Архиерейский собор РПЦ |
|
1997 г. |
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Архиерейский собор РПЦАрхиерейский собор Русской Православной церкви 1997 года состоялся в Москве 18—23 февраля в Свято-Даниловом монастыре под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С основным докладом на соборе выступил Патриарх, сделавший обзор деятельности Русской Церкви за время после предыдущего Архиерейского собора 1994 года. В докладе подчеркивалось, что возрождение коснулось каждой епархии, каждого монастыря и прихода. Практически во всех епархиях, несмотря на трудные и сложные условия, ведется активная созидательная работа по восстановлению храмов, возрождению приходской и монашеской жизни, на ниве духовного просвещения, миссионерства, церковной благотворительности и социального служения, попечения о военнослужащих и заключенных. Общецерковную значимость приобрело воссоздание храма Христа Спасителя — символа духовного возрождения России. Созданы новые синодальные учреждения: Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Миссионерский отдел. В докладе отмечалось увеличение числа духовных школ: количество духовных семинарий с 1994 года выросло с 14 до 21, было открыто 28 духовных училищ. Общее число обучающихся в духовных школах Московского Патриархата составляет более 6400 чел., вместе с учащимися регентских, иконописных и катехизаторских школ и учащимися-заочниками. Всего в России на данный момент существует около 1550 воскресных церковно-приходских и монастырских школ, при них 93 детских сада. Действует около 40 православных общеобразовательных школ, гимназий и лицеев в 19 епархиях. Успешно функционируют Российский православный университет св. ап. Иоанна Богослова и Царицынский православный университет. В стадии становления находится несколько высших православных учебных заведений. С января 1997 года проводятся еженедельные передачи на кабельном телевидении Москвы с участием московского духовенства. Создана общецерковная миссионерская структура, включающая в себя Миссионерский отдел и институт епархиальных миссионеров. Для координации епархиальных миссионерских программ организован выход общецерковного миссионерского журнала "Миссионерское обозрение". Подготовке миссионерских кадров призвана содействовать Духовная семинария с миссионерской направленностью, открытая в 1996 году в Белгороде. Патриарх подчеркнул значительное усиление работы в области благотворительности, осуществляемой на общецерковном уровне через Отдел церковной благотворительности и социального служения. Одной из важнейших задач, стоящих перед Отделом церковной благотворительности и социального служения, признано установление соответствующих контактов с государственными и общественными структурами, от которых зависит формирование и реализация социальной политики. В рамках взаимодействия с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями церковью подписаны совместные заявления с 5 российскими министерствами и ведомствами, имеющими воинский контингент (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная пограничная служба. Федеральное агентство правительственной связи и информации, Министерство по делам чрезвычайных ситуаций). Предусмотрен ряд мероприятий с участием церкви по преодолению духовного кризиса, укреплению правопорядка и законности. Готовится подписание соглашения с Министерством обороны, в к-ром найдет отражение задача духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания воинства, а также реализации религ. прав военнослужащих. Духовная работа среди военнослужащих предполагает взаимодействие и поиск путей сотрудничества с традиционными для России религиями — исламом, буддизмом и др. В то же время была подчеркнута недопустимость прозелитизма и деструктивных культов. Особое внимание в докладе было уделено работе с молодежью. Эту работу ведет Всецерковное православное молодежное движение, которое призвано привлечь детей и подростков, юношей и девушек в лоно церкви, объединить молодых правосл. христиан для участия в церк. жизни. Москва, Вятка, Кострома, Новгород, Новосибирск, Смоленск стали местами проведения семинаров и конференций представителей движения. Основными вопросами, поднимающимися на этих встречах, были активизация миссионерской работы в молодежной среде, продолжение работы над концепцией движения, противодействие тоталитарным сектам. Говоря о межцерковных связях, патриарх подчеркнул, что в 1995—1996 годы традиционно братские отношения между Константинопольской и Русской Поместными церквами были нарушены из-за вмешательства Константинопольского Патриархата в церковную жизнь на канонических территориях Русской церкви — в Эстонии и, косвенно, на Украине. 16 мая 1996 года совместным решением Синодов двух Патриархатов стороны договорились о восстановлении канонического общения. Переговоры между Константинопольским и Московским патриархатами по вопросу о статусе Православной церкви в Эстонии продолжаются. Несмотря на все усилия раскольников, поддержанных в некоторых местах властью и прессой, клир и верующие на Украине отвергли раскол. Большинство пастырей и мирян сохранили верность канонической Украинской Православной церкви, находящейся в духовной связи с Московским Патриархатом и молитвенно-евхаристическом общении со всеми поместными правосл. церквами. В юрисдикцию этой церкви входит свыше 6500 приходов. Отношения с так называемым Архиерейским синодом Русской Православной церкви за границей продолжают оставаться напряженными. Их возможному положит, развитию препятствуют случаи принятия этой церковью в свою юрисдикцию клириков Московского Патриархата, запрещенных в священнослужении за различные нарушения канонической дисциплины. Среди епископата Русской Правосл. церкви за границей становится заметным стремление к поиску взаимоприемлемых форм диалога с Московским Патриархатом. Анализируя межконфессиональные и межрелигиозные отношения, патриарх отметил, что продолжался плодотворный диалог РПЦ с древне-восточными (дохалкидонскими) церквами. Отношения с Римско-католической церковью строятся с учетом того факта, что Католическая церковь является Апостольской церковью, где сохраняется преемство рукоположений. Однако отношения с Ватиканом омрачены проявлением католической "экспансии" на канонические территории Русской церкви. В первую очередь это относится к Украинской Греко-Католической церкви, которая на рубеже 80—90-х годов начала активно восстанавливать свои структуры на Западной Украине, захватывая храмы силой, изгоняя при помощи проуниатски настроенных местных властей православные общины и священников. Кроме того, миссия Католической церкви на канонической территории РПЦ зачастую носила прозелитическую окраску. В связи с этим РПЦ, как и другие поместные православные церкви, представленные в Смешанной международной комиссии по православно-католическому диалогу, решила переориентировать этот диалог с теоретических богословских вопросов на острые практические проблемы, связанные с униатством и прозелитизмом. В этом же направлении развивался диалог между Русской Православной и Римско-католической церквами. Отмечены положительные моменты в двусторонних связях с протестантскими церквами, однако названы и отрицательные факты, которые затрудняют ведение богословского диалога. Это, в первую очередь, расширение практики женского священства. Проводятся регулярные встречи с представителями иных религий — ислама, буддизма, иудаизма. Обсуждаются вопросы межрелигиозного диалога и сотрудничества, взаимоотношений с государством, армией и средствами массовой информации, современного развития общества, нравственного совершенствования семьи, школьного образования. Важным аспектом отношений РПЦ с государственной властью за истекший период, подчеркивалось в докладе, было взаимодействие в таких областях, как миротворчество, сохранение и развитие культурного наследия, благотворительность, забота об общественной нравственности. Конструктивные и взаимополезные связи установились у церковного священноначалия с руководством Российской Федерации, большинства других стран Содружества Независимых Государств и Балтии. Важным аспектом церковно-государственных взаимосвязей является отношение церкви к процессу совершенствования законодательства о свободе совести и религиозных организациях. Пожелания церкви к данному законодательству известны: это наведение большего порядка в регламентации религиозной деятельности иностранцев и иностранных организаций, защита личности и общества от разрушительной деятельности псевдорелигиозных объединений, обеспечение нормального доступа церкви к правосл. людям в армии и школе, освобождение церковных структур от чрезмерного налогового бремени. Сложилось доброе сотрудничество церкви с местными органами власти, которые много делают для возрождения церк. жизни, восстановления памятников православной культуры. Церковь неоднократно обращала внимание властей и общества на такие острые проблемы, как рост социального неравенства, бедность, задержки выплаты зарплат и пенсий, преступность, алкоголизм и наркомания, кризис семьи, плачевное состояние нравственности в обществе, межнациональная вражда, нарушение прав человека, распространение порнографии, утрата экономических, социальных, научных и культурных достижений, кризис образования, здравоохранения в России и т. д. В Заявлении Священного Синода о положении народа в России содержалось обращение к полноте церковной, а также к высшей законодательной и исполнительной власти и руководству субъектами Федерации с призывом помочь гражданам, месяцами не получающим зарплату, пенсионерам, учащейся молодежи, детям, особенно лишенным родителей. Церковь не перестает свидетельствовать перед властью и народом о пагубности навязчивой пропаганды порока и призывает государство и общество защитить людей, особенно подрастающее поколение, от навязывания им греховного образа жизни. Церковь бьет тревогу и по поводу другой опасности, особенно для молодежи: кровь, льющаяся с экранов телевизоров, безудержная проповедь насилия и вражды в печати, потеря обществом иммунитета к разжиганию межнациональной, политической, религиозной и культурной розни. Все это особенно прискорбно, если иметь в виду, что количество материалов, нравственно воспитывающих человека на телевидении, радио и в газетах сведено до минимума. Эта проблема должна быть разрешена законодательной властью. У церковного священноначалия сложились конструктивные отношения со многими политическими организациями России. Не оказывая этим структурам никакой политической поддержки и настаивая на недопустимости использования церкви в политической борьбе, РПЦ прилагает усилия для достижения в обществе мира и согласия, расширения церковно-политического диалога. Несмотря на определенные трудности, РПЦ активно продолжает свою издательскую работу. Стал регулярным выпуск "Журнала Московской Патриархии". Продолжается выпуск газеты "Московский Церковный вестник". Издательство Московской Патриархии за межсоборный период выпустило большое количество церковно-официальной, богослужебной, святоотеческой, церковно-исторической и иной литературы, продолжило издание сборника "Богословские труды". На базе издательства Московской Патриархии с 1996 года действует Институт церковной журналистики. Активную издательскую деятельность ведут монастыри — Троице-Сергиева лавра, Валаамский, Данилов, Сретенский, Соловецкий, Новоспасский монастыри, Оп тина пустынь. Среди принятых Архиерейским собором 1997 года следующие документы: Определение Архиерейского собора по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых — о причислении к лику священномучеников Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862—1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856—1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872—1937); о передаче вопроса о канонизации царской семьи Поместному собору РПЦ. Определения Архиерейского собора "Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви" и "О взаимоотношениях с государством и светским обществом"; Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко); Акт об отлучении от Церкви Г. П. Якунина; Определение Архиерейского собора "О лишении сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева). В. А. Никитин Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 24-30. Далее читайте:Патриархи Русской православной церкви. Разрушение СССР: Действующие лица и исполнители. (Биографический справочник). Христианские деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |Архиерейский собор РПЦ, 1994 г.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |