Валерий Сударенков. Учу своих ребятишек любви к Калуге
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2004 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Валерий Сударенков. Учу своих ребятишек любви к Калуге

2004 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Валерий Сударенков:

Учу своих ребятишек любви к Калуге

Валерий Васильевич Сударенков в Совете Федерации представляет Калужскую область. На этой земле он родился, учился, стал первым секретарем обкома КПСС, затем губернатором. Наша беседа началась с его ответа на вопрос о малой родине.

- Родом я из деревни Нижние Горки Малоярославского района, - пояснил Валерий Васильевич. - Раннее детство провел в деревне Колышово. Место это особенное - треугольник из трех населенных пунктов: Колышово, Росва, Козлово.
Тут располагалось имение на Угре, владельцем которого был Иван Семенович Унковский - мореплаватель, адмирал, сенатор, ярославский губернатор в пореформенные 1861-1877 годы. Оттуда же вышел Сергей Дмитриевич Урусов, бессарабский и тверской губернатор первых лет XX века. Такая вот местность - каждый век дает стране по одному руководителю региона.
- Что из детских лет вам запомнилось?
- Мы жили в деревне без света, без магазинов, без дорог. С раннего послевоенного детства врезалось в память незаживающим рубцом постоянное и мучительное чувство голода. Собирали с полей остатки урожая. Радостными и романтическими воспоминаниями те годы небогаты. От военных и первых послевоенных лет в памяти остались мрачные картины.
Но бывали и светлые дни. Дед мой обладал редкой специальностью - мастер-паромщик, рубил на Угре паромы. Я все время толкался на реке, подле него, и смотрел, как он непрестанно трудится. Будто сейчас все это вижу, слышу, чую: светит солнце, звенит топор, в воздухе запах свежесрубленного дерева# Зимой дело хуже - просто не в чем было выйти на улицу# Лучше стало жить, когда из деревни перебрались в Калугу.
- Что собой представляла Калуга в то время?
- Мостовые булыжные, пылища летом стояла страшная. Никакого сравнения с нынешним днем. А сам город был и остался не совсем стандартным для Центральной части России: высоко расположенным, изрезанным глубокими оврагами. Местами ландшафт даже напоминает горы.
- Наверное, не случайно именно "горную" Калугу избрали в ХIХ веке местом ссылки мятежного вождя горцев Шамиля?
- В доме, в котором Шамиль прожил семь лет, я провел все свои детские годы. В нем располагалась наша 13-я школа. Это был один из самых симпатичных особняков города. Уж не знаю, почему именно Калуга была избрана местом поселения Шамиля. Может быть, потому, что никогда за многовековую историю она не доставляла Российскому государству проблем. Здесь жизнь всегда шла размеренно, спокойно.
- В вашем родном городе творил Циолковский. Вы в детстве знали о существовании этого великого мечтателя?
- Про Константина Эдуардовича я впервые узнал довольно-таки рано, лет в восемь. Единственным на весь город местом культурного отдыха, куда можно было прийти в том возрасте, было бывшее здание дворянского собрания, в котором расположился Дворец пионеров (в свое время здесь также часто бывал Шамиль). Стоял диапроектор, с его помощью показывали диафильмы, а также читали лекции. Нас, детей, влекла научная фантастика, хотя тогда мы и не подозревали, что человек вскоре посягнет на небеса.
- А каково сегодня ваше отношение к небесам, к Богу и к церкви?
- Несомненно, положительное. Я нахожусь в пути от того состояния, которое наш современный философ обозначил словами "культурный христианин", к подлинной православной вере. Следует подчеркнуть, что роль православия в нашем обществе сегодня недооценивается. Необходимо восстановление исторической справедливости. Ведь церковь была поругана и обворована. Многое разрушено.
- Вам удалось что-то восстановить из разрушенного? Какая Калуга достанется вашим потомкам?
- Не хочется просто механически перечислять, но сделано немало: это, например, восстановление имения Гончаровых и полотняного завода - воссоздали практически из руин. Уже по одному этому считаю свой долг перед потомками выполненным. Но я бы сказал иначе: город дал мне больше, чем я дал городу. А я лишь отдаю свой долг ему и потомкам.
- Кстати, сколько их у вас? Часто ли видитесь с ними?
- У меня две дочери и трое внуков - у одной дочери девочка, у другой - два мальчика. Когда бывает свободное время, проводим его вместе - летом с мальчишками на реку ходим, у нас в Калужской области, близ бывшей усадьбы знаменитого анархиста Петра Кропоткина. Места-то все с историей# Многое еще надо рассказать внукам о нашей земле.
- Ваш дед переправы строил, да так, что вам на всю жизнь запомнилось. А при вас, за время руководства областью, что-то подобное было сделано?
- За эти десятилетия через Оку мы построили мост и скоростную шоссейную дорогу. Первый большой добротный мост появился на карте области еще в начале 60-х годов при весьма забавных обстоятельствах. Никита Сергеевич Хрущев вдруг вспомнил свою первую учительницу и решил приехать к ней. Но оказалось, что живет она за рекой. Не на лодке же Хрущеву плыть?! Сообразительные земляки направили ее к первому секретарю в Москву с радостным известием и настоятельной просьбой: нужен мост. Так и построили. А второй большой мост мы уже возводили в 1998-2000 годы не для разового проезда руководителя, а для повседневных нужд жителей области, для всех последующих поколений. Строили, между прочим, уже без покровителей в высших эшелонах власти страны, но с государством сообща.
- Значит, вашим дочерям и внукам достался в наследство более обустроенный город. Будут они в нем счастливы?
- Дочери мои выросли счастливыми не потому, что голода не знали и через Оку по мосту ездили. Мы с женой воспитывали их в свободном духе, обе сами выбирали жизненный путь, сами поступали в вузы, я их не опекал, не принуждал. И вообще я ярый противник принуждения.
Что же до счастья жить в современной Калуге, то это лишь отчасти верно. Многое в городе с послевоенного времени переменилось, но хотелось бы сделать больше. В XIX - начале XX века человек был ближе к жизни природы, чутче, бережнее относился к земле, к рекам и озерам. Почему? Потому что и жил-то он преимущественно в небольших уютных городках, обитатели которых друг друга знали в лицо. Совершить недостойный поступок означало самого себя опозорить. И каждый житель, каждый двор и речка в пригороде - все было конкретным и единственным в своем роде. Поэтому и рыбу браконьерскими способами не ловили, брали от природы не более того, что она в силах была без непоправимого для себя вреда отдать. И я мечтаю о том, чтобы к такой гармоничной жизни со временем пришли и мои внуки. Бережному отношению к родной земле я учу своих мальчишек, когда вместе с ними иду на речку рыбачить. И остальные дети понимают и ценят. Приятель моего внука как-то сказал ему: "Ну, дед у тебя молодец, один такой - с ребятами возится". Значит, есть надежда, что мои мечты воплотятся в жизнь.

Политика расспрашивал Вячеслав Румянцев,

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС