17 октября |
|
- |
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
17 октябряЕресь жидовствующих17 октября 1490 года собрался Церковный Собор, созванный специально для того, чтобы рассмотреть вопрос о ереси, которая в исторической литературе получила название ереси жидовствующих. Ее принес на Русь прибывший из Польши некто Сфария. По мнению некоторых историков. Он был иудеем, однако другие с этим не соглашаются. Известно, во всяком случае, что этот международный авантюрист был связан как с католической Польшей, так и с мусульманским Крымом. Он проповедовал примат Ветхого Завета над Новым Заветом, что шло вразрез с русской традицией, начатой еще в домонгольском Киеве в сочинении Илариона «Слово о законе и благодати». Видимо, свои рассуждения Сфария умел облекать в завлекательные формы – численность его «паствы» быстро росла, прежде всего в верхах общества. Против ереси восстал новгородский архиепископ Геннадий, которого советские авторы нередко именовали реакционером; приводили его благожелательный отзыв об испанской инквизиции, которая, дескать, умеет расправляться с еретиками. Геннадия поддерживал и выдающийся религиозный мыслитель преподобный Иосиф Волоцкий. Слова об испанской инквизиции надо воспринимать в контексте времени. Как раз в это время в Испании заканчивалась Реконкиста, освобождение от мавров, чей последний оплот, Гранада, пал в 1492 году. Из страны изгонялись мусульмане и их сподвижники иудеи, однако те, кто принимал католицизм, становились полноценными гражданами освобожденной Испании. Между тем, скоро выяснилось, что многие евреи лишь в показном порядке меняли веру, а сами продолжали тайно исповедывать иудаизм. Выявление таких людей и было главным делом испанской инквизиции. В России с ее традиционной веротерпимостью ересь поначалу тревожила немногих. Сначала Иван III тоже отмахивался от призывов Геннадия. Дело осложнялось тем, что новоизбранный митрополит Зосима сам был заражен ересью. Он вынужден был созвать собор, но сделал все, чтобы по возможности смягчить его решения. Со временем, однако, Иван III сообразил, что Третий Рим, то есть твердыня Православия, странно выглядит с таким предстоятелем. Кроме того, великий князь заметил, что опасающиеся разоблачения еретики бегут в Литву и Польшу и стал соотносить идеологические тревоги Геннадия со своими – внешнеполитическими. Постепенно он стал соглашаться с Геннадием и Иосифом. Зосима был смещен с митрополичьего престола. В конце концов тех еретиков, что не успели убежать, сожгли в железных клетках. Для России это была необычная казнь, ее происхождение идет явно от испанской инквизиции. Далее читайте по теме:Слово о законе и благодати Митрополита Иллариона (в переводе А. Белицкой). Иларион (биографические материалы). Иосиф Волоцкий (1439-1515), церковный деятель, писатель. Геннадий Новгородский, архиепископ (ск. 4.12.1506) Ветхий Завет (справочная статья). Новый Завет (справочная статья).
В этот день родились:17 (4) октября 1903 года - Гречко Андрей Антонович.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |