим супруге такой же терновый венок. Полель благословляет женящихся на полную терний будничную супружескую жизнь.
Поминальные дни - дни поминовения умерших в православной церкви - 3-й, 9-й и 40-й после кончины и годовщина смерти. Древние русские синодики на основании выводов Никифора Каллиста объясняют выбор этих дней следующим образом: на 3-й день лицо умершего становится неузнаваемым, на 9-й день после смерти всё тело разрушается, кроме сердца, на 40-й день разлагается и сердце. В православной церкви есть ежегодные общие Поминальные дни, суббота мясопустная, суббота троицкая - накануне праздника Пятидесятницы, родительские субботы - во время Великого поста (недели - 2, 3 и 4), радуница (вторник Фоминой недели) и Димитриевская суббота (перед 26 октября ст. ст., когда поминаются все умершие с 1380 - великий князь Дмитрий Инанович Донской установил его в память убитых в Куликовской битве; в этот день, как и 20 августа ст. ст., поминаются все воины, не вернувшиеся с поля битвы).
Поминки - молитвенное поминание усопших
Понтифик - член одной из главнейших коллегий Древнего Рима, осуществлявшей надзор за другими жреческими .коллегиями, руководившей составлением календарей жертвоприношений, обрядов.
Понтификат (от лат. pontifex - первосвященник, верховный жрец) - власть и период правления папы римского.
Посаженные родители - лица, играющие в православном бракосочетании важную роль. Они выбираются из наиболее почётных родственников или знакомых новобрачных. При отсутствии у последних родителей они благословляют молодоженов иконами при отправлении из дома в церковь для венчания. Посаженных родителей сажают на самое почётное место в доме (отсюда и название посажёные). Им даётся право совета и руководства в семейных делах новобрачных. Обычай иметь посажёных отца и мать происходит из Греции. Там, например, посажёный отец назывался «отец по духу».
Послушник - в русских монастырях человек, готовящийся к принятию монашества. Он ещё не дал монашеских обетов, не принадлежит к монастырскому братству, не называется монахом, не носит полной монашеской одежды. Обязанность послушника в монастыре сводится к исполнению разных послушаний, т. е. низших церковных служб при богослужении и по монастырскому хозяйству, по назначению настоятеля. // Послушник — человек, готовящийся к монашескому постригу и проходящий испытание послушанием в монастыре. *
Потир — чаша, в которой на литургии освящается вино; из нее верующие причащаются святых тайн. // Потир — церковная ритуальная чаша, в которой во время таинства Евхаристии вино пресуществляется в Кровь Христову.
Пояс Пресвятой Богородицы — одна из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери.
ПР Праведный — святой, что, будучи мирянином и живя в миру, вел святую и праведную жизнь. *
Прелат (лат. praelatus — поставленный над кем-либо), титул высокопоставленного католического духовного лица.
Премонстранты (Норбертины, Белые каноники) - духовный орден
Преподобномученик — монах, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. *
Преподобный — святой монашеского звания, а также святой подвижник или отшельник. *
Пресвитер — «старейшина»; в раннехристианских общинах — управляющий, позднее — священнослужитель Христианской Церкви. *
Пресвитериум — пресвитерский совет Константинопольской патриархии, своего рода церковный кабинет министров. За исключением чина протопресвитера, все эти должностные лица могли быть не только священниками, но и диаконами. *
Престол — четырехсторонний стол на четырех столпах посредине алтаря христианского храма (а также трон монарха или патриарха).
Примас (лат. первенствующий), в католической церкви — титул главы церкви. // Примас (primas) — «первый»; в древней Церкви так именовали главных епископов диоцезов. Они надзирали за епископами своего диоцеза и председательствовали на Поместных соборах. *
Примикирий нотариев — церковное должностное лицо, руководившее работой писцов на церковных соборах. *
Приход — наименьшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром. *
Причт — состав священнослужителей и церковнослужителей, служащих при каком-либо храме. *
Прове или Проно - бог пророчеств балтийских славян. [Идол бога Прове стоял в землях славян вагров. Там же произрастала роща, посвященная этому богу.]
Прозелит — «пришелец»; человек, принявший новую веру; новообращенный — горячий приверженец своей религии. *
Проложные сказания — сборники кратких житий святых, патериковых легенд, поучений и назидательных рассказов, расположенных по месяцам и дням года. Возникли в Византии в X-XI вв. *
Пронойя — предопределение, Провидение, Божественный промысел. *
Пророки, «вдохновенные люди, провозвестники воли божией».
Пророчества — предсказания грядущих событий, основанные на мистическом откровении.
Протестантизм — одно из крупнейших направлений христианства, объединяющее ряд самостоятельных Церквей и сект. Название произошло от «протестации» — протеста против решения в 1529 г. на Шпейерском сейме об ограничении распространения в Германии лютеранства. Протестантами называют всех последователей Реформации XVI в., выступивших за обновление Католической Церкви.
Протодьякон - в православной церквной иерархии 1-й, или главный, дьякон в епархии, занимающий обычно свою должность при кафедральном соборе епархиального города.
Протоиерей (устарелое - протопоп) - в православной церковной иерархии - священник (гл. среди священников данной церкви). Входит в состав белого (немонашествующего) духовенства. Официальное церковное обращение - «Ваше преподобие».
Прощенники - категория феодалально-зависимого населения средневековой Руси. Впервые упомянуты в юридических актах XII-XIII веков. Очевидно, прежде были холопами, получившими свободу («прощение») при условии, что они будут работать на монастырских землях. В фискальных отношениях были подвластны епископу и платили ему за это феодал, ренту.
Прощеное воскресенье - воскресенье Сырной недели, в евангельском и апостольском чтениях которого церковь предлагает свои наставления, касающиеся Великого поста. Он должен начаться прощением людям их согрешений и состоять в нелицемерном, пред очами Отца Небесного, исполнении правил прощения и «неосуждённом» отношении к ближним. Напоминание о грехах было особенно насущным ввиду того, что в этот день заканчивались языческие по происхождению масленичные гуляния. На этом основывается обычно испрашиваемое прощение друг у друга, равно как и хождение на могилы для той же цели.
ПС Пассионисты (Братья Страстей Господних, Клирики братства Святого Креста и Страстей Христовых) Конгрегация, основанная в 1720 году в Пьемонте с целью поучения народа путем проповедей о крестной смерти Христа. Она сильно распространилась в Италии и имела значительные миссии в Болгарии и Валахии.
Псалтырь - ветхозаветная книга, содержащая 150 молитвенных песнопений, по традиции приписываемых царю Давиду. Некоторые псалмы включены в ритуал христианского и иудейского богослужения. У восточных славян псалтырь появилась в переводе с греческого языка одновременно с принятием христианства и получила широкое распространение. Цитаты из неё есть во многих памятниках древнерусской литературы («Поучение Владимира Мономаха» и др.). По салтырю на Руси учились грамоте вплоть до XVIII века. Существовали псалтыри. толковые, гадательные и следованные (богослужебные).
Псковско-Печерский монастырь - мужская обитель в г. Печоры Псковской области В XVI-XVII веках - важнейший форпорт обороны на западе России. Возник около середины XV века, когда в пещерах горы появились первые пустынники. В 1473 году здесь была построена пещерная церковь Успения Богородицы. После разгрома монастыря ливонскими рыцарями он был восстановлен (1519) пским дьяком М. Г. Мунехиным. В 1553-1565 годы Псковско-Печерский монастырь обнесли стенами и башнями, выложенными из местного известняка. В 1581 -1582 годы монастырь выдержал осаду войска Стефана Батория. Кроме Успенской церкви, были возведены в 1523 году главная звонница, в1541 году - церковь Благовещения и в 1665 году - надвратная Никольская церковь.
Примечания * Использованы материалы кн.: Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |