Заур Маргиев |
|
2009 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Заур МаргиевАбхазияИсторико-географический и этнографический очеркПриложение № 14Свидетельствуют архивные документыПриведенные ниже архивные документы, указывают на место расположение абхазских поселений в г. Батуми. + + + 1880 год. Инженер технолог Бахметьев должен произвести работы по устройству военной железной дороги от пристани русского общества пароходства и торговли до артиллерийского городка… Большая часть этих земельных участков занята бывшими абхазскими переселенцам (моаджирами), которым из не переселившихся в Турцию предложено отвести другие места для поселения слободками. Петербург. 4 марта 1880 г. Приказ императора Александра III военному министру «о необходимости возвести укрепления в Карсе, Поти и Батуме, причем в Батуме забрать земли у населения немедленно и лишь потом оценить и вернуть ущерб». ЦГА Адж. А. Р. Фонд № 5, дело № 5, стр. 11,12, 23 + + + 4. Предоставить городу взять в свое распоряжение квартал Нурие заселенный абхазцами. Разбить его на участки. Наделить не выселившиеся абхазские семейства достаточным для каждого из них количеством земли, а оставшиеся свободные земли признать собственностью города». ЦАУГ Фонд № 79, дело № 35 + + + «Абхазцы – это одно из больных мест Батума. Куда бы вы ни пошли везде можете встретить тощие и голодные фигуры этих несчастных людей, которые вследствие нашей оплошности в Сухуми были увезены турками сюда для того, чтобы потом бросить их на произвол судьбы! Действительно положение абхазцев было решительно безвыходное: ни хлеба, ни работы, ни денег, ни приюта! Словом, предстояла голодная смерть сотням людей, страдавшим за чужие промахи! Надо отдать должное начальнику области К. В. Комарову, который принял в них самое живое участие, дал им работу, а главное взял на себя заботу ходатайствовать о разрешении вернуться им на Родину». Из книги А. Френкеля «Очерки Чурук-су и Батума». + + + «Из Батума, от 28 августа, пишут: в настоящее время все обитатели Батума интересуются вопросом, что делать с прибывшей из Турции незаконным путем большой партии абхазцев, возвращающихся на родину, и чем кормить их до разрешения этого вопроса. Дело вот в чем: 12 августа прибыла в Батум, под английским флагом, турецкая кочерма[1] «Агиос-Петрос», под командой турецкого подданного шкипера, грека Георгия Димитри, с 13-ю матросами, тоже греками и тоже турецко подданными. По предъявленному турецкому паспорту, судно это имело право перехода из Пендеракли в Синоп с 200 пассажирами и, лишь рассчитывая на хорошую погоду, могло по вместимости своей принять 400 человек, но «Агиос-Петрос» прибыла после десятидневного плавания, во-первых не в Синоп, а в Батум, а, во-вторых, с двумястами несчастных, абхазцев, принятых шкипером контрабандным образом в глухом месте Филос, где нет ни порта, ни таможни. Батумская таможня, вследствие того, что паспорт судна нигде и никем не прописан, а также и потому, что прибывшие не снабжены паспортами, отказала шкиперу в позволении высадить людей на берег. Тогда Георги Димитри подал заявление командиру порта, что на судне его открылась течь и что в море он идти не может. На основании такого заявления была назначена комиссия из всех наличных в Батуме капитанов коммерческих судов, в числе которых был один французский и турецкий, под представительством командира порт. Прибытие в Батум кочермы «Агиос-Петрос» привело в ужас всех очевидцев вследствие ее варварской погрузки людей. Комиссия, приближаясь к судну, была поражена страшным зловонием, исходившим с судна и вошедшим на него членам комиссии представилось зрелище ужасающее: тысяча двести абхазцев, в числе которых было четверо мертвых, кишели на этом судне, как черви, переползая один через другого, так как ходить не было физической возможности. С некоторыми из прибывших на судно, от зловония сделалось дурно. Такое ужасное положение людей, немыслимое в русском порту, принудило местные власти разрешить высадку людей на берег, окружив их конвоем, как беспаспортных, а шкиперу поставить в обязанность, дезинфицировать, проконопатить баргоуг для уничтожения течи и потом снова посадить этих несчастных для доставки обратно туда, откуда были они взяты. Для того чтобы шкипер не покинул порт и свой живой груз, т. е. не убежал со своим судном в море, комиссия постановила: отвязать у судна паруса. Обо всем этом посланы телеграммы в Тифлис и английскому консулу в Поти. В заключение этой печальной истории, надобно сказать, что матросы с кочермы объявили своему шкиперу, что не пойдут обратно с прежней массой абхазцев, хотя бы пришлось им понести за это смертную казнь. Во всяком случае, для этой несчастной тысячной партии абхазцев исход предвидеть трудно. Турция едва ли примет их обратно. Россия тоже не желает их принимать. Нищета полная! Батумская благотворительность истощилась для продовольствия тысячи людей. Упомяну несколько подробнее о батумской благотворительности. По перемещении со злосчастной кочермы «Агиос-Петрос» тысячи бедняков на берег, на окраину города, около озера, многие из жителей Батума тотчас же взяли некоторых на поруки для прокормления. А остальные, помещенные в нежилых бараках и палатках, сделанных из парусов, отобранных с «Агиос-Петрос», пользовалась по сие время благотворительностью всех жителей города, преимущественно военнослужащих. Но прокормить этих несчастных дальше весьма трудно для здешней благотворительности. Дрожь пробегает при воспоминании лиц этих несчастных, на которых я пошел посмотреть, чтобы убедиться в тяжком их положении. При обходе этого лагеря бесприютных, только и слышались стоны больных и умирающих. Кучка благоговейно стоявших в кругу мужчин невольно обратила мое внимание. Подойдя к ней, я увидел, что отдавался последний долг только что отошедшему в вечность абхазцу, христианину. Пошел далее, та же сцена. Многие ели какую-то зеленую массу, похожую на шпинат, как оказалось, сделанную из тут же сорванной ими какой-то съедобной травы, превращенной в кашицу. Тяжко было мне на душе при виде бедственного положения массы людей, а главное детей с печальными и бледными личиками. Нервы были напряжены. Чувствовалась необходимость облегчения, и она явилась. Услышав говор и шум сзади себя, я невольно обернулся и увидел наклонившегося в группе больных детей старого адмирала, который гладил по головкам детей и расспрашивал через переводчика о состоянии их здоровья. Доброе лицо адмирала и мягкое его обращение с бедняками, видимо, благотворно действовало на них. Стоящий около меня конвойный солдат пояснил мне, что это командир порта, адмирал Греве,[2] который каждый день навещает их, заботится о них, а особенно о больных и детях». (Фото № 423) Газета «Кавказ» 16 сентября 1880 г. № 248 (слог сохранен)
Батуми. I-я сельскохозяйственная выставка. + + + Слог сохранен «Из Батума от 17 сентября пишут: Сообщаю Вам подробности о несчастных абхазцах, желавших поселиться опять на Кавказе и высадившихся в Батуме без разрешения русских властей. Из Тифлиса было получено распоряжение – отправить абхазцев обратно в Турцию. Абхазцы не хотели. Описать картину, как их сажали на судно военной силой трудно, почти невозможно. Общий стон, крики, раздирающие душу вопли способны были тронуть самое черствое сердце. В данном случае надо отдать справедливость батумской администрации. Она снабдила их небольшим количеством съестных припасов. Наконец, отправила, а что дальше вышло – известно уже отчасти из телеграммы (в № 257 газеты «Кавказ»). Судно «Агиос-Петрос», отправленное на буксире парохода и конвоируемое военной шхуной «Редут-кале» подошло к турецкому берегу. Там его встретили ружейными выстрелами, после чего конвой и пароход возвратились в Батум. Но на другой день в Батум пришло донесение от береговых постов, что шкипер судна, желая отделаться от живого груза, ночью вновь подошел к нашему берегу в 20 милях от Батума и выгрузил всех абхазцев между неприступными скалами, на небольшой песчаный берег, где ни воды, на пищи, ни растительности и никакой дороги нет. Для того чтобы выбраться оттуда, надо найти ступени в скалах. Береговые посты заметили, что уже после первой ночи у переселенцев шесть человек лежали на песке мертвыми. В Батуме же, во время 25-дневного их пребывания, умерли 178 человек, да бежало до 200 мужчин, а из остальных 750 чел., отправленных из Батума, большая часть женщины и дети, обессиленные продолжительным голодом, как бы подготовили себя к такой же печальной развязке. Шкипер судна «Агиос-Петрос», выгрузив абхазцев на необитаемый берег, или точнее, заживо похоронив их там, возвратился в Батум как ни в чем не бывало и рассказал, что он, выгрузил абхазцев на турецкий берег, и зашел в Батум для пополнения провизии. К счастью, известия с постов прибыли раньше отхода судна «Агиос-Петрос» и все разъяснили. По распоряжению губернатора, генерала Комарова, шкипер судна и его штурман были немедленно арестованы, а на судно назначен военный караул. Сегодня абхазцы привезены в Батум и этим обязаны милосердию Великого Князя Михаила Николаевича». Газета «Кавказ» 28 сентября 1880 г. № 260 Примечания [1] Небольшое рыболовное судно. [2] Контр-адмирал Греве похоронен на территории церкви св. Николая в Батуми. Далее читайте:Заур Маргиев (авторская страница). Маргиев Заур. Абхазия Историко-географический и этнографический очерк. Абхазия (краткая историческая справка). Абхазы - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, общежительный, в Абхазии. Питиунт, античный и средневековый город и порт на берегу Чёрного моря, на мысе Пицунда. Пицундский храмовый комплекс (краткое описание и иллюстрации). Экспонаты музея (краткое описание и иллюстрации). Хроника грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Бройдо А.И. Дорога, ведущая к храму, обстреливается ежедневно. Документальная повесть. Бройдо А.И. Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 годов. Москва 2008. Барцыц Р.М. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике: монография / Р.М. Барцыц. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2009. 168 с.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |