Николай Яременко |
|
2009 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай ЯременкоПОЛТАВСКОЕ ПОДЗЕМЕЛЬЕ КОРОЛЕНКО“Його читають не лише українці, але й євреї, Полтавский период для сапожника с Ровно, революционного демократа, В.Г. Короленко был самым продуктивным по количеству написанного и опубликованного материала. В городе на Ворскле он поселился после ссылки за связь с польскими революционными деятелями, и прожил последние двадцать лет, до декабря 1921 года. С Полтавы он руководил Петербургским журналом «Русское богатство», часто выступал в левых газетах с публицистическими статьями. Главными темами писателя-демократа были: защита еврейства («Дом №13», «Дело Бейлиса», «Сорочинская трагедия»), изображение негативных сторон быта русского народа, борьба с государственной властью России (сказалась на генетическом уровне неприязнь поляков к империи). И хотя он не был среди «пламенных революционеров» прибывших с Лениным в «запломбированном вагоне», они его признавали своим. А за публицистику «полтавского периода» его можно смело отнести к ненавистникам и душителям России. Как это и сделал в Государственной думе В.В. Шульгин или редактор «Полтавского вестника» В. Иваненко, обвинявший писателя в «одностороннем гуманизме», упрекавший его тем, что он чуток только к воплям и стонам евреев, но совершенно не обращает внимания на то, что эти революционеры убивают помещиков, министров, губернаторов и представителей полиции. Не разделяли взглядов Короленко в «Киевлянине», «Черниговских губернских ведомостях», «Харьковских губернских ведомостях», «Новом времени», столыпинской газете «Россия» и многих других изданиях. Критика патриотами Руси «общечеловеческих взглядов» Владимира Галактионовича и реалии жизни после 1917 года, все же привели писателя к неприятию революционного террора, что он и высказал в письмах к Луначарскому. Хочу остановиться на некоторых полтавских «реалиях жизни» Короленко, а именно: - «Сорочинской трагедии» после которой В. Шульгин сделал категорическое заявление: «Писатель Короленко – убийца Филонова». И тем не менее Галактионович оправдывал террористов, участие «бомбистов» в гибели губернатора края и Столыпина в Киеве, защищал, вместе с Лениным, Мордку Богрова родом с Полтавщины. - Защите евреев от петлюрчиков и гайдамаков, пришедших на Полтавщину с лозунгом: «Хай живе вильна Украина без жидов и ляхов». - А так же его участие в защите от чекистов потомства породнившихся Гоголя и Пушкина, проживавших в Полтаве. Репортаж Короленко о «Сорочинской трагедии» относится к смутным временам, долгое время прозываемых «первыми революционными». Жители местечка Сорочинцы (сегодня здесь проходит ежегодная национальная ярмарка, описанная Гоголем), тогда Миргородского уезда, Полтавской губернии подстрекаемые шинкарями-революционерами решили закрыть «монополки», и перейти на подворную торговлю самогоном. Собрав местных пьяниц, революционеры устроили погром «царевых погребов». На усмирение пьяного бунта и на выручку побитого пламенными революционерами помощника исправника Барабаша прибыл статский советник Филонов, с сотней казаков, не поскупившийся на шомпола и нагайки. Короленко неистовал в защите «прав человека на самогон», не хуже Ковалевых, «правозащитников чеченских бандитов», или торговцев спиртовым суррогатом. Через некоторое время Филонов, как и губернатор Полтавщины были убиты бомбистами. П. А. Столыпин в последствии принявший участие в крестном ходе в Полтаве, тогда заявил: «В государстве сила не может стоять выше права». «Где аргумент – бомба, там естественный ответ – беспощадность кары». Так по приговору военно-полевых судов, против которых выступал Короленко, казнено – 860 человек, а от рук террористов (бомбистов-народовольцев и прочих «пламенных революционеров») погибло – 17 тысячи. В последствии жители Сороченцив прокатят Владимира Галактионовича при выборах в Государственную думу, а в 1917 году освистав, просто выгонят его с местечка. Мечтая разделить Россию на части по национальностям Короленко приветствовал появление украинского вийска , но знакомство вышло не радостным. Вот как об этом вспоминает И. Чериковер. «Гайдамаки в Бахмаче, Кременчуге, Глобине, Ромодане нападают на еврейских пассажиров, избивают их и грабят». Внимание общества к погромам, чинимых украинским воинство, привлек В. Короленко вмешавшись в насилие, что творили гайдамаки в Полтаве. С первых дней своего прихода в Полтаву гайдамаки и синежупанники (свитки военнопленным обозвавшимся украинцами, справила Германия) стали избивать на улице евреев. Некоторых евреев арестовывали и отводили в здание Виленского военного училища и начали жестоко сечь и избивать шомполами, заставляя проделывать «немецкую гимнастику», бить друг друга по лицу, требуя откупного. При этом кричали: «Мы им дали равноправие, а жид Троцкий идет войной на Украину». Против этого насилия выступил в местной социалистической газете «Наша мысль» В. Короленко со статьей «Стыд и грех». Против Короленко в защиту украинского воинства встала тогдашняя власть в лице члена Рады Макарено, и самого «головного отамана» – Симона Петлюры. Как и сегодняшние оранжоиды и «социалисты самостийныки», не соглашаясь с идеями Короленко, проводя в стенах вуза его имени – петлюриады. Бывшие профессора марксизма – ленинизма, в петлюровско-мазепинском экстазе, «воспитывая нацсвидомое учительство» казакоманят и синежупанят поменяв лишь лозунг: «Хай живе вильна Украина без кацапив». Солидарен с писателем-демократом сегодня лишь бывший парторг Полтавского зенитного училища, этот «украинский сын еврейского народа» С. Бульба будучи губернатором области по квоте социалистов не жаловал, как и Короленко, каноническое православие… Круг погромных эксцессов, связанных с «золотым периодом» украинского национального строительства, завершился к маю 1918 года, поправением курса и диктатурой «национального большевизма». Но и здесь Короленко не остался в покое, пришлось «спасать» от большевистского расстрела потомков Пушкина и Гоголя… Предоставим слово Софье Николаевне Данилевской, правнучке гениальных русских поэта и писателя. («Слово и дело», №4,2001г.) « В 1918 году в наше имение Васильевку, которое ранее принадлежало матери Гоголя ворвались чекисты. Злобствуя, они растрощили сапогами мебель. Порубали саблями портреты. Книги, что хранились во флигеле, выбросили во двор и подожгли. Но шел дождь и они плохо горели… Чтобы спасти детей от голода, я выехала в Полтаву, каждый раз рискуя попасть в облаву». Когда Софии Николаевне задали вопрос: «Почему вы не сказали чекистам, что являетесь потомками Пушкина и наследниками Гоголя?» Данилевская тихо ответила: «Тот, кто ворвался к нам на рассвете и грозил наганами, не знал этих имен!» «Да! – повторила правнучка Пушкина, - они не знали этих имен. ( Хотя нас и приучали что та революционная власть была самая образованная.) Один Короленко, узнав, что нашей семье грозят расстрелом, пришел утром в наш дом. Он предложил нам передать в Полтавский пролетарский народный музей все вещи Гоголя, которые хранились в нашей семье более 80 лет». «Я оповестил уже всех высоких чиновников города о вашем бесценном даре!» – сказал Владимир Галактионович.» «Моя мама, в знак благодарности за спасение нашей семьи от расстрела, преподнесла Владимиру Галактионовичу неопубликованные письма Гоголя. Нас под конвоем отвели вниз, на Панянку, и разрешили занять подвал кожевенного завода. Мама, дочь генерала, радовалась, что нам даровали жизнь, и всячески расхваливала наше жилье». Правозащитник-демократ, сострадая потомкам классиков, остался жить в своем особняке, где сейчас расположен музей его имени. В своей книге «Двести лет вместе» А. . Солженицын приводит раннесоветские наблюдения И. Ф. Наживина «В.Г. Короленко: Летопись жизни и творчества» о тех днях.: «В Кремле, в управлении делами СНК, всюду невероятная неряшливость и неразбериха. Всюду латыши, мадьяры, китайцы и евреи, евреи, евреи. Даже свободолюбивый Короленко наряду с сочувствием к евреям, страдающим от погромов, записывает в своем дневнике весной 1919 года: «Среди большевиков – много евреев и евреек. И черта их – крайняя бестактность и самоуверенность, которая кидается в глаза и раздражает»; Большевизм на Украине уже изжил себя. Мелькание еврейских физиономий среди большевистских деятелей (особенно в чрезвечайке) разжигает очень живучие юдофобские инстинкты». Потомок польских русофобов не воспринял русофобов- большевиков… 24. 01. 1922 года Совет Народных Комиссаров УССР, считая публициста В. Г. Короленко «идейно близким», принял постановление присвоить имя писателя Полтавскому педагогическому институту. В. И. Ленин, неоднократно справлялся о здоровье демократа, посылая в Полтаву «врачей с Москвы» и Луначарского. В наши дни НПЦ «Эмпатия» провел социологический опрос студентов Полтавского педагогического университета им. В. Короленко и сельских учителей в одном из районов области. Был поставлен вопрос: «Назовите произведения Короленко?» Только у 12% опрошенных имя писателя ассоциируется с «Детьми подземелья», остальные не знают, что он написал, а 60% кто он… Полтавская обл. Статья предоставлена автором для публикации в ХРОНОСе. Здесь читайте:Николай ЯРЕМЕНКО (авторская страница). Короленко Владимир Галактионович (биографические материалы). Шуб Д.Н. Политические деятели России (1850-ых—1920-ых гг.). Сборник статей. Издание «Нового журнала». Нью-Йорк 1969. ГЛАВА X. Владимир Короленко и Советская власть.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |