№ 2'03 |
К СТОЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ПУШКИНИСТА С. С. ГЕЙЧЕНКО |
ЮБИЛЕИ |
|
НОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАXPOHOСРусское поле:ВЕСТНИК МСПССЛОВОБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫМОЛОКО - русский литературный журналРУССКАЯ ЖИЗНЬ - литературный журналПОДЪЕМ - литературный журналОбщество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова |
К СТОЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ПУШКИНИСТА С. С.
ГЕЙЧЕНКО
Слово о близком друге При всей когда-то широкой популярности Семена Степановича Гейченко, при демократичности его натуры, все же в интеллектуальной, духовной жизни его многое оставалось неизвестным. Мне всегда казалось это несправедливым. Так возникло желание сесть за написание книги*. Но дело не вышло таким уж легким, как представлялось поначалу... В первые августовские дни 1989 года раздался телефонный звонок из Михайловского, Семен Степанович был грустным, приглашал в гости, а заканчивая разговор, вдруг обронил, что пошла последняя неделя его директорства. Я знал, что он уже несколько раз подавал заявление о выходе на пенсию. Значит, свершилось, решил я. И вместе с друзьями поспешил в Михайловское. ...Но, как и ожидалось, сложив с себя тогда, в 1989 году, директорские полномочия, Семен Степанович не покинул заповедник. Совет Министров РСФСР поручил ему оставаться здесь главным консультантом-хранителем. Он продолжал неутомимо жить всеми заботами заповедника, готовясь к двухсотлетнему юбилею поэта, и закончил строительство грандиозного Дворца славы поэта в Пушкинских Горах, названного теперь научно-культурным центром. Он, может быть, как никто другой из умудренных пушкинистов, знал истинную цену народному юбилею поэта. Ведь его пушкинская деятельность в Михайловском начиналась с правительственного поручения: восстановить сожженную фашистами михайловскую усадьбу поэта к 150-летию со дня рождения Пушкина. Это было в марте 1945 года. С этих пор размеренно и страстно, увлеченно и кропотливо, романтично и вдохновенно, энергично и деятельно, пророчески и бесстрашно он строил родовое пушкинское гнездо, распространив свое духовное влияние на тысячи километров по русской равнине, вдохнув в самые трудные годы в русскую душу священный пламень пушкинского Духа. Он совершил духовный подвиг и этим обессмертил себя в истории русской и мировой духовной жизни. Его нет с нами уже почти десять лет, с августа 1993 года. Тело его осталось на возрожденной им земле. На фамильном кладбище Осиповых-Вульфов, на отроге второго холма в Тригорском покоится он рядом со своим драгоценным спутником жизни и деятельности Любовью Джелаловной. Мир праху их! Но нам, живым, остается, не останавливаясь, действовать, искать истину, созидать, помня о мудрости предшественников, ценя их высокие деяния. Образ творческой, научной, писательской деятельности Семена Степановича не оставляет меня все эти годы, как и образ удивительного человека, добрейшего, мудрейшего, тонкого и прозорливого ценителя всего прекрасного в этой грешной жизни. И, возвращаясь к памяти его, моим первым желанием было внести в размышления о нем новые веяния, полемику с новым временем, с его разрушительными нравственными, психологическими, музееведческими процессами, которые коснулись, и еще как разрушительно коснулись, Пушкинского заповедника. Но, как любил повторять Семен Степанович, святое провидение по-пушкински отвело мою руку, укрепило мое сердце и мою веру в великое романтически-возвышенное творение, созданное великим Гейченко на Пушкинской земле. Я решил, что, не вступая в полемику с прагматиками нового времени, надо созидать и нести образ поэтического Единения неба, земли и вдохновения, чем в упоительном совершенстве владел Семен Степанович Гейченко. Он читал рукопись моей книги «Заповеди блаженства», благословил ее на издание и успел еще, как это всегда с ним бывало, по давней-давней привычке торопливо полистать первый экземпляр, пахнущий типографской краской, и нырнуть в него носом с нацепленными на самый кончик очками. И насладиться повторным выхватыванием отдельных мест. Мог ли я ради разоблачения горестных новоделов поступиться высокими чувствами Семена Степановича, которые вдохновляли его до последнего вечного часа. Я ни к чему не притронулся в этой книге, почти через десять лет переиздавая ее, оставил все как было при живом волшебнике. Ведь его духовному волшебству жить и жить. Оно, я глубоко в этом уверен, переживет еще не одно поколение реформаторов-новодельцев, которые по-мышиному старательно будут разрушать им воздвигнутое. Но то, что сделал Семен Степанович, скроено на века, как Новгородская София, как Соловецкий монастырь, как Троице-Сергиева лавра. Это бессмертные творения нашего народа, бессмертные стражи Его национального Духа, который не выбьешь из русской памяти никакими новоделами. Мы вместе с ним любили Пушкина, любили незримо делить мысли и чувства, тревожно памятные. А поэт всегда был с нами, наш полемист, единомышленник, задира, насмешник и наш великий мудрец, гений. Это место он никогда не покидал в наших долгих напряженных посиделках. Теперь, друзья, тот самый момент, когда надо поднять бокал шипящего шампанского (они оба — Пушкин и Гейченко любили звон бокалов) за здравие муз — без них нет ни радости, ни печали созидательно творческому сердцу. Арсений Ларионов |
© ВЕСТНИК МСПС, 2003 |
|
|
ВЕСТНИК
МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА ПИСАТЕЛЬСКИХ СОЮЗОВ № 2 (62) март 2003 WEB-редактор Вячеслав Румянцев |