Юлия Минеева |
|
2010 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Юлия МинееваНемецкая археология стала нацистской еще до нацистов
Генрих Херке. Немецкие археологи времен Третьего рейха поставляли нацистам материал для пропаганды и оправдания военных завоеваний Германии. Теперь историки пытаются понять, как их коллеги додумались до таких теорий. Как рассказал корреспонденту Infox.ru доктор Генрих Херке (Heinrich Härke) из Редингского университета (Великобритания), до конца XIX века в Германии господствовало изучение классической археологии — Древней Греции, Древнего Рима, Вавилона и других древних цивилизаций. И лишь в конце XIX века появилась тенденция к созданию национальной археологии. Большую роль в этом процессе сыграл немецкий филолог Густаф Коссинна (1858−1931). В 1902 году он получил кафедру в Берлинском университете и стал профессором германской археологии. В своих работах он отмечал, что германские народы находились на высоком уровне развития, о чем свидетельствовали металлические изделия из северной части Германии, датированные началом бронзового века.
Метод археологии поселения и расизмВ 1911 году Коссинна разработал так называемый метод «археологии поселения». Он считал, что наиболее характерные предметы, найденные археологами, могут использоваться для идентификации культуры. Притом, как отметил доктор Херке, Коссинна обычно использовал только один типичный предмет материальной культуры. Распределение этих характерных предметов, по мнению Коссинны, отражало четкие границы культурно-исторических регионов и совпадало с ареалом поселений определенных племен и народов. Благодаря такой концепции националисты смогли утверждать, ссылаясь на результаты археологических исследований, что та или иная территория исконно принадлежала определенному народу. Кроме того, Коссинна считал, что в древности существовала нордическая арийская раса, потомками которой стали современные немцы. Притом, по его мнению, эта раса, сформировавшаяся в бронзовом веке, физически и интеллектуально превосходила все остальные расы, а их переселение с севера на юг стало ключевым событием мировой истории. Однако Коссинна использовал свою расовую теорию в политике всего лишь раз. Во время обсуждения Версальского мирного договора 1919 года исследователь настаивал на том, что Польша не может получить выход к морю (так называемый Польский коридор), так как эти территории, согласно археологическим исследованиям, принадлежали германцам с железного века. Как отметил доктор Херке, польские археологи, основываясь на методе самого Коссинны, в свою очередь утверждали, что на самом деле эти земли принадлежали полякам еще с бронзового века.
Археологи-нацистыУже после смерти Коссинны, во времена Третьего рейха (1933−1945), его теория стала мощным политическим оружием. В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, которые взяли под свой контроль все археологические исследования. Кроме того, они создали две новые археологические организации — AMT Rosenberg, при которой в 1934 году появилось отделение древней истории во главе с Гансом Райнертом, и SS-Ahnenerbe с секцией археологических исследований во главе с Гербертом Янкуном. Между этими двумя организациями существовала сильная конкуренция, что позволило многим археологам использовать эти противоречия и работать, по возможности избегая политического давления нацистов. Розенберг, основатель AMT Rosenberg, делал акцент на изучении «народной истории» и хотел, чтобы все немецкие археологические организации находились под централизованным контролем. Он яростно нападал на своих коллег и писал статьи, в которых обвинял их в недостаточно «народных» исследованиях. SS-Ahnenerbe появилось благодаря интересу самого рейсхфюрера СС Генриха Гиммлера к археологии и прошлому Германии. В 1935 году Гиммлер создал в рамках СС свою научную организацию — Ahnenerbe («Наследие предков»), цель которой заключалась в исследовании наследия индогерманских северных рас. Ahnenerbe состояла более чем из 40 секций, размещенных в разных институтах, и охватывала такие научные дисциплины, как биология, медицина, этнография, антропология и археология. Именно антропологи и врачи из Ahnenerbe проводили свои эксперименты и исследования в немецких концлагерях. А в 1938 году в этой организации была создана специальная секция археологических исследований: Ahnenerbe за время своего существования организовала более 20 исследовательских экспедиций.
История как основа пропагандыРезультаты археологических исследований активно использовались в нацистской пропаганде. Между тем, как отметил доктор Херке, сам Гитлер немецкой археологией не интересовался. Ему больше импонировала древнеримская история — время, когда создавались монументальные архитектурные сооружения. Однако он все же считал немецкую археологию полезной для нацистской пропаганды. И эта пропаганда велась с помощью средств массовой информации, издания сотен популярных книг по археологии, организации масштабных выставок. Древняя история также использовалась нацистами для обоснования своих военных целей. Например, в одном из застольных разговоров Гитлер говорил: «Мы не хотим быть несправедливыми, мы просто хотим вернуть то, что нам принадлежало раньше». Это высказывание относилось к Крыму, который в древности заселяли готы, то есть германские племена. Нацисты финансировали все археологические исследования, которые касались национальной истории. В то же время классическая археология пришла в упадок. Более того, нацисты давали деньги не только на научные археологические исследования, но и на весьма сомнительные проекты. Они особенно интересовались историей культов, поэтому, например, финансировали изучение естественного скального образования Экстернштайне как культового места, созданного людьми, а не природой. Те же археологи, которые отказывались сотрудничать с властями, обычно лишались работы.
Разрушение археологических памятников и разграбление музеевВследствие такой политики многие археологические памятники, особенно в Восточной Европе, были разрушены. Например, во время раскопок Бискупинского городища в Польше немецкие археологи стремились обнаружить следы германских племен. Поэтому чтобы быстрее дойти до более ранних слоев, они фактически уничтожили более поздние слои, в которых сохранилось множество интересных для историков древних деревянных строений. В других случаях нацистские исследования давали лучшие результаты. Так, благодаря им в Голландии был принят закон об охране исторических памятников (историкам об этом законодательном проекте стало известно лишь 10−15 лет назад). В то же время немцы занимались грабежом музеев на оккупированных территориях. Были созданы специальные подразделения, которые составляли списки наиболее ценных предметов и по ним вывозили исторические ценности в Берлин. Такому грабежу подверглись музеи Кракова, Харькова, Киева и многих других городов. В Крыму немецкие исследователи снимали пропагандистский фильм о готах и проводили свои собственные археологические раскопки. В Западной Европе происходило то же самое. Например, немцы хотели забрать знаменитый гобелен из Байе XI века, однако посланный в Байе специалист всеми правдами и неправдами оттягивал момент отправления вышитого ковра, на котором изображено нормандское завоевание Англии, и в итоге его так и не отвезли в Берлин. Впрочем, как отметил доктор Херке, нацисты были далеко не единственными завоевателями, которые так поступали. Осуждение нацизма в археологииПосле войны нацизм в археологии фактически не осуждался. Своей должности лишился лишь один человек — Райнерт. Янкун был сначала осужден научным обществом, но затем реабилитирован и продолжил заниматься археологическими исследованиями до своей смерти в 1990 году. Доктор Генрих Херке рассказал, что он фактически был последним аспирантом Янкуна. Вопрос о нацизме в археологии исследователи впервые подняли уже только в конце 1980−х — начале 1990−х годов. «Германия была не единственной страной в Европе с фашистским режимом. Другими представителями были Муссолини в Италии, Франко в Испании и, конечно, генералы в Португалии. И во всех этих странах, при всех этих режимах у археологии была разная судьба. В Германии это было орудие этнической политики. В Италии ею интересовался Муссолини как орудием имперской политики. Он поддерживал римскую археологию, потому что он подражал ранней империи, мечтал об итальянской экспансии в колонии. В Испании и Португалии вообще не существовало официального интереса к археологии, поэтому не было и искажений. И невозможно сказать, почему произошло именно так. Возможно, из-за различий этнической истории Испании и Португалии», — закончил свое интервью с корреспондентом Infox.ru доктор Херке. Доктор Херке прочитал лекцию «Национализм и нацизм в германской археологии в XIX-XX столетиях» 1 апреля в рамках семинара «Археология Евразии» в Институте этнологии и антропологии РАН. опубликовано 6 апр ‘10 Перепечатывается с сайта http://www.infox.ru/science/past/2010/04/01/Nacizm_v_arhyeologii.phtml
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |