Елена Коломийцева |
|
2010 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Елена КоломийцеваВадим Валерианович Кожинов: «венок» к 80-летию28 - 29 октября в Армавире проходила конференция "Творчество В.В. Кожинова в контексте научной мысли XX-XXI веков". Это был весьма представительный форум (уже восьмой!). С его программой можно познакомиться на страницах ХРОНОСа. Большинство материалов, прочитанных с трибуны актового зала Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ) и присланных заочными участниками, находится в обработке и на армавирском сайте "Кожиновская энциклопедия" (www.kozhinov.ru) появится не сразу. Тем более сегодня важно по горячим следам дать обзор состояния "кожиноведения". И такой обзор уже сделан Еленой Юрьевной Коломийцевой в ее выступлении на конференции. Редакция ХРОНОСа предлагает его вниманию читателей. Говорить о блестящем публицисте сугубо литературоведческим языком очень трудно, неизбежно и как-то сам собою твой слог тоже становится публицистичен. В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения талантливого русского литератора (именно литератором он сам себя именовал) Вадима Валериановича Кожинова. В будущем январе будет 10 лет, как он ушел из жизни. Видимо, еще слишком мало прошло времени, чтобы можно было беспристрастно и взвешенно рассуждать и вспоминать о Вадиме Валериановиче. Многим современникам, вспоминающим о нем, внутренне трудно примириться с тем или признать то, что это был человек действительно великий, необыкновенный, одна из крупнейших, знаковых, определяющих фигур отечественного литературоведения ХХ века. Поэтому большинство сегодняшних воспоминаний и разговоров о нем, которые мне доводилось слышать, либо в духе «я и Кожинов» (чем я-то хуже, тогда же живший-писавший-в-том-же-месте-работавший), либо просто «моя роль в жизни Кожинова». Почему-то думается, что многие воспоминания крайне удивили бы самого Вадима Валериановича: своими несущественными, но возведенными в некую знаковость событиями. Люди, которые не играли в его жизни той роли, которую они себе приписывают, особенно охотно делятся воспоминаниями, что мне самой неоднократно приходилось слышать и читать и что, несомненно, подтвердит обещанная издательством «Алгоритм» книга воспоминаний о Кожинове, часть материалов из которой тоже случилось увидеть. Достаточно сейчас и просто прислонившихся к известному имени, желающих, например, самоутвердиться в определенных кругах или в профессии за его счет. И, возможно, это тоже хорошо – такие люди «чуют» глыбу и знаковую фигуру, к которой можно прислониться и погреться в лучах ее славы. И пусть они будут: вчитаются, проникнутся полезными идеями, потому что находиться в орбите Кожинова и остаться равнодушным к тому, что он писал, как общался, – невозможно. Значимость личности и наследия Вадима Валериановича подтверждает еще и тот факт, что вокруг него до сих пор не стихают страсти: продолжается полемика на страницах прессы и в Интернете, мгновенно раскупаются новые тиражи его книг. Видимо, нужна более внушительная эпическая дистанция для объективной оценки личности Кожинова и его роли в отечественной культуре, потому что пока еще живы у современников не только восторженные воспоминания, но и какие-то обиды, профессиональная ревность, зависть, невозможно преодолеть ту самую диспозицию, когда, по классику, «лицом к лицу лица не увидать». Все-таки требуется «расстоянье». Но, с другой стороны, воспоминания (любые!), их сбор именно сейчас очень важны, чтобы не прерывалась связь времен, чтобы в споре рождалась истина, чтобы потом, позже старательно разобраться во всем и создать максимально объективную и взвешенную книгу о крупном мыслителе, во многом определившем развитие отечественного литературоведения и критики в ХХ веке. Ведь даже то, что вокруг какой-то фигуры рождаются провокации и спекуляции, свидетельствует о ее несомненной значимости: моськи всегда зарятся именно на слона, в надежде услышать сакраментальное «ах, Моська, знать она сильна…». Как отметила читающая и мыслящая Россия 80-летие Кожинова? Попробуем разобраться. Надо сказать, что очень немногие печатные издания вспомнили о Вадиме Валериановиче: газеты «День литературы», «Литературная Россия», «Точка.ру» и «Литературная газета», журналы «Наш современник» и «Русский дом». Пожалуй, все. Пошли они разными путями. «Наш современник» [7] поместил уже публиковавшиеся ранее материалы, видимо, сочтя необходимым напомнить важные вещи: сотрудничество В.В. Кожинова в журнале «Москва» (А. Парпара «Вадим Кожинов и «Москва»), подборку лучших материалов Армавирских Кожиновских чтений («Армавирские чтения»). Здесь же помещены бережные, очень добрые воспоминания о встречах с Вадимом Валериановичем Михаила Шаповалова и адресованная Кожинову как письмо статья С.А. Небольсина «О России, в которой мы живем»). Правда, Кожинов в ней появляется только на последней странице. В журнале «Русский дом» к юбилею опубликована написанная два года назад статья Юрия Крупнова «Рыцарь России». Автор вспоминает, что при первой встрече Кожинов «сразу поразил меня своим всепоглощающим служением России и непрерывной жизнью Россией»: «казалось, что в его маленькой обставленной книжными полками гостиной в центре Москвы на Большой Молчановке происходила системная работа по восстановлению русского самосознания» [5]. Пожалуй, лучше и не скажешь. Ю.Крупнов воспел «интеллектуальный и писательский подвиг Кожинова», заключающийся в том, «что он через блестящий и изящный, энциклопедический и точный анализ ключевых этапов русской истории и культуры показал эту череду смертей и воскрешений России, как будто предназначенной Господом исполнять правило смертию смерть поправ, – воскрешая себя и мир» [5]. Проанализировав ключевые проблемы творчества Кожинова, автор делает важный вывод: «Вера в Россию и подготовка её очередного воскрешения – суть мировоззренческой работы и историософии Вадима Валериановича» [5]. С этим связана и кожиновская «одержимость» возвышения «других (разумеется, достойных) людей, в которых он видел русский гений и веру в Россию» (Михаил Михайлович Бахтин, Николай Михайлович Рубцов, Анатолий Константинович Передреев, Юрий Поликарпович Кузнецов и многие другие). Ю.Крупнов называет «доктриной Кожинова» его мысль о том, что для русских залогом исторического оптимизма является «великое Русское Слово, рождаемое из всемирных деяний Российской Государственности, составляющих в совокупности русский народ и единую Русскую Историю» [5]. И полагает, что создана она «благодаря его базовому профессионализму как литературоведа и работе в знаменитом ИМЛИ» [5]. Так вот этот знаменитый институт никак не откликнулся на юбилей одного из своих самых известных и значимых для русской литературы и культуры в целом сотрудников, если не считать уже упоминавшуюся статью С.А. Небольсина, весьма опосредованно относящуюся и к Кожинову, и к его юбилею. Тема рыцарского служения Кожинова звучит и во врезке «Литературной газеты», предваряющей три материала к юбилею: «…истинный рыцарь Русского Слова, рыцарь исторической Правды» [9]. Здесь продублирована статья Сергея Андреевича Небольсина «О России, в которой мы живем» (только здесь она уже не называется «письмом к Кожинову», да и раньше, кажется, в «Литературной России» так не называлась), помещены воспоминания Льва Аннинского и Виктора Афанасьева. У Льва Аннинского в тексте с характерным названием «Ни величия нет, ни беды» (ох, уж эти заголовки из вырванных из контекста фраз!) воспоминания как раз в духе «Я и Кожинов», и все больше о тех временах, «когда он не был ещё крутым борцом за русское национальное возрождение, а увлечённо комментировал Полное собрание сочинений Маяковского и отчищал истинно революционные идеи от наслоений сталинской эпохи» [1]. «Провокативные» такие воспоминания… Даже не искушенному взгляду понятно, что строчка из стихов Кожинова, вынесенная в качестве заголовка, почти никак не коррелируется с тем, что написано под ним. Воспоминания еще одного давнего знакомца Кожинова Виктора Афанасьева тоже написаны в духе «не забыть бы о себе» [3]. Из этой статьи мы должны узнать, какую роль (конечно же, достаточно значимую!) играл автор в жизни Вадима Валериановича, что он думает по поводу его работ, в чем, преимущественно, не совпадает с ним. С этих страниц так и прорывается: Вадим – один из нас, такой, как все, мы не хуже, а во многом и лучше разбирались, чем он, не было в нем ничего особенного. И даже были конъюнктурные моменты. Так, «провокативностью» отличается эпизод о том, как Кожинов «пожелал сделаться депутатом». Мне довелось разговаривать об этом с людьми, хорошо знавшими Вадима Валериановича в то время, близко общавшимися с ним. Они сильно сомневаются в правдивости этого эпизода или уж, как минимум, в правильности авторских предположений и акцентов. Какое-то двусмысленное и не очень приятное, что называется, «с осадочком» остается впечатление от юбилейных публикаций «Литературки». Напротив, замечательный материал – глубокий, серьезный, весомый, написанный потрясающим языком – опубликован в газете «Точка.ру» со ссылкой на сайт «Нашего современника». Это статья «Давший посох в тумане» С.Г. Кара-Мурзы. Автор пишет о поистине великой роли личности и наследия Вадима Валериановича, используя яркие, западающие в душу образы посоха, пропасти с небольшими камнями, за которые можно цепляться, чтобы не рухнуть в нее окончательно: «Пропасть, к которой нас подманили и в которую сегодня столкнули, рукотворна, она построена мыслями и делами влиятельных общественных сил, обладавших немалыми творческими культурными ресурсами. Но и те камни, за которые мы, скользя по склону и обдирая руки, цепляемся, тоже успели поставить люди. Немного было таких людей, и особое место среди них занимает В.В. Кожинов. Он предвидел и даже как будто знал, по какой странной траектории мы будем скатываться на дно, – и точно рассчитал, где поставить и как укрепить те небольшие камни-опоры, за которые мы успеем схватиться, чуть-чуть продержаться и оглядеться» [13.С.6]. С.Г. Кара-Мурза заслуженно трактует наследие Кожинова как «инструмент», с которым мы в нынешней тьме пытаемся найти для себя дорогу» [13.С.6]. Автор осмысливает общие, стратегические мысли и идеи Вадима Валериановича, показывая, какой он дал нам важный урок: «…надо бороться за каждый рубеж, за каждую пядь земли, надо изматывать противника и в отступлении» [13.С.6]. Но важно, что нельзя все время отступать, нужно строить и новый рубеж, «на котором враг будет остановлен и с которого начнется наступление и избавление». С.Г. Кара-Мурза оптимистичен: «Важнейшие камни в основание этого рубежа заложил В.В. Кожинов. Туда подтянулись молодые, работа идет. Должны успеть» [13.С.6]. «День литературы» к юбилею поместил свежую, написанную специально к юбилею статью Н.И. Крижановского «Собиратель», где автор напомнил все то, что сделал Кожинов для отечественной науки, литературы, истории. Николай Игоревич подчеркивает разносторонность интересов Вадима Валериановича при неизменной глубине проникновения в предмет исследования и пытается разобраться, что «повлияло на формирование русского гения»: семья, хорошее образование, впечатления юности и, конечно, «культурная традиция России, впитав которую В.В. Кожинов обрёл полнокровный голос и во многом христианский взгляд на жизнь, историю, культуру, литературу». Автор кратко и вместе с тем емко рассказывает, как «собиратель культурной Руси» (так назвал Кожинова писатель В.И. Лихоносов), «десятилетиями прибавлял к русской сокровищнице духовные самоцветы» [4]. А теперь к упоминавшимся в начале нашего выступления спекуляциям. Как известно, заголовки в журналистике имеют особое значение. В глянце, в желтой прессе броский и «цепляющий» внимание заголовок вообще считается залогом успеха материала. Для Интернета яркий заголовок – это гарантия того, что на ссылку кликнут и хотя бы начнут читать статью. Чаще всего какое-то образное выражение наполняется вульгарным смыслом, переиначивается. Современные исследователи журналистики такую апелляцию к низменным инстинктам потребителя информации считают признаком массовой, часто низкопробной прессы, в противовес прессе качественной, обращающейся к сознанию читателя, к его морали, к способности самостоятельно принимать взвешенные решения. К какому типу прессы отнести в этой связи «Литературную Россию» – затруднились бы и маститые исследователи. Газета, самим своим названием вызывающая представления о чем-то «разумном, добром, вечном», помещает к юбилею Кожинова статью «Пить под секундомер» – воспоминания бывшего военного, поэта Виктора Верстакова, который пытается «рассказать то, что реально запомнилось из общения с Вадимом Валериановичем, что постоянно и без усилий всплывает в памяти». И что же всплывает в памяти, когда «нет под рукой книг Кожинова, нет своих дневников, частенько нет даже света – тогда при свечке пишу», т.е. в практически идеальных условиях для глубоких раздумий и рефлексии? Самое разное, причем много хорошего и интересного. Однако, запрограммированные заголовком, перевесили: резкая оценка Кожиновым стихотворения начинающего поэта, пустые, проходные разговоры о норме выпитого в день опохмела, хвастовской заплыв («горжусь, что ближе всего к погибели был именно на глазах Кожинова» – пишет автор), посиделки в Пицунде. Конечно, можно оправдаться редакторской волей, но это слабые отговорки. Поскольку кроме откровенного, «желтого», несоответствия заголовка главной сути самого текста, есть еще и не менее откровенное «низведение» кумира. Как у Бальзака, дескать, потрогали – и позолота на руках осталась. Ведь после такого заголовка и первой части статьи все остальное в ней как-то смазывается, теряется. Кажется уже неглубоким и недостоверным. Поистине, «зачем нам враги, когда есть такие друзья». Наверное, такое воспоминание, как и любое другое, имеет право на существование и публикацию, но не к юбилею, не в такой газете и точно не под таким заголовком. В этой связи вспоминаются слова Михаила Пришвина о несвободе пишущего: «Есть такой час в жизни почти каждого человека, когда ему предоставляется возможность выбрать себе по шее хомут. Если такой час в собственной жизни вы пропустили, то прощайтесь навсегда со свободой, если же он у вас впереди, ждите его с трепетом и непременно воспользуйтесь. Наденете хомут сами на себя — и будете свободны, пропустите свой дорогой час — и на вас наденут хомут какой придется» [14.С.359]. Вот и надели на, наверное, хорошего человека Виктора Верстакова огрызанный хомут… Обратимся теперь к самому мобильному современному СМИ – Интернету. Он тоже откликнулся на юбилей В.В. Кожинова. Здесь растиражированы по разным сайтам прекрасные воспоминания Натальи Нарочницкой, записанные Ильей Колодяжным. Она воздает должное роли Кожинова в своей творческой судьбе: «…именно Кожинов был тем человеком, благодаря которому я сама осмелела и окрепла. У меня роились мысли, меня мучили размышления о том, что происходит. Но вокруг себя я как-то совершенно не видела собеседника по этим темам... Именно кожиновские работы поразили меня близостью мировоззренческой панорамы, взглядом на революцию, на большевиков», – и в судьбе всей мыслящей, неравнодушной России: «Это был человек с большим внутренним достоинством. Никто ему не мог навязать неприемлемый для него стиль полемики, он никогда не поддавался на провокации. <…> В лице Вадима Валериановича русское патриотическое чувство и движение были воплощены в высшей интеллектуальной форме, но при этом не чуждой народному протесту, а выражавшей его цивилизованно и убедительно, что было залогом его будущего становления и разрастания». Примечательно, что здесь тоже звучит тема рубежа, фундамента – видимо, именно эти образы не случайно возникают у самых разных авторов при размышлениях о Кожиинове: «…после баррикадного периода логично последовала терпеливая кропотливая работа, и она была бы невозможна без того фундамента, что строил Вадим Кожинов» [6]. Как уже упоминалось, эту статью перепечатали несколько сайтов и неравнодушные люди в своих блогах. За последний год появилось целых два новых сайта, посвященных памяти Вадима Валериановича. Как известно, нашей кафедрой еще в 2008 году был запущен сайт «Кожиновская энциклопедия» [10]. Здесь всей Интернет-общественности стали доступны иллюстрированная биография Кожинова, его работы, материалы наших конференций, фотоархив и многое другое. В этом году появился сайт, где на первой странице сказано следующее: «Инициативной группой по увековечению памяти великого русского мыслителя Вадима Валериановича Кожинова (1930–2001) создан сайт www.koginov.ru. Сайт ставит перед собой цель расширить круг почитателей творчества Вадима Кожинова. На сайте представлены избранные сочинения и статьи писателя, воспоминания о нем друзей и близких. Планируется размещение архивных фото- и видеоматериалов, неопубликованных работ, другой уникальной информации» [12]. Сайт сообщает, что «в настоящее время в Российском государственном торгово-экономическом университете (Москва) идет подготовка к «Кожиновским чтениям» [правда, насколько мне известно, с этими чтениями все так и осталось пока на уровне деклараций – Е.К.], в издательстве «Алгоритм» готовится к выходу книга воспоминаний о Кожинове (автор-составитель Илья Колодяжный) и книга бесед с Вадимом Валериановичем известного журналиста Виктора Кожемяко; Международным Форумом «Золотой Витязь» принято решение о присуждении премии имени В.В. Кожинова за лучшее публицистическое произведение в рамках Славянского литературного форума; ведутся переговоры о съемках документального фильма памяти писателя и создании Музея В.В. Кожинова на базе МГУ, Литературного института или Института мировой литературы. Все это должно в перспективе найти свое отражение на сайте. К сотрудничеству приглашаются все, кому близко творчество Вадима Кожинова, кто заинтересован в осуществлении задуманных инициативной группой проектах. Здесь же выложен отчет о прошедшем 5-го сентября в рамках Международной книжной выставки «Дне памяти В.В. Кожинова», в котором приняли участие друзья и близкие писателя: Л.А. Аннинский, С.Н. Бабурин, Л.Г. Баранова-Гонченко, А.А. Бобров, В.Г. Бондаренко, Н.П. Бурляев, Е.В. Ермилова (вдова писателя), С.Г. Кара-Мурза, В.С. Кожемяко, В.Н. Крупин, С.С. Куняев, С.С Лесневский, В.Н. Осипов и другие известные деятели культуры. Я была на этом мероприятии, хорошее оно получилось, хотя времени всем выступающим не хватило. Правда, странно, что многие там присутствующие говорили о чем-то, что еще только необходимо сделать: использовать методологию Кожинова на практике, активнее вводить его наследие в научный оборот, сделать тот самый сайт и т.д., – не вспоминая, что в Армавире все это давно делается, и с огромным успехом: работы Кожинова включены в список обязательного чтения по различным учебным дисциплинам, защищаются курсовые, дипломные, диссертационные работы, создан сайт и т.д. Выпускники нашего вуза работают в городах и селах всего Юга России и не только, и несут новым поколениям светлые идеи, в том числе и кожиновские. Про Армавирский университет, к сожалению, не вспомнил никто из выступавших, хотя многие из них неоднократно бывали на наших чтениях. Например, Илья Колодяжный «отметил, что этот сборник [издательства «Алгоритм» – Е.К.] является одним из первых шагов в деле увековечения памяти Вадима Кожинова» [10]. Хотя в нашем университете имя Кожинова громко звучит еще с начала 1990-х годов, а уже в 2002 году, к годовщине смерти прошла первая конференция. Здесь не какая-то обида. Проблема в том, что людям не дается информация, что не все так безнадежно плохо, что не надо ждать никаких лучших времен и благоприятных обстоятельств, что дело уже где-то делается, несмотря на трудности, – кропотливо, тщательно, планомерно, что «молодежь подтягивается и работа идет» (по С.Г. Кара-Мурзе), что сформирована целая Южнорусская школа литературоведения, о которой знают специалисты по всей России и за ее пределами, что рубеж уже стоит, собирая все новые и новые силы. Нам нужно рассказывать друг о друге, помогать друг другу, чтобы не оказаться тем толстовским веником, который по прутикам переломали, и чтобы не возникало у вновь приобщившихся ощущение одиночества, а, напротив, появлялось чувство принадлежности к мощной и достоверной силе, твердо стоящей и не сомневающейся в своей правоте. Второй новый сайт называется несколько забавно «Фан-клуб Кожинова» (http://vadimkojinov.ru) [11]. Здесь неизвестный мне почитатель таланта Вадима Валериановича, как умеет, популяризирует его наследие. Мне это напомнило вот о чем. В современном есениноведении есть удивительное явление: так называемое народное есениноведение. Это люди, не состоящие в академических институтах, не работающие в высших учебных заведениях. Это журналисты, библиотекари, инженеры, создатели частных музеев и т.п., которые любят Есенина, чтят его память и доносят до новых поколений знания о великом русском поэте. Думается, такое явление может возникнуть только вокруг подлинно народной личности и ее творчества. Создатель сайта «Фан-клуб» напомнил мне этих людей. Пусть их будет больше, имя и дело Кожинова способно объединить вокруг себя самых лучших. Хотя в нашем случае, в противовес законам диалектики, количество не переходит в качество, нам важнее не «количество» памяти, а ее «качество». Ну и последнее. Какие же научные институты откликнулись на юбилей? Разумеется, прежде всего, наш университет и кафедра литературы под руководством Юрия Михайловича Павлова, хотя в этом году нам было труднее, чем обычно, организовать это мероприятие, но, как всегда, – «не могли молчать». И еще один институт. Приятно удивилась, когда на сайте ИМЛИ вдруг мелькнуло в разделе конференций «К 80-летию В. В. Кожинова». Но, к сожалению, оказалось, что эта конференция «Национальные культуры в современном мире. Фольклор. Литература» проходит в Сухуме (Абхазия). В Абхазском институте гуманитарных исследований Академии Наук РА (АбИГИ) решили так почтить память Вадима Валериановича. А ИМЛИ здесь – это, видимо, всем нам известный Вячеслав Бигуаа, прекрасный литературовед, который был однажды на наших чтениях. Вот и все. Так что по-прежнему южные рубежи в этом смысле – самая охраняемая территория. Стояли, стоим и будем стоять, отступать-то некуда. Литература1. Аннинский Лев. «Ни величия нет, ни беды» // Литературная газета. – № 26 (6281). – 30. 06.2010. 2. Афанасьев Виктор. Пока жив был Вадим… // Литературная газета. – № 26 (6281). – 30. 06.2010. 3. Верстаков Виктор. «Пить под секундомер» // Литературная Россия. – № 27. – 02.07.2010. 4. Крижановский Николай. Собиратель // День литературы. – № 07 (167) – 14.07.2010. 5. Крупнов Юрий. Рыцарь России: К 80-летию выдающегося русского мыслителя В.В. Кожинова // Русский дом. – 2010. – № 7. Режим доступа в Интернете:http://russdom.ru/node/3058 6. Нарочницкая Наталия. Вспоминая Вадима Кожинова. К 80-летию со дня рождения русского мыслителя // Режим доступа: http://www.stoletie.ru/obschestvo/vspominaja_vadima_kozhinova_2010-07-13.htm 7. Наш современник. – 2010. – № 7. 8. Небольсин Сергей. О России, в которой мы живём // Литературная газета. – № 26 (6281). – 30. 06.2010. 9. Рыцарь Русского слова // Литературная газета. – № 26 (6281). – 30. 06.2010. 10. Сайт «Кожиновская энциклопедия» // Режим доступа: www.kozhinov.ru 11. Сайт «Фан-клуб В.В. Кожинова» // Режим доступа: http://vadimkojinov.ru 12. Сайт памяти В.В. Кожинова // Режим доступа: www.koginov.ru 13. Кара-Мурза С.Г. Давший посох в тумане // Точка.ру. – 2010. –№ 10(46). 14. Пришвин Михаил. Сказка о правде. – М:. Молодая гвардия. – 1973. Далее читайтеКожинов Вадим Валерианович (мемориальная страница). Николай КРИЖАНОВСКИЙ. Собиратель культурной Руси. 15.07.2010 Юрий ПАВЛОВ. Критика ХХ – ХХI вв.: литературные портреты, статьи, рецензии. 2009. Глава 2. Вадим Кожинов: штрихи к портрету на фоне эпохи. Маргарита СОСНИЦКАЯ. Два дня на Капри. 07.10.2010
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |