Андраник Сулейманян |
|
2010 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Андраник СулейманянУроки 2010 года: цапки, «шестидесятники» и фанаты«Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз» 25 лет тому назад власть провозгласила «перестройку, гласность и ускорение». За этот срок одно поколение сменяется другим и поэтому имеет смысл подвести итоги не только прошедшего года, но и понять, говоря морским языком, где мы все – и общество, и государство - находимся: на пути к земле обетованной или сели на мель? Чтобы определить точные координаты нашего долгого плавания, ориентиром я изберу события этого года, особенно последнего месяца; они настолько красноречивы, что позволяют обойтись без сложных навигационных приборов. Декабрьские события подобны молнии, внезапно сверкнувшей в небе: бывает так, что путники попав в туман даже в знакомом месте никак не могут найти верную дорогу, но вдруг вспыхнет огонь в полнеба и озарит все вокруг и уже не может быть никаких сомнений. Потому и я буду вести речь простую и понятную всем, а как это у меня получилось судить читателю.
В этом году случилось много значительного во всем мире, но ограничимся по преимуществу нашим Отечеством и без соблюдения строгой хронологии, потому что в нашем случае важнее не порядок следования, а смысл событий. Год начался со взрыва нефтяной платформы в Мексиканском заливе. Есть много версий происшедшего: от технических неполадок до намеренного подрыва боевыми дельфинами или террористами. Что бы ни было причиной катастрофы, очевидно, что современный мир настолько связан, что последствия произошедшего будут сказываться на всей планете. А что было бы, если бы нефть попала в Гольфстрим, как предположил один мой проницательный друг? Тот, кто решается на убийство, должен иметь очень серьезную причину, которая если и не оправдывает, но хотя бы вызывает снисхождение. Кто возьмет на себя смелость, например, осудить мать, прикончившую «оправданного» неправедным судом убийцу, умышленно убившего ее ребенка? Но в этом году общество ужаснулось, когда так называемые «готы» хладнокровно убили жертву, а затем предались людоедству. Это обычные «парни» и их подруги, одержимые «духом злобы» (употребляю здесь это слово вовсе не как аллегорию). Дьявол, как и всякий трус, нападает исподтишка и ищет, кого погубить. Но эти изуверы сами призвали его, и не настало ли время хотя бы запретить продажу подобной литературы, не прикрываясь «фиговым листком» свободы. Никто не станет возражать против запрета на продажу тухлого мяса. Но не важнее ли пища духовная? Под Смоленском разбился самолет, на борту которого была значительная часть руководства Польши. Не злорадствую, но задаюсь вопросом: не знак ли это свыше спесивым ляхам? Постоянное напоминание миру о своем пусть и действительном горе – свидетельство гордыни, как учат Великие Отцы Церкви. А как назвать того, кто торгует своим несчастьем и требует публичного покаяния от невиновного! Ведь никто не доказал, что польских офицеров в Катыни убили наши! И чем движима наша власть, продающая честь и достоинство русского народа за «тридцать серебряников»? Изнуряющая жара и горящий лес наглядно явили нам прообраз адского пламени и конец света, когда гармония стихий поколеблется и «начнутся глады и землетрясения». У мужей ученых нередко встречается «синдром доктора Фауста» (из немецкой легенды, а не гетевской): познать мир в совершенной полноте и уподобиться Богу. И сейчас есть безумные гордецы, ищущие эликсир вечной молодости или уверенные в возможности создать на земле второе солнце (на языке науки это называется управляемым термоядерным синтезом). Но можно ли в здравом уме вообразить, что человек сможет повелевать стихиями, заключив в «клетку» огонь и затворив «двери» потопу? Как нашкодившего мальчишку пинком прогнали «всесильного» городничего в кепке. Речь сейчас не о его деятельности, а об уроке, который должен извлечь каждый здравомыслящий: любое положение в этом мире непрочно: и даже очень большие деньги не приносят вечного счастья. А переименование милиции в полицию на самом деле не столь комично, как пытаются представить записные остряки. Милиция – «дядя Степа» - одно из наследий великой советской цивилизации, а ее задача состояла в защите народа. Полиция же, в нашей культуре, всегда была защитницей лишь властей. В обществе, построенном горбоёльцинской верхушкой, власть, не пользующаяся авторитетом общества, может опираться только на полицию. Отметились инициативами и два брата-кастрата. Один Фурсенко взялся за реформу футбольного календаря, решив вопреки климату, заставить играть зимой, а отдыхать летом. Только так, по его мнению, сборная выйдет на передовые рубежи. Не знаю, как он учился в школе, но правило «от перемены мест слагаемых сумма не меняется» имеет универсальный характер. Второй «просветитель» стал уже «притчей в языцех» и о его реформах лучше всего сказать словами басни: «А вы, друзья, как ни садитесь все в музыканты не годитесь». Заточение чилийских шахтеров показало, как много значит поддержка всей страны и современная техника, использующаяся во благо. Произойди такое хотя бы десятилетие тому назад, шахтеры вряд ли были бы спасены. Спасены из преисподней в уникальной капсуле, получили возможность говорить с родными и близкими, что несомненно дало им силу выдержать заточение – все это было бы невозможно без современных технических средств. У индейцев кечуа есть миф, что в конце времен вещи восстанут против человека. И взрыв в московском метро показывает другую сторону техники – демоническую. В этой трагедии, вообще, много темного и автор, в отсутствие фактов, не готов предложить обоснованную и объективную версию происшедшего: кто и зачем это сделал. Однако, несомненно, что, как и 11 сентября 2001 года в организации этого террористического акта приняли участие очень могущественные и влиятельные тайные силы. Тех, кого выдают за исполнителей, были «пушечным мясом», т.к. организация подобного рода акций не под силу бандам фанатиков-мусульман, как это хором представляют все СМИ. Это могла осуществить только серьезная организация и вероятно управляемая из-за рубежа. Нельзя не задуматься и о том, что современные средства связи позволяют звонком с мобильного телефона парализовать жизнь огромного города на продолжительное время: например, если бы взрыв поезда произошел в тоннеле метро. Чуда жаждет душа человека, особенно когда нет надежды на «силы человеческия». Очередь к мощам св. Спиридона преимущественно из несчастных женщин лично меня не радовала. Ибо стояли они все со вполне земными просьбами и прежде всего материального характера, т.к. в современной России труд не может быть основой процветания. Удивляет только позиция церковного руководства, которая поощряет такой магизм и не разъясняет, что чудеса творят не мощи, а только Господь по молитвам святого. В Канкуне собрались ответственные за потепление, как и в прошлом году в Копенгагене. Я ничего не смыслю в науках о климате, но у меня есть глаза. И в прошлом году и в нынешнем как будто бы нарочно именно в сроки, когда проходит конференция, вся Европа заносится снегом и страдает от стужи. Не политические ли интересы стоят за рассуждениями о потеплении? Комические чувства вызвали и два шпионских скандала: сначала с нашими «кротами», а затем с «викиликис». Хочется воскликнуть: Как же измельчали «рыцари плаща и кинжала» со времен «холодной войны»! Это уже не драма: смазливая девчонка в нижнем белье и австралийский плейбой годятся только на роли в фарсе. Наконец, Европа буквально взорвалась в конце от студенческих волнений: особенно в Лондоне и Афинах и Ирландии. Громили парламент и общественные здания, протестуя против непомерного повышения цен. Либеральная экономика терпит крах, и власти, чтобы спасти богатых, отбирают деньги у «среднего класса» - вожделенной мечты наших либералов. Выходит, что и положение его непрочно, и общество, где он преобладает – это не «дом, построенный на камне», и любая сильная буря заставляет трещать его непрочные «стены». Вообще, насколько научно обоснованна модель либеральной экономики, можно заключить из слов видного французского экономиста, сказанных в эфире «Euronews» 15 декабря 2010 года. Смысл этих слов в том, что, по мнению метра, англо-саксонская модель, основанная на эгоизме и разделяющая общество на богатых и бедных, не соответствует европейской картине мира (он имеет ввиду континентальную Европу), одной из ценностей которой является солидарность. Т. е. – добавлю от себя – коммунизм (в переводе на русский «общинность», противопоставляемая «разумному эгоизму» либерального капитализма) – не злобная выдумка Маркса и Ленина, а попытка восстановить общинность, а следовательно сплоченность группы и защищенность каждого человека, в условиях индустриального, а сейчас и постиндустриального общества. После необходимой «увертюры» перехожу к трем событиям, которые потрясли Россию и уверен и весь мир в последнем месяце уходящего года. В центре каждого из них смерть, и очень часто ее обстоятельства нам помогают лучше понять, что же такое жизнь.
БОЙНЯ В КАЗАЦКОЙ СТАНИЦЕВ обстоятельствах этой трагедии отчетливо виден символический смысл! Число смертей – 12. Считаю нумерологию чепухой, но повторяемость некоторых чисел не может быть случайной. Смерть невинного младенца: какой сатанинской злобой должен быть обуреваем тот, кто, не задумываясь, отнимает жизнь у беззащитного грудного младенца, не научившегося говорить и потому не могущего указать на убийцу!? И это бессмысленное изуверство совершил почти мальчишка. Муж татарин, и жена – русская, собравшие родных и близких за пиршественным столом, ставшим для всех смертным одром. Безмолвие народа в страхе перед оборотнями, захватившими власть. Если отвлечься от ужасных подробностей, то выяснится, что этот случай не единичный. Поэтому полезно и поучительно сопоставить аграрную политику перед революцией 1917 года, советского времени и нынешнюю и попытаться понять: когда у крестьянина было больше всего перспектив? Ведь что всякое явление необходимо рассматривать в развитии: это необходимое условие для правильной оценки. Итак, позволю себе краткое отступление – экскурс в историю. Ретроспективный взгляд на нашу историю не может не привести к выводам, не зависящим от политических взглядов исследователя. Прежде всего, полезно и поучительно сравнить нынешнее положение в деревне со столыпинской реформой, если бы она была доведена до конца. П.А. Столыпина сейчас у нас считают выдающимся государственным деятелем и «патриоты» и «демократы», у которых вообще-то не так уж и много точек соприкосновения. По их разумению не будь убийства в киевской опере, не было бы и революции и через тридцать лет «потекли молочные реки в кисельных берегах». И это говорилось в то время, когда даже не самые проницательные мыслители предвидели неизбежность мировой войны. За первые 20 лет минувшего века Россия пережила три войны и три революции, полный распад империи и ее восстановление под красным флагом. Будем беспристрастными и объективными настолько, насколько это возможно в нашем нынешнем обществе. Почему же тогда победили большевики? В Гражданской войне красные победили по многим причинам, но самая главная, на мой взгляд, - обещание земли крестьянам, составлявшим тогда 90 процентов населения Империи. Кстати, белые чаще всего восстанавливали помещичье землевладение и тем самым отталкивали крестьян от себя (исключение составляет, пожалуй, лишь Врангель). По окончании гражданской войны советская власть действительно на деле передала крестьянам землю, проведя же позже вынужденную и ускоренную коллективизацию отобрала не землю, а движимое имущество (скот, инвентарь и т.п.), ограничив свободу передвижения крестьян, при этом обеспечив их детям бесплатное и качественное образование и возможность самостоятельно повысить свой социальный статус, получить высшее образование или офицерское звание. Все это следует отнести к несомненным достижениям советской власти. Все же недостатки были следствием или безграмотного управления (например, правление Хрущева) или отсутствием политической энергии (время Брежнева). Это предельно сжатое изложение принципов аграрной политики в СССР. Вообразим, что Антанта победила в мировой войне и монархия не была бы ликвидирована. Решились бы серьезные и неотложные внутренние проблемы приобретением Константинополя и турецкой Армении? Конечно же, нет! Неужели все противоборствующие друг другу политические силы забыли бы все разногласия? В статье не место для подробной социально-психологической характеристики российского общества начала ХХ века. Поэтому сошлюсь на мнение графа Дурново – подлинного, а не опереточного монархиста, министра внутренних дел в отставке, написавшего в своей знаменитой записке Николаю II за несколько месяцев до начала войны, что даже победа не принесет ни в коем случае желанного облегчения, а только усугубит все имеющиеся проблемы. Он предостерегал последнего царя вообще от вступления в войну за интересы «коварного Альбиона», привыкшего с начала наполеоновских войн, «таскать чужими руками каштаны из огня». Однако в нашем обществе есть и ярые сторонники февраля, особенно в среде либеральной интеллигенции и бизнеса. Представим, что белые победили красных. Обстановка бы отличалась от нынешней тем, что от советской власти мы получили хорошее наследство (именно оно основа богатства нынешней олигархии) и благодаря ему обычный человек имеет минимум комфорта. Как я уже говорил, даже победа в войне, по мнению Дурново, не принесла бы облегчения. Он предрекал серьезные внутренние проблемы прежде всего из-за популярности в народе коммунистических идей. Итак, белые в Петербурге и кадеты строят демократию, проголосовав за нее на Учредительном собрании. Возможно кадетам удалось бы избегнуть массового бандитизма «цапков» в деревне, подобно сегодняшнему, но никак не расслоения. Какие идеи бы разделяла беднота: черносотенные или коммунистические. Дальнейшее тема для художественного произведения, а не для научного труда, поэтому я прерываю здесь ход рассуждений и возвращаюсь к трагедии в казацкой станице. Оказывается, что в сегодняшней России крестьянин, даже зажиточный, как убитый вместе с семьей, не может спокойно трудиться на своей земле! Нынешняя власть и подчиненные ей СМИ вообще избегают слова крестьянин, предпочитая безликое «фермер». И не ведают нынешние «Смердяковы», в голове которых две-три идейки из эмигрантских книжек или наставлений «вашингтонского обкома партии», что один из Т.Джефферсон – один из отцов-основателей Североамериканских Соединенных Штатов (именно так называлась тогда эта страна) считал, что основа демократии – не политические партии, плюрализм и т.п., а свободные крестьяне, обрабатывающие свою землю, которой в те времена в Америке, в отличие от Европы, было предостаточно. Кто посмеет ему возразить, что без труда крестьянина на земле невозможно процветание общества! В «свободной» же России миллионы гектаров земли не обрабатываются. Не безумие ли мнение либеральной интеллигенции, полагающей, что если есть неприбыльные колхозы (кстати, Евросоюз дотирует фермеров и диктует, что сеять, прямо как было в СССР!), то их надо разогнать, перестав оказывать государственную поддержку, в надежде, что единоличник справиться со всеми проблемами. Коллективизация в СССР была принудительной не потому, что большевики были извергами, а потому что внешнеполитические обстоятельства вынуждали проводить ускоренную индустриализацию. Слова Сталина о том, что если народ советской России не хочет исчезнуть с исторической сцены, он должен преодолеть путь, проделанный Европой за столетия, в течение десятилетий, подтвердили все последующие события и прежде всего Вторая Мировая Война. Почему крестьяне противились коллективизации? Потому что ставить интересы страны выше собственных дано очень немногим, а государство даже в «свободнейшем мире» - всегда аппарат принуждения. Кликуши, спекулирующие на наших недостатках – где можно найти первопроходца, проходящего путь легко и гладко, - воспевающие НЭП не понимают, что мелкий и средний предприниматель и даже крупный бизнес не способны создать, например, фундаментальную науку, авиационную и промышленность и металлургию и никогда не будут финансировать высокое искусство. Потому что вкладывать надо много, а дохода ждать долго. Даже олигархия, как свидетельствует современный опыт, не рвется укреплять самолетостроение и сельское хозяйство: поэтому у нас бьются самолеты, не готовят летчиков, а магазины заполнены турецкими овощами, выращенными, кстати, не на огородах, а в крупных агрокомплексах. Те, кто проводил нынешнюю земельную реформу, или невежи (если не знали мирового опыта) или злоумышленники. Вывод я предоставляю возможность сделать читателям. Сейчас власти готовят закон о продаже земли. Даже если не задумываться над духовными вопросами: можно ли делать предметом купли-продажи то единственное, что невозможно человеку создать искусственно, нельзя не насторожиться всему обществу: кому в нынешних обстоятельствах нашей жизни достанется «земля-матушка»? Испокон веков до наступления эпохи господства либеральной идеологии с ее принципом «разумного эгоизма» люди жили общиной, т.е. по принципу «один за всех, и все за одного». Ужасы капитализма, вовсе не выдуманные К.Марксом, побудили искать пути выхода из тупика эгоизма. Вопрос как возобновить общину в индустриальном обществе стал одним из центральных в политических движениях ХХ века, отвергавших либеральный капитализм. Анархизм предлагал уничтожить государство, а порядок поддерживать сотрудничеством самоуправляемых общин. Идея привлекательная, но неосуществимая; поэтому надо мириться с государством, как с неизбежным злом. Фашизм (от латинского «fascio» - пучок, связка, объединение), возникший почти одновременно в Италии и Германии, в основу единства положил языческий принцип «общности крови». Здесь не место подробно разбирать ущербность и антихристианский характер фашисткой идеологии, поэтому ограничусь только одним фактом: как объединить честного труженика Абрама с жуликом Абрамовичем; или будет ли защищать крестьянина Ивана министр по фамилии Иванов? Коммунизм (кстати, на мой взгляд, по-русски это понятие следует переводить как «общинность») в России был трансформирован и стал пониматься как «царство справедливости» насколько это возможно на нашей грешной земле. Именно акцент на религиозной стороне этого учения в России признавали такие авторитетные мыслители эмиграции, как либерал Бердяев и монархист Шульгин. Даже в Европе учение Маркса некоторые рассматривали и не без оснований как возрождение идеалов первых христианских общин, как союзов, основанных на братской любви и общности имущества. В этом главная причина, по которой народы советской России и в первую очередь великороссы с воодушевлением принялись строить «царство правды»; а главная заслуга Сталин в том, что он смог направить, разбуженную в 1917 году массу, не на бесплодную «мировую революцию», а на созидание. Народ боготворит Сталина не из рабского стремления к «сильной руке» (хотя кто любит слабого правителя?), как полагают его ненавистники, а потому, что сердцем понимал и понимает, что он свой «мужицкий царь», а не «боярский», или говоря современным языком, не «олигархический». Нашему обществу настоятельно необходим новый и свежий взгляд на великий период советской истории, но эта задача выходит за рамки данной статьи. Несомненно одно: коммунистическое учение, понятое в России, как христианское и идея «народной монархии», наглядно воплощенной в Сталине, были приняты народом. Выгода общины - и материальные и психологические - были осознаны значительной частью советского общества и именно это вызывает сейчас ностальгию, а не стоимость колбасы, как полагают либерасты, подтверждающие лишний раз банальную истину: «каждый судит по себе». Единоличник всегда и везде, а особенно в современном мире обречен на неуспех – и материально и духовно. Поясню свою мысль примером далеким от крестьянского труда. Писатели и вся так называемая «творческая интеллигенция» (к которой по непонятной причине не относят, например, научных работников, учителей, виноделов) кричали в горбоёльцинское время, что партия и профессиональные союзы ограничивают их свободу. Писатель, художник, музыкант в любой стране и во всякое время свободен писать все, что ему заблагорассудиться, и опыт СССР лучше всего подтверждает это: у нас временами имел исключительное влияние на умы Самиздат и т.п. Но если «любимец муз» хочет жить своим трудом, он должен выйти на площадь со своим «продуктом» и найти издателя; а издателя интересую не только доход от произведения, в чем, кстати, интересы и творца и продавца совпадают – знаменитые пушкинские слова: «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». И очевидно, что издатель хочет заплатить как можно меньше, а поскольку он богаче писателя, то и преимущество на его стороне. И чтобы отстоять свои интересы писателям, как и всем наемным работникам, продающим свой труд, нужен свой профессиональный союз. Но издателя интересуют не только деньги, но и идеи, содержащиеся в произведении. Тем, кто по наивности или по незнанию полагает, что современные культура и медиапростанство зависят в первую очередь от рыночной стоимости продукта и от спроса общества на услуги, рекомендую прочитать недавно переведенную на русском языке книгу Бернейса «Пропаганда». В ней цинично и ясно сказано, что и СМИ, и общественное мнение управляются «невидимым правительством». Поясню это на примере. Представим себе, что инициативная группа писателей и кинематографистов представит в общественную палату и министерство культуры долгосрочный проект экранизации для детей лучших сказок народов России. Не надо иметь «ума палату», чтобы понимать, что такая программа во сто крат лучше безликого и бесплодного толеранса, что она будет способствовать объединению народа. А заработать на таком проекте можно очень большие деньги, особенно при умелой рекламе: кто из родителей не сделает замечательный подарок детям? С другой стороны придет группа, предлагающая «гаррипопперов» и «донцовых». Выбирают, как показывает опыт – второе. Не потому, что мистическая галиматья и графомания «пипов»[1] доходнее, а потому что она формирует массовое сознание детей и взрослых в нужном направлении. Когда поймешь это все, то сразу простым и ясным становится ответ на ворос: когда же труженику жилось лучше?
СМЕРТЬ "ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ"В 2010 году скончались и два кумира «шестидесятников» - А.Вознесенский и Б.Ахмадуллина. Не отношу себя к поклонникам их стихов: первый – эпигон футуризма, в молодости пытавшийся занять место Маяковского, но безуспешно, потому что не обладал и малой толикой революционного настроя «агитатора, горлана, главаря». У Ахмадуллиной же много выспренности, жеманства и болезненного мистицизма. Но речь не об их книгах, а о явлении «шестидесятничества». По своему духу и составу это «дети ХХ съезда КПСС», на котором Хрущев безграмотно и из конъюнктурных и сиюминутных соображений обрушился с эмоциональной и глупой критикой на Сталина. Советское общество после этого раскололось, и этим позже воспользовался Горбачев для расчленения СССР сверху. Разделявшие точку зрения Хрущева, который рассчитывал на них как на «властителей дум» молодежи и свой авангард, и обласканные им, как славой так и деньгами, они первоначально выдвинули идею «социализма с человеческим лицом», «возвращения к ленинским идеям». Патологически сосредоточенные на «1937 годе» и люто ненавидевшие Сталина они представляли себя обществу как последовательные противники всякого насилия. [1] Существенно, что «шестидесятники», в том числе и Ахмадуллина, оказались в числе фанатов насилия в 1993 году – главными сторонниками расстрела народа. В «письме сорока двух» они открыто призывали Ельцина «раздавить гадину». Этот пример убедительно свидетельствует, что политическая жизнь в принципе невозможна без насилия, а лидер в определенных условиях не может не быть диктатором. Поэтому для исторической оценки необходимо понять, против кого применялось насилие, и было ли оно направлено на благо общества, во-первых; во-вторых, кто и главное что диктует диктатор. После известных событий в Чехословакии[2] большинство «шестидесятников» перешло во внутреннюю эмиграцию, полагая, что советская система во всем уступает «свободному обществу». Потому что в основе ее «уравниловка, подавление личности и деградация культуры». Но стоит лишь освободиться от оков «коммунистической идеологии», как демократическая интеллигенция возглавит шествие общества к сверкающим высотам свободного развития личности и к расцвету культуры. Идеалом общественного устройства для них был Запад, куда они стремились изо всех сил, причем, не только за модной одеждой, которой действительно не хватало в СССР во все время его существования. История последних десятилетий опровергла все их «благоглупости». На верху общественной «лестницы» оказались вовсе не самые талантливые. А гонорары за творчество обратно пропорциональны дарованию: всего один пример – у недавно скончавшегося циника и наглеца Трахтенберга, оказывается, было три квартиры. Кстати, своей вины в происходящем они не замечают, обвиняя «неправильный народ», «плохие власти» и «советское наследство». Смелости признаться, что «шестидесятничество» потерпело крах, потому что с самого начала не несло в себе никакой созидательной идеи, не позволяет горделивость. Они вовсе не подвижники, и их «групповой портрет» уже написан М.Ю.Лермонтовым в «Думе»: «Толпой угрюмою и скоро позабытой Что касается их художественных произведений, то уверен, что не имей они поддержки сверху - как бы они не пытались выставить себя в роли гонимых – они не получили бы широкую известность. В мою бытность студентом МГУ я знал много поэтов, превосходящих этих модных кумиров. И в качестве доказательства я готов предъявить их стихи[3]. И не будь сейчас между поэтом и народом «буфера» в лице СМИ, их имена вошли бы в настоящую историю нашей литературы. Вообще назваться поэтом может не каждый, кто сочиняет стихи, и их ценность проверяется, как и всего подлинного, временем. Об этом очень просто сказал Р.Киплинг в своей нобелевской речи, обратив внимание на то, что часто популярность поэта не соответствует качеству его творений. Без ложной скромности, но и без горделивости он заявил, что меня сейчас издают очень большими тиражами и всем известно мое имя. Но, если меня продолжат читать после моей смерти и ухода моего поколения, то и это не основание назвать меня поэтом. Вот когда меня, как Гомера, будут читать, когда «канет в лету» целая эпоха, тогда я поэт. Будущее никому не ведомо, но пройдет полвека, и антисоветская тема потеряет «информационный вес». А кто тогда вспомнит поколение шестидесятников? Кто сейчас читает некогда очень популярного Надсона или литературу «пролеткульта»; и неужели современная молодежь вдохновляется Сэллинджером, кстати, также скончавшимся в этом году, а артистичные дамы перечитывают Ф.Саган? Интерес к поэзии и вообще к серьезной литературе падает не потому, что в эпоху Интернета меняются вкусы, а потому что либеральная цивилизация потеряла даже ту творческую силу, которая побуждала строить заводы и дороги в джунглях. Сейчас в США даже не осталось ни одного завода, выпускающего «форд» - символ Америки, а вся страна производит только виртуальные услуги. Стихи нужны тем, кто выше всего ценит поиск истины, подлинную силу и красоту, а не «сытым и законопослушным налогоплательщикам» «среднего класса» - вожделенной мечте наших доморощенных либералов, выросших из «шестидесятнических джинсов». Чтобы преодолеть смуту, нужны совершенно другой человек, весьма далекий от идеала современных интеллектуалов и «тупой бессмысленной толпы»»: «В наше больное время, когда … обществами обуяла лень, скука жизни и неверие, когда всюду в странной взаимной комбинации царят нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определенной цели в жизни, подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности - это живые документы, указывающие обществу, что кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме... кроме скептиков, мистиков, либералов и консерваторов есть еще люди иного порядка, люди подвига веры и ясно сознанной цели»[4].
ФУТБОЛ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОСНе мною впервые сказано, что современный мир очень схож с «Римом периода упадка». Аналогий много и только «слепой» может утверждать, что «демократия[5] имеет много недостатков, но лучше человечество ничего не придумало». Принцип «хлеба и зрелищ» осуществляется нынешним «правящим классом» исключительно последовательно: к «хлебу» добавлено «дешевое пиво», а «вместо боев гладиаторов» - спортивные зрелища и в первую очередь футбол и «попса». И то и другое было стержнем молодежной политики в Англии во время правления «железной леди». Уничтожив целые отрасли промышленности – и не какие-нибудь, а традиционные английские, в частности угледобывающую – она не питала иллюзий относительно характера англосаксов, которые во все времена отличались диким нравом[6]: поэтому и традиционное британское воспитание призывает к сдержанности. Для канализации энергии буйных недовольных парней из «спальных пролетарских районов», потерявших жизненную перспективу, были сочинены фанатские движения[7] и панк- рок. Этот же метод был применен и в России в «перестройку», учитывая особые доверительные отношения между «горби» и Мэгги[8], в котором дама играла роль наставницы, а «минеральный секретарь[9]» роль прилежного ученика, а позже продолжен уже в «независимой России». Архитекторы «новой России» сделали только одно добавление к «английскому проекту»: была легализована так называемая «блатная музыка» и то, что раньше исполнялось только в подворотнях, теперь заняло изрядное место на телевидении и в концертных залах. Футбол перестал быть спортом, он начал строиться по законам шоу-бизнеса и стал одним из элементов молодежной политики в «свободной России»: она была незамысловата и базировалась на низменных страстях: пиво, бляди и футбол для парней, гламурная проституция, «великосветские»[10] сплетни для женщин. Причем основной удар был нанесен по русской молодежи, что дало возможность лицам, лишенным ума, но переполненным злобой, например сторонникам «имарата Кавказ» утверждать, что эти свойства органически присущи русскому человеку[11]. Также по ряду причин стал усиливаться, говоря языком тов. Сталина, «великодержавный шовинизм» и «мелкобуржуазный национализм» (в сегодняшних терминах «русский фашизм» и «русофобия»). Все это власти поощряли, так как им выгодно отвести народное недовольство от себя[12]. Подобный упадок нравов, конечно, с каждым годом становится все более заметным, особенно в последние годы, когда на необъятных просторах бывшей великой страны выросло «первое свободное поколение». Очень многие горячие футбольные болельщики, к числу которых принадлежит и автор, избегают посещать футбольные матчи не только из-за низкого качества игры, но и по причине омерзительной обстановки на трибунах: гитлеровские приветствия, изощренное сквернословие, отвратительный внешний вид и т.п. Однако до недавних трагических событий почти все спортивные издания[13], поощряли такой стиль и описаниям, происходящего на фанатских трибунах, уделяли во много раз больше места, чем анализу игры. Цель очевидна – бросить молодежи вызов и тем самым сделать такой образ жизни привлекательным для молодежи. Именно эта молодежь стала основной участницей событий, всколыхнувших в декабре всю страну. О недостатках фанатов я уже сказал выше; много сказано и о недостатках современной русской молодежи и русского народа. У любого народа, как и у человека, есть сильные и слабые стороны характера; задача мудрого правителя и родителей в том и состоит, чтобы развить преимущества и предельно ограничить недостатки. О русском характере написано много и мне нечего добавить нового к трудам выдающихся мыслителей. Но вот о некоторых особенностях второй стороны конфликта – так называемых «кавказцев» - позволю себе сказать несколько слов. Но прежде следует уточнить содержание понятий «кавказцы» и «славяне», широко использующиеся не только на бытовом уровне, но и в СМИ. Употребляющие эти слова подразумевают, что лица, отмеченные перечисленными выше признаками – в первом случае местом происхождения, во втором – кровным родством – не только представляют из себя единое целое, но и по природе своей стремятся к единству; самые же рьяные с обеих сторон утверждают, что эти общности настолько противоположны друг другу во всем, что не могут находиться даже ограниченное время в одном месте. Так ли это на самом деле? Существовал ли когда-нибудь в реальности, а не в головах идеологов, «панславизм» и «панкавказизм»[14]? Каждый, кто хоть что-то смыслит в истории знает, что польская шляхта никогда не хотела быть частью России и искала себе союзников в Лондоне, а перед Второй Мировой Войной тесно сотрудничала с Гитлером. Варшава с презрением относилась к братьям по крови в Малороссии, а об отношении запорожских казаков к ляхам можно судить по очень правдивой повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Никогда не питали друг к другу особых дружеских чувств правящие слои Сербии и Хорватии. Я привел только самые яркие примеры, доказывающие, что наибольшей объединяющей силой являются универсальные идеи и совпадение интересов. Кавказ в широком смысле слова, т.е. сам горный хребет и народы Закавказья, весьма различен и в этническом, и в религиозном отношении и никогда за тысячелетия своей истории не был единым ни политически, ни идеологически. История, характер, религия и культура народов его населяющих очень различны, и только для человека несведущего его жители, «как негры все на одно лицо». В мою задачу не входит подробное рассмотрение этих интересных вопросов, поэтому ограничусь только одним примером, имеющим отношение к дальнейшему изложению. В XIX веке во время первой кавказской войны мятежное войско горцев состояло из черкесов (так в те времена называли собственно черкесов, а также абхазов, адыгов и кабардинцев), чеченцев и народов Дагестана (аварцев, лезгин, кумыков и др.). Верность русским сохранили осетины, а также сваны, пшавы, тушины и хевсуры[15]. Из народов Закавказья армяне, особенно карабахские, всегда отличавшиеся отменным воинским духом, и грузины составляли значительное число офицеров Кавказской армии[16], а азербайджанцы (в то время их называли «кавказские татары») сохраняли нейтралитет. Война всегда показывает истинное лицо и человека и общества: где же тут кавказское единство? Современные этнологи вообще предлагают отдать термин «Северный Кавказ» географам, утверждая, что Прикаспийский Кавказ (в первую очередь народы Дагестана, чеченцы, ингуши) и Причерноморский Кавказ (абхазы, адыги) представляют из себя – с этнологической точки зрения – два абсолютно разных явления. Декабрьские волнения начались с убийства подонками фаната «Спартака» в уличной драке. Драка произошла в полночь на автобусной остановке; ее причины до сих пор не сообщаются; автору удалось найти только одну версию конфликта[17]. Последовавшие за этим события дают пищу для разнообразных размышлений. А если мы хотим сохранить единство России, нам необходимо подвергнуть беспристрастному анализу эти события и сделать обоснованные выводы[18]. События можно и надо подвергнуть кропотливому анализу с разных сторон. Прежде всего, они показывают силу сплоченности, что бы ни лежало в ее основе, ибо объединяются, и добрые и злые. Уже всеми отмечено, что не будь несчастный Егор Свиридов членом фанатской группировки «Фратрия», за него бы никто не вступился и участники драки, отпущенные прокурором, избегли бы заслуженного наказания. И убийцы никогда не оказались на свободе, если б за них не заплатили большую взятку родственники (я не верю в версию «испуга» милиции). Кто в нашей нынешней России «на коне»? Только те, кто объединен в группу: будь то власть, банда или клан. Такая структура общества, когда правящий слой совершенно независим от народа и живет отдельной жизнью, когда преступники становятся во многих случаях «параллельной властью», а все остальные формы единства сводятся или к кровному родству или к «неформальным молодежным объединениям» неминуемо разрушиться и без злого умысла «жидомасонов». И пока сам народ не осознает, что настоящим центром объединения могут быть всеобщие идеи, ибо «душа человека по природе своей христианка», как говорил Тертуллиан, т.е стремиться к правде, созиданию и красоте, то мы будем все больше увязать в «вонючем болоте» и нас не вытащит из него ни «дохлая кляча» толеранса, за который ратуют либералы, ни «кастрированный бык» «здорового национализма», как нас поучают усердные не по уму «патриоты». Второй вопрос, о котором следует задуматься обществу, - проблема этнической преступности. Если преступник обладает особыми чертами характера, то есть ли черты общие и особенные у преступников разных народов[19]. Объективный психологический анализ опровергает как тезис либералов об «отсутствии у преступника национальности», так и тезис «патриотов» - о принципиальной преступности отдельных народов – будь то жидов, русских или кавказских горцев. И, рассуждая без «гнева и пристрастия» следует сказать, что в преступлениях видны худшие черты каждого народа. Какие отрицательные черты характера народов Северного Кавказа отчетливо заметны в многочисленных так называемых бытовых преступлениях? Культ силы в соединении с отсутствием рыцарства. Удивительно, но даже авторитетные и заслуженные представители этих народов, судя по их публичным высказываниям, не видят или не хотят замечать, что избиение втроем одного[20], стрельба по безоружному[21], нападение исподтишка и без предупреждения[22], насилие над девицами[23] не имеют ни малейшего отношения к рыцарству. А ведь рыцарством или «джигитством» так любят бахвалиться многие горцы Северного Кавказа. Вообще, самое лучшее определение рыцарства, которое мне встречалось, я нашел в кодексе чести средневековья: «Рыцарь – воин, стяжавший христианские добродетели». Воин без ясного представления о чести превращается в обыкновенного разбойника и насильника, и было бы очень полезно, чтобы авторитетные лица из среды кавказских горцев сами указали своим народам на недостатки, требующие немедленного исправления. Тем более что такие примеры есть, но они оставлены интеллигенцией этих народов без внимания. В XIX веке вышло замечательное и глубокое исследование Умалата Лаудаева «Чеченское племя», а недавно очень поучительная и отлично написанная повесть молодой писательницы из Дагестана Алисы Ганиевой «Салам тебе, Далгат». Первая работа остается намеренно или по незнанию вне поля зрения научного мира и чеченского общества, а Ганиеву на родине обвинили в том, что она «вынесла сор из избы» и создала нелицеприятный портрет современного Дагестана. Второй недостаток народов Северного Кавказа - двойная мораль в соединении с высокомерием. Ведь по отношению к своим никто не позволит, например, насилия по отношению к женщине. Шакалья стая, нападающая без предупреждения, на безоружного или слабого - это ли рыцарство! А когда появляется настоящий лев (только не надо принимать за льва беснующиеся толпы на манежной) она, затаив злобу, ждет удобного случая для мести. Поясню, что я имею ввиду: провал ельцинской политики на Северном Кавказе некоторые оценили ее как слабость: «русский медведь» одряхлел и теперь можно взяться за старое и основать «независимый имарат Кавказ» на деньги Вашингтона, как до этого во времена Шамиля – на деньги Лондона, а во время Второй Мировой Войны – под покровительством Гитлера. И в последнем, несмотря на взаимную лютую ненависть, их интересы совпадают с целями так называемых «русских фашистов», открыто заявляющих о своих взглядах уже не только на трибунах стадионов. Обращаюсь к обеим сторонам конфликта! Я хочу сказать открыто русским националистам: национальное единство очень желательно, но как его обеспечить? Представим себе осуществление «патриотического» мифа: все жиды уехали в США и Израиль, «чурки» высланы в кишлаки, а кавказцы заперты в горах, окруженных колючей проволокой. Наступит ли мир и процветание, если не сразу, то со временем, но неизбежно, как день сменяет ночь? Так утверждать может только лукавый демагог или человек наивный и не знающий истории. Ленин и Сталин, как бы ни относились к их идеологии, несомненно сделали очень большой вклад в историческую и психологическую науки, и доказательство этому очень наглядно: первый взял политическую власть, второй – победил во Второй Мировой Войне. Ленин убедительно обосновал, что в эпоху капитализма нация расколота на классы, имеющие различные интересы, а часто и культуру. Второй – что национальное единство достигается, когда люди сплачиваются вокруг национальной идеи, а не когда они одной крови. Поэтому тот, что считает, что лишь моноэтническая нация обеспечивает себе сплоченность, или тешит себя иллюзиями[24] или находится под действием галлюциногенных препаратов[25]. Первые забывают, что в гражданской войне, описанной например М.Шолоховым в «Тихом Доне» самые ожесточенные сраженья происходили между русскими. А некоторые на месте сегодняшней России видят несуществующую мистическую «святую Русь»… Народы Северного Кавказа! Рыцарь должен быть благодарным и идти в бой с «открытым забралом». Российская Империя и особенно советская власть, и русская власть принесла вам только хорошее! Она после революции создала специально для вас алфавит и это позволило поднять неизмеримо ваш культурный уровень и дало возможность проявиться творческим силам ваших народов. Сделали для вас хоть малую толику этого зарубежные муллы, вовлекающие ваших сыновей в бесплодную борьбу и насильно навязывающие вам совершенно чужую для вас арабскую культуру? Кто построил вам города, проложил дороги в горах и уравнял в правах? Саудовские принцы или советская власть? Вы постоянно вспоминаете о выселении с родных земель? Но в первый раз вы вели войну против Российской Империи по незнанию и сам Шамиль признал это, сказав, что если б он заранее знал истинные намерения власти, он бы никогда бы не воевал. При Гитлере вы виноваты сами и должны сами смело принять это, ибо только сильный человек может признать свою неправоту. Как бы вы сами обошлись с предателями? Оба раза ваша воинственность была использована против ваших же собственных интересов: сначала Лондоном, а потом Гитлером. И ислам не является верой ваших столь чтимых предков, ибо он стал распространяться только в XIV веке, а до этого многие из вас были христианами и развалины этих храмов до сих пор вы можете увидеть в верховьях Зеленчука в Черкессии, и в горах Чечни – знаменитый храм Тхаба-Ерды[26]. Не отрываетесь ли вы от корней, отрекаясь от веры предков? Или мы все сплотимся или исчезнем с исторической «сцены», как уникальная цивилизация[27]. Славяне станут людьми второго сорта в Европе, а кавказцы на Востоке. А для сплочения необходима идеология, преодолевающая племенные и узко конфессиональные границы[28]. Наше современное общество очень похоже на осетра без вязиги[29]: Этот образ мне вспомнился, потому что однажды я присутствовал при разделке осетра: его нежное и сочное мясо совершенно невозможно было разрезать, настолько оно было твердым; но, лишенный позвоночника, он обмяк. Таково и нынешнее наше общество: разрозненное и лишенное идеалов. Рамки статьи не позволяют подробно обсуждать эту важнейшую проблему, но не сказать несколько слов я не могу: наши общие идеалы должны вместить в себя все самое ценное, что есть в историческом опыте наших народов. Не толерантная мультикультурность нужна нам, а единая культура, которая, как сокровищница, содержит все самое лучшее, что есть у каждого из народов. И такое начало было положено при советской власти, которую, кстати, в угоду политической суете, нынешнее руководство церкви с упорством, достойным лучшего применения, неизменно называет «безбожной». Неужели нынешняя с ее «культом золотого тельца» и блуда – богоугодна? В ее основе должны быть идеи творческого созидания, братства и справедливости. Этот дом начали строить наши отцы и матери, но злоумышленники в руководстве страны в союзе с «разворошенным осиным гнездом либералов (да и «национал-патриотов»), насильно и обманом завладели чужим наследством. Суть нашей цивилизации в ее всемирном характере. В ней найдется место каждому народу. У великих русских государственных деятелей, мыслителей, поэтов, наконец, самое важное – в народе – никогда не было идеи превосходства и изоляции. Наоборот! Местечковый кругозор (этого не могут понять так называемые «патриоты») ей чужд., как и либеральная «смердяковщина»: Россия – не младший брат Запада, за которым надо тянуться и которому надо подражать.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ«Для того кто не знает куда плыть ни один ветер не будет попутным!» - слова Сенеки, над которыми надо безотлагательно и глубоко задуматься всему обществу. На сухом языке науки это вопросы об идентичности, национальной идеологии и сути всей русской цивилизации. Кого взять на борт и куда плыть, где она - путеводная звезда? Тому ли капитану мы доверили штурвал? И не забыты ли нами опытные и умелые кормчие и карта, на которой проложен верный курс через бури? И не потому ли наш корабль стал игрушкой штормовых волн? И какой устав должен быть на корабле? Кто свой, а кто чужой и не обманываемся ли мы, принимая за своего того, кто только внешне походит на нас? И до тех пор, пока мы все согласно и честно не ответим на эти вопросы, на великой Руси хорошо будет жить только «чужим»!
Примечания Андраник Сулейманян - Кандидат психологических наук. [1] «ПИП» - «персонифицированный издательский проект». Понятие, введенное редакцией «Литературки» для описания состояния дел в современном издательском мире, когда «литературные рабы» исходят ежемесячно «поносом» по раскрученным именем, чвляющимся собственностью издателя. [2] Удивляет «пацифизм» части интеллигенции, полагающей, что сверхдержава будет спокойно взирать на то, как ослабляются ее позиции. Неужели Вашингтон спросил разрешения у народа Ирака перед вторжением; или, например, правительство США не будет мешать всеми возможными методами объединению народов бывшего СССР, если появится харизматический лидер, объединивший народ, уставший от смуты и истосковавшийся по созидательному, а не «мартышкиному труду». [3] Например, на этом сайте - http://hippy-end.livejournal.com/59352.html публикуются стихи поэтов МГУ 70-80 гг. прошлого века [4] А.П.Чехов, Полное собрание Сочинений, М., «Наука», 1979 г., с.236-237. [5] Под «демократией» автор понимает не процедуру выборов из нескольких кандидатов, а устройство жизни в современную эпоху, прежде всего на Западе и тех, кто считает, что все остальные должны присоединиться к «цивилизованному человечеству». [6] Все знаменитые пираты – англичане и не только потому, что Британия «была владычицей море» и не потому, что «коварный Альбион» стал использовать бандитизм в политических целях. [7] Недавно я пересмотрел документальный фильм «Спор за золотую богиню», посвященный чемпионату мира 1966 г., состоявшегося в Англии. Впервые я видел его мальчишкой в арбатском кинотеатре «Наука и Знание», специализировавшимся на документальном кино, и ныне уничтоженном. Отец взял меня с младшим братом, чтобы приобщить к большому спорту. Конечно, взгляд мальчика и мужа различается и если во времена детства я упивался голами и лицезрением великих футболистов, то сейчас обратил внимание на трибуны: большинство зрителей – мужчины в костюмах и галстуках, никаких баннеров и «кричалок», а команду подбадривают пением народных песен, например, «когда святые маршируют». Через 10 лет все переменилось и всем, кто понимает законы массовой психологии в информационном обществе, должно быть ясно, что это произошло не само собой, а искусно направлялось из-за кулис. [8] Хорошо известны слова Тэтчер, сказанные в 1985 г. во время визита горби в Великобританию, что «с этим человеком можно делать бизнес». В связи с этим вспоминаются слова Сталина: «Радуйтесь, когда враг ругает вас, значит вы на правильном пути; задумайтесь, когда он хвалит вас: где вы допустили ошибку». [9] Так его очень остроумно прозвало «армянское радио». [10] Многим словам сейчас намеренно придается извращенный смысл: можно ли представить себе, чтобы в высшем петербургском обществе был бал, о котором бы в газетах было написано: «графиня Юсупова пришла в прозрачной юбке и с новым любовником»!? Но именно так себя ведет наша так называемая «элита», которой стремится подражать масс. [11] «Глубокие» рассуждения не только на эту тему публикуются на сайтах: www.kavkazcenter.com, www.jamaatshariat.com, www.hunafa.com [12] Об этом очень точно, касаясь событий на Манежной площади, сказал один участников форума на сайте газеты «Советская Россия»: «Но не кажется ли вам, что этот протест кто-то очень умело направляет в безобидное для власти русло? Протест направлен на кого угодно, но не на устои власти. Он направлен почему-то именно на то, чтобы разделять. Ведь так легче властвовать. Serg99. [13] Исключения редки, например, еженедельник «Футбол», бывший «Футбол-Хоккей». [14] Подобный термин никогда и никем не употреблялся и уже одно это свидетельствует о беспочвенности такого направления мысли. [15] Характер и быт этих народов правдиво изображен в таких фильмах, как «Мимино», «Хевсурская баллада», «Вертикаль» т др., снятых на замечательной киностудии «Грузия – фильм» в период русско-советской оккупации. [16] Назову только два имени: армянские генералы М.Т.Лорис-Меликов и В.О.Бебутов. Автор не является узким специалистом по этому вопросу, поэтому не может легко вспомнить имена грузинских офицеров, поэтому прошу читателей не судить меня строго, а обратиться к классическому труду В.А.Потто «Кавказская война». [17] http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1556838&NodesID=6 Выяснилось, что сигнал о драке на остановке общественного транспорта возле дома 37 по Кронштадтскому бульвару поступил в дежурную часть ОВД "Головинский" от очевидцев происходящего в половине первого ночи через оператора пульта дежурного по городу 02. Через семь минут к месту происшествия прибыла группа немедленного реагирования ОВД. Здесь милиционеры нашли пять пострадавших, получивших в результате побоев и применения травматического оружия ранения различной степени тяжести. Ими оказались жители Москвы Дмитрий Филатов, Сергей Гаспарян, Дмитрий Корнаков, Денис Петроченко и Егор Свиридов. Последний к моменту прибытия милиции был мертв. Остальные госпитализированы. Через 15 минут недалеко от места происшествия на улице Смольная наряд милиции задержал и доставил в ОВД "Головинский" Аслана Черкесова, Хасана Ибрагимова, Наримана Исмаилова, Артура Арсибиева, Аноя Анаева и Рамазана Утарбиева. На одежде задержанных были следы крови, у Черкесова изъяли травматический пистолет "Стример". Позднее экспертиза установила, что именно из него был убит Егор Свиридов. В ОВД "Головинский" также были доставлены пять свидетелей, которые опознали в задержанных кавказцах участников драки. После опроса свидетелей и задержанных дознавателем ОВД "Головинский" было установлено, что драка произошла на бытовой почве. Якобы один из пострадавших, Денис Петроченко, обращаясь к своим друзьям, сказал: "Орете как в горах". Кавказцы, стоявшие рядом, посчитали, что фраза была обращена к ним. После чего, "посчитав это оскорблением, они, заранее сговорившись, из хулиганских побуждений" напали на Петроченко и его друзей, используя в качестве оружия бутылки и травматический пистолет. [18] Автор с искренним интересом и внимание готов выслушать конструктивную критику. [19] В авторитетном словаре Брокгауза и Эфрона есть специальная статья, посвященная этой теме, под названием «Патология рас». Статистика подобного рода открыто публиковалась в Российской Империи. [20] Драка в перегоне метро. [21] Убийство Волкова. [22] Убийство Свиридова. [23] Причина драки в лагере «Дон». [24] Иллюзия – искаженное восприятие существующего объекта. [25] Галлюцинация – видение или слышание несуществующего объекта. [26] О христианстве у черкесов у П.К.Услара – одного из выдающихся знатоков Кавказа. О христианском прошлом вайнахов – у Умалата Лаудаева. Например, он указывает, что названия дней недели у чеченцев христианские, а не исламские. Язык – это память, которую невозможно стереть! [27] Об этом рассуждали такие выдающиеся мыслители, как Н.Я.Данилевский «Россия и Европа», Александр Пушкин, Ф.М.Достоевский, И.В.Сталин [28] Эту идею афористично и грубовато выразил писатель из Серпухова Р.В.Романцев"На холмах грузии лежит ночная мгла". И я, вдруг, с полной очевидностью осознал, главный лозунг, к сожалению, не только момента, но ближайших лет таков: "Красножопые, желтожопые, черножопые, беложопые, объединяйтесь против деньгожопых". [29] Подобие позвоночника у осетровых рыб. Далее читайте:Андраник СУЛЕЙМАНЯН (авторская страница).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |