Красных войск восстание
       > НА ГЛАВНУЮ > ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ > >

ссылка на XPOHOC

Красных войск восстание

1351-1366 гг.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

«Красных войск» восстание

«Красных повязок» восстание 1351-1366 годов, - привело к свержению в Китае монгольского иноземного ига императорской династии Юань и созданию империи Мин; состояло из нескольких самостоятельных восстаний (в Северном и в Центральном Китае), объединенных общим названием «Красных войск» восстание (по отличительному знаку повстанцев - красному платку).

Крестьянское восстание в Северном Китае началось в 1351 году под руководством Хань Шань-туна (главы тайного общества «Белый лотос») и Лю Фу-туна. Однако уже в самом начале восстания, в 1351 году, Хань Шань-тун погиб, и Лю Фу-тун остался фактическим вождем повстанцев, выдвинувших антимонгольский лозунг восстановления власти китайской династии Сун (960-1279), свергнутой монголами. Помимо антимонгольской направленности, восстание имело и антифеодальный лозунг, выраженный в религиозной форме. Так, восставшие провозгласили о пришествии в мир будды Майтреи, который уничтожит насилие и несправедливость и создаст страну всеобщего богатства и счастья. В 1353-1354 годы правительственные войска нанесли поражение повстанцам, однако после временного отступления последних в 1355 году начался новый подъем восстания. В начале 1355 года восставшие объявили о восстановлении империи Сун во главе с сыном Хань Шань-туна Хань Линь-эром, провозглашенным повстанцами императором. В 1358 году повстанцы осадили столицу монгольских императоров город Даду (Пекин), а в 1359 году взяли Бяньлян (Кайфын), овладели Шаньдуном и на Северо-Востоке дошли до Кореи. В поддержку юаньских правителей выступили феодалы северных районов Китая, которым монголы дали допуск к высшим должностям. В 1357 году реорганизованные при поддержке китайских феодалов правительственных войска начали широкие карательные операции против повстанцев на Севере Китая. К 1362 году им удалось разгромить восстание. Лю Фу-тун погиб, Хань Линь-эр бежал в Центральный Китай к руководителю повстанческого движения в этом районе Чжу Юань-чжану.

В 1351 году началось крестьянское восстание и в среднем течении реки Янцзы. Как и восстание на Севере Китая, его также возглавили члены общества «Белый лотос», влияние которого в районе среднего течения Янцзы было еще более сильным. В связи с тем, что монгольский гнет ощущался здесь меньше, а степень эксплуатации крестьян китайскими феодалами была высокой, то восстание в этом районе приняло прежде всего антифеодальную направленность. Ясного антимонгольского лозунга повстанцы во главе с Сюй Шоу-хоем не выдвинули. В 1359 году Сюй Шоу-хой в результате междоусобной борьбы был убит одним из своих военачальников. В том же году повстанцы под руководством Чэнь Ю-ляна, ставшего во главе восстания вместо Сюй Шоу-хоя, овладели уже всем средним течением Янцзы, землями в Цзянси, Хугуане и частично в Цзянсу и Чжэцзяне.

В Центральном Китае, в районе Цзицина (Нанкина) крестьянское восстание началось в 1352 году. Во главе повстанческих отрядов, действовавших под руководством общества «Белый лотос», оказался городской богач Го Цзы-син. Вскоре в отряд Го Цзы-сина вступил буддийский монах - сын бедного арендатора Чжу Юань-чжан, ставший вскоре ближайшим помощником Го Цзы-сина. В 1353 году Чжу Юань-чжан создал свой отряд и начал самостоятельные операции. Го Цзы-син и Чжу Юань-чжан постепенно отошли от других крестьянских руководителей восстания и стали искать сотрудничества с местными феодалами, которые старались направить восстание в русло чисто антимонгольской борьбы. В 1355 году Го Цзы-син умер. С 1356 года Чжу Юань-чжан стал единственным главой восстания в этом районе. Отряды повстанцев, овладев (в 1356 году) Нанкином, сделали его своей столицей. В 1355 году Чжу Юань-чжан признал власть повстанческого императора Хань Линь-эра, используя его авторитет для привлечения симпатий трудового народа. Однако, встав в середине 50-х годов 14 века на сторону китайских феодалов, Чжу Юань-чжан одно за другим разгромил крестьянское восстания в Центральном Китае (в среднем течении Янцзы), объединив эту часть страны под своей властью, и в 1366 году убил Хань Линь-эра. В 1367 году армия Чжу Юань-чжана начала Северный поход против монгольских правителей. В начале 1368 года Чжу Юань-чжан провозгласил создание империи Мин и стал ее первым императором. В середине 1368 года его армия взяла столицу монголов Даду, последний император-монгол бежал в степи. Монгольское господство в Китае было свергнуто.

Движение Чжу Юань-чжана, в отличие от восстаний Лю Фу-туна и Сюй Шоу-хоя, не имело антифеодальной направленности, но оно завершило начатое крестьянскими повстанцами Лю Фу-туна дело национального освобождения страны.

В советской историографии «Красных войск» восстание определялось либо как крестьянская война, принявшая "национальную окраску", а Чжу Юань-чжан - как выразитель интересов феодализировавшейся верхушки восстания и старых феодалов (А. Петров, Классовая природа монгольской династии Юань в Китае, Л., 1931; П. Гриневич, К вопросам истории китайского феодализма, "Проблемы Китая", 1935, No 14; Л. А. Боровкова, Восстание "Красных войск" и возвышение Чжу Юань-чжана, "НАиА", 1961, M; 2), либо как антимонгольская война, а Чжу Юань-чжан - как крестьянского вождь (Г. С. Кара-Мурза, Лекции по истории Китая. Средние века, М., 1940; История стран зарубежного Востока в средние века, М., 1957).

Гоминьдановская историография провозгласила Чжу Юань-чжана национальным героем, освободившим китайский народ от иноземных завоевателей ("Миньбао", 1905, No 5; Ван Тун-Лин, История Китая (Чжунго ши), т. 3, Бэйпин, 1934; Чжоу Гу-чэн, История Китая (Чжунго тунши), 2 изд., т. 2, Шанхай, 1956).

Историки КНР У Хань, Ван Чун-у и другие определяют «Красных войск» восстание как антимонгольское восстание (У Хань, Биография Чжу Юань-чжана (Чжу Юань-чжан чжуань), 1949. Другие китайские историки называют «Красных войск» восстание антиюаньским движением (Лай Цзя-ду, Об антиюаньском восстании под руководством Лю Фу-туна (Шилунь Лю Фу-тун со линдаоды фаньюань да ции), "Лиши цзяосюэ", 1957, № 1; Шу Фэнь, О Чэнь Ю-ляне (Шилунь Чэнь Ю-лян), "Гуанмин жибао", 1963, 14 августа, No 5101). В настоящее время в китайской историографии преобладает мнение, что «Красных войск» восстание было классовой борьбой крестьян против китайских и монгольских феодалов (Гуань Вэнь-фа, О характере восстания в конце Юань и позиции китайских помещиков в нем (Гуаньюй Юань мо цииды синчжи цзи ханьцз дичжуцзецзи дунсян лянгэ вэньтиды шантао), "Ухань Дасюэ жэньвэнь кэсюэ сюэбао", 1959, № 8; Чжао Цзи-янь, К вопросу о противоречиях в юаньском обществе (Гуаньюй юаньчао шэхуй чжунды маошунь вэньти), "Шисюэ юэкань", 1960, No 1).

В западноевропейской историографии специальных исследований о «Красных войск» восстании нет. До 1959 года общепринятой считалась точка зрения В. Эберхарда (W. Eberhard, A history of China, Berk. - Los. Ang., 1950), утверждавшего, что восстания в конце Юань начались как «социальная революция», а потом приняли национальный характер. В 1959 году В. Франке (см. "Das Jahrhundert der chinesischen Revolution (1851-1949)") высказал мнение, что «Красных войск» восстания были направлены и против богатых шэныпи, и против иноземных угнетателей, но поскольку повстанцы воевали и между собой, то «это была война всех против всех».

Л. А. Боровкова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.


Далее читайте:

Весь мир в XIV веке (хронологическая таблица).

Китай в XIV веке (хронологическая таблица).

Исторические лица Китая (биографический справочник).

Все о Китае и китайцах (справочник).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС