Деулинское перемирие |
|
1618 г. |
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Деулинское перемириеДеулинское перемирие - русско-польский договор о перемирии, подписанный в монастыр. с. Деулино в кон. 1618 и завершивший активные военные действия между Речью Посполитой и Россией, начавшиеся в марте 1616 и вызванные к жизни желанием поляков закрепить за собой Смоленск, отобранный у России в Смутное время. Благодаря рейду казацк. гетмана П. К. Сагайдачного к Москве с юга польск. королевич Владислав сумел летом 1618 взять Мещовск, Козельск, Можайск, Звенигород и др. В кон. сентября - нач. октября он приблизился к укреплениям рус. столицы и начал готовить штурм Белого города. Кроме того, королевич отрядил большую часть войска на захват Троице-Сергиева монастыря, к-рый полякам так и не удалось взять в 1609-1610. Измена у поляков свела на нет все их приготовления к приступу у Арбатских ворот Белого города, и они вынуждены были с большими потерями отойти от стен Москвы. Однако моск. прво не смогло использовать поражение польск. войска и «принудить его к тяжелому, связанному с потерями, зимнему отступлению в Польшу, а пошло, по совету церкви, обеспокоенной продолжающейся осадой поляками Троице-Сергиевой лавры, на выгодное в тогдашней ситуации для поляков и архимандрита лавры перемирие ». Переговоры начинались несколько раз, стороны то и дело переносили не только их время, но и место: первые контакты произошли 17 октября на Пресне, т. е. сразу же после катастрофы у Арбатских ворот, но спустя 2-3 недели по просьбе духовенства их перенесли в с. Святково, в 7 км от Троицкой обители, на т. н. старой Аглицкой дороге, а затем, в кон. ноября - в Деулино, в 4 км от лавры, и все переговоры происходили уже полностью под надзором «монастырских», а не воевод и цар. дипломатов: снять осаду с лавры «считалось важнее, чем вынудить поляков, используя военно-тактическое давление и обстоятельства снабжения и зимнего времени, отступить от Москвы хотя и на 2-3 месяца позже, но зато окончательно, после чего, усиливая военный нажим, заставить их пойти на прочный и выгодный для России мир. Такая тактика, однако, заставила бы монахов в Троицкой лавре, быть может, полгода выдержать польскую блокаду и немного “попоститься”. Именно это не устраивало церковников, приобретших за время Смуты значительное влияние на политические и вообще дворцовые дела. Таким образом, церковь как организация оказалась не только виновной в невыгодности для России Деулинского перемирия, но и к тому же, стремясь скрыть свои узковедомственные и корыстные мотивы при заключении этого акта, выступила как фальсификатор истории, распространяя с этих пор миф о том, что якобы мир, достигнутый с поляками, был возможен только с помощью церкви и только ввиду особого “заступничества на небесах” со стороны св. Сергия Радонежского». Д. п. было подписано на 14,5 лет 1 декабря, т. е. с 25 дек. 1618 по 25 дек. 1631, после чего продлевалось на полгода, чтобы успеть за это время достичь соглашения о заключении полного мира. От России перемирие подписали великие и полномочные послы: бояре Ф. И. Шереметев, кн. Д. И. Мезецкий, окольничий А. В. Измайлов, дум. дьяк И. И. Болотников и секретарь посольства дьяк М. Сумин. От Речи Посполитой: еп. Каменецкий и Кобринский А. Новодвоссич, 1-й посол; К. Плахта, 2-й посол; вел. гетман и канцлер Литовский Л. Сапега; гетман польный А. Гонсевский; секретарь посольства Я. Собеский. По условиям перемирия, поляки оставляли за собой: Смоленск, Белый, Рославль, Дорогобуж, Серпейск, Трубчевск, Новгород-Северский с округами по обе стороны Десны, а также Чернигов с областью, Стародуб, Перемышль, Почеп, Невель, Себеж, Красный, Торопец, Велиж с их округами и уездами, со всем находящимся на их терр. нарядом, со всеми жителями, кроме купцов, к-рым было предоставлено право оптации. Речь Посполитая возвращала России захваченные в ходе войны гг. Можайск, Козельск, Мещовск и Вязьму. Граница между Россией и Польшей на главном, СмоленскоМосковском, направлении устанавливалась по линии примерно на равном расстоянии между гг. Вязьма и Дорогобуж. Царь Михаил Фёдорович отказывался от титула «князя Ливонского, Смоленского и Черниговского ». Король Сигизмунд III отказывался от титула «царя Руси» («великого князя Русского»). Поляки обязывались вернуть икону св. Николая Можайского, похищенную ими и вывезенную в Польшу (1611). Причём «включение этого пункта по настоянию церкви было осуществлено в обмен за согласие России на важные территориальные уступки». Стороны обязались произвести обмен пленными к 15 февр. 1619 и, в первую очередь, - моск. посольством во главе с тушинским патр. Филаретом (отцом царя Михаила) и боярином кн. В. В. Голицыным. После подписания Д. п., когда на зап. границе Моск. гос-ва объявился лжецаревич Иван Дмитриевич, назвавшийся сыном Лжедмитрия I и Марины Мнишек, «некоторые из московского народа стали сноситься с запорожцами. Но польск. король, узнав об этом, предостерег казаков, чтобы они не шли ни на какие выдумки и разъехались бы с границ». Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
Далее читайте:Польша (хронологическая таблица)
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |