Игорь Фунт |
|
|
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
К читателю Редакционный советИрина АРЗАМАСЦЕВАЮрий КОЗЛОВВячеслав КУПРИЯНОВКонстантин МАМАЕВИрина МЕДВЕДЕВАВладимир МИКУШЕВИЧАлексей МОКРОУСОВТатьяна НАБАТНИКОВАВладислав ОТРОШЕНКОВиктор ПОСОШКОВМаргарита СОСНИЦКАЯЮрий СТЕПАНОВОлег ШИШКИНТатьяна ШИШОВАЛев ЯКОВЛЕВ"РУССКАЯ ЖИЗНЬ""МОЛОКО"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"РОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Игорь ФунтРусский буффонИз воспоминаний Вяземского, Панаевой, Бурнашева, Бороздина, Пыляева и др. «А право, много ума и веселости было в нашу молодость!» – говаривал П.А. Вяземский. И при этом, наверное, вспоминал Константина Александровича Булгакова. Как только его не называли: гуляка, повеса, проказник, насмешник, шут гороховый, «русский буффон», ну и, вестимо, выпивака-бражник, пройдоха-лукавец да и поболее того… О его шутках и проделках, качая головами, охая и ахая, судачили завсегдатаи московских и петербургских гостиных. Его судьба отразилась в поступках героев произведений Вонлярлярского, Писемского, Куприна. Дарования Константина были разносторонни: певец, музыкант, художник, замечательный комик, поэт опять же… М.И. Глинка поражался, как Булгаков импровизирует на фортепьяно, какой у него тонкий слух! Булгаковские карикатуры, стихотворения, экспромты ходили по рукам. Русская сцена приобрела бы в нем талантливого актера, если б не... Он не стал ни музыкантом, ни художником, ни актером: трудно жить умному человеку в России, ох, трудно… «В Москве умничает глупость», – замечал Вяземский. А в Петербурге здравый смысл вынужден иногда дурачиться. Помещичьей Москве ум не нужен, она вполне довольствуется глупостью, простотой (на всякого мудреца довольно простоты!); чиновничий Петербург требовал ума, но и боялся его: «Горе от ума», горе уму – вот что ждало тех, кто оказывался выше среды, и ум должен был выступать под маской дурака, шутника, повесы… Булгаков и в Московском благородном пансионе, и в Петербургской школе гвардейских прапорщиков, и на военной службе играл роль шута, продолжал «шутить и век шутить», скрывая свои истинные чувства, мысли, привязанности. Конечно, приправлялось все это актерское неистовство неизливаемым винным потоком.
«Шутить и век шутить…»
– Непостижимо! – Начальство идет в классы, сквозь стеклянные двери видит степенного батюшку, сидящего на кафедре… – Невероятно! – Только что был тут, и вдруг… батюшка бесследно исчез. Началось «следствие». Виновника, знамо, нашли – проказник Булгаков! Он и не запирался: да, отпросился у дежурного офицера, вышел в коридор, спустился по лестнице. Сторожа не видать нигде, и Константин придумал надеть протоиерейскую одежду… Булгаков давал свои объяснения с таким комизмом и наивностью дурачка, что сам приходской батюшка, важный директор и строгий инспектор хохотали до слез. Виноватый отделался также смехотворно – лишь карцером в пятнадцать суток.
Действительно, почему?
Один навязчивый знакомый спрашивает Булгакова: – Это правда, что ваш отец – московский почт-директор? – Правда. – Тогда почему вы не стали почт-директором? – Трудно сказать. Призвания нет, а может быть, из каприза. Ну вот вы, например. Ваш отец, если не ошибаюсь, не был хамом и глупцом? – Ну разумеется, нет! – возмущенно. – Тогда почему вы таким не стали?
Я похож на свою бабушку
Как-то на седьмой день великого пиршества вышел Константин из дома в тяжелом похмельном состоянии... Он был в шинели, накинутой на халат, в фуражке без козырька, с козлиной бородкой, отросшей во время буйного пития. Постоял Константин, щурясь на январском солнце, и решил сбегать к товарищу, жившему неподалеку. Только вышел на дорогу, как показались сани. В них сидел великий князь Михаил Павлович. – Поручик Булгаков, пожалуйте сюда! На кого вы, милостивый государь, похожи? Я спрашиваю вас, на кого вы похожи? Булгаков с видом совершенной наивности ответил: – Все говорят, ваше высочество, что на бабушку! – Что-о-о-о?! Что вы сказали? – Ваше высочество изволили спросить меня, на кого я похож. Ей богу, ваше высочество, папа мой говорил, что у меня большое сходство с покойной бабушкой. А я уже не застал ее в живых… да-с… На грозном лице князя мелькнуло что-то вроде улыбки. – Красив… Оченно красив!.. Похож на бабушку… Шут гороховый! Смотри, другой раз не попадайся мне таким. И сходство с бабушкой не спасет тебя – упеку на гауптвахту!.. Очень красив, х-ха! Сани тронулись и улетели.
Чего нет – не отнимешь
После концерта Булгаков встречает князя Михаила Павловича. – Как вам понравилось пение, Булгаков? – Талант у нее не отнимешь, в-ваше в-высочество… – Поручик уже пропустил полштофца. – Как отнять то, чего нет… ик!
Как вылечить от любви?
Один из друзей Булгакова и Лермонтова влюбился. Приятели захотели узнать, кто же избранница, втроем пришли к ее дому, перед этим немного разговевшись. – Вот сейчас она выйдет! – волнуется влюбленный. И точно. Появляется девушка… под руку с каким-то французиком. Угас взор бедного юноши, сразу поник он. Друзья, посмотрев на предмет его воздыханий, посовещались с полминуты. – Слушай, Ромео:
О, как мила твоя богиня! За ней волочится француз. У нее лицо, как дыня… Зато …… , как арбуз!
Громкий хохот раздался среди улицы. Обернулась, навострив уши, покраснев, даже изменница коварная и ее кавалер: обиженный воздыхатель хватается за шпагу… Его пытаются успокоить, дружелюбно приплясывая-притопывая и хлопая себя по бокам, угорая со смеху. Но вот и француз не выдерживает и тоже хохочет. Вылечился от любви! Брудершафт… Занавес.
«Фигаро здесь, Фигаро там…»
Князь Михаил Павлович заметил в толпе танцующих на балу у Энгельгардта Булгакова. А в тот вечер он назначил его дежурным по полку! Заметил князя и Булгаков. И когда князь устремился к выходу, Булгаков незаметно последовал за ним. Михаил Павлович залез в свой экипаж, Константин успел вскочить на задок кареты. Приехали в казармы. – Где дежурный офицер? – Здесь, ваше высочество! –Как из-под земли вырос перед ним Булгаков. Князь изумился. – Ну и пострел – везде поспел! Прямо как Фигаро: «Фигаро здесь, Фигаро там». – Князь направился в помещение. А Булгаков стал усиленно соображать, как бы снова вернуться на бал.
«А он ушел гулять!»
Князь встретил давних знакомцев, разговорился с ними. Подозвал Булгакова. – Ну-ка скажите нам что-нибудь смешное: вы, знаю, мастак на это. – Смешно, что за мои шутки, ваше высочество, меня наказываете, но еще смешнее, что вы мои шутки потом другим пересказываете… – Какой вы стали дерзкий, право! Идите прогуляйтесь. Булгаков вышел. – А знаете, что только что произошло? – смеясь, обратился Михаил Павлович к присутствующим. – Этот плут Булгаков… – И князь рассказал, как он увидел Булгакова на балу, и как тот приехал в казармы на запятках его кареты. Один из офицеров подметил: – Ваше высочество, а вы действительно сначала его наказываете, а потом… – Прощаю! – досказал князь и попросил вновь кликнуть Булгакова. – Его нет, ваше высочество, ведь вы приказали сходить прогуляться, и он вроде как обиженно отправился фланировать в Летний сад. А Булгаков тем временем, окрыленный свободой, уже вовсю мчался в дом Энгельгардта на бал.
«Все с прибылью – и дело в шляпе!»
Булгаков узнал, что его зазноба, очень милая, но с ветерком в голове девушка, принимает знаки внимания богатого вельможи. Как его отвадить? Выследил Константин, что граф ежедневно приезжает к дому девушки, вельможный слуга несет в дом букет цветов. В окне появляется юная красавица и машет поклоннику рукой в знак того, что его подарок принят благосклонно. И вот Булгаков загодя пришел к своей чаровнице, не торопясь, чинно шатаясь из угла в угол, подождал приезда графа, пока девушка принаряжалась. Появился слуга с огромной корзиной роз. – От графа Н., – важно объявил он, приняв юношу за дворецкого. Поставив цветы в вазу, церемонно удалился. Булгаков достал из ярко-красного великолепия графскую записку, спрятал ее, быстро засунул другой листок. В комнату вбежала его возлюбленная, увидела в руках у Булгакова дивный букет. – Боже мой, какой букет! Ой, и записка!
С кем сравнить любовь мою? – Беспрестанно я пою. С розой только я сравню Черноглазую мою! Той, которой лучше нет, Предназначен сей букет.
Подпись: «Навеки Ваш, Константин».
– Какой вы милый, Константин! Вот вам за это поцелуй! Булгаков подошел к окну, посмотрел на графа, нетерпеливо выглядывавшего из кареты, нахально помахал ему рукой, смачно к тому же чмокнув в воздух. Граф, возмущенный неимоверно, уехал и больше здесь не появлялся. – «Все с прибылью – и дело в шляпе!» – хохотал довольный Булгаков.
«Хоть и не вы сказали, а умно!»
Князь Михаил Павлович остановил однажды Булгакова. – Я слышал, вы стихи написали? – Так точно, ваше высочество. – Что это вам вздумалось? На это есть сочинители, а вы – гвардейский офицер. – Одно другому не мешает, ваше высочество. К тому же у нас в России большей частью пишут те, кому и писать-то не о чем, а те, которым есть о чем писать, не имеют на это привычки. – Умно. Кажется, не вы это сказали, а умно. Но все же не пишите больше стихов. – Есть!
Благодарность
В театр во время спектакля ввалился кавалерист в шапке, при сабле, в высоких сапогах со шпорами. Булгаков подошел к нему, крепко пожал руку: – Благодарю вас. – За что? – За то, что вы не привели в театр еще и коня.
Опустим занавес!
Булгаков часто писал стихи для одного своего влюбленного приятеля. И вот он снова прибежал к Константину: – Стихов, ради бога, стихов! Еду к ней. Усмехнувшись, Булгаков взял чистый лист и без помарки настрочил:
Сидя целый день без дела, Я немножко ……… Чтоб не делать ни ........ Позвала служанку я: – Чем сидеть там кверху ……… Дырку на чулке заштопай! А потом пошла гулять. Вот и все, ……………….!
Приятель схватил листок, не читая, спрятал в карман. – Спасибо, друг, выручил! – И умчался. С букетом цветов он передал записку любимой. Ее мать тоже любовалась букетом и, в предвкушении волнующих чувств, с радостью за счастье дочери, прочла стихотворение… Что, что тут было!! Какой скандал разгорелся!.. Впрочем… опустим занавес.
Кому смех, а кому грех
Раз, после шумной вечеринки, Булгаков и его приятели возвращались ночью домой. Увидели будку, в которой сладким сном спал в стельку пьяный стражник. Весельчаки взяли да и опрокинули будку на землю дверью вниз. Будочник проснулся как в могиле, завыл благим матом со страху, диким своим ревом разбудив всех окрестных дворников с овчарками в придачу. Дядя Константина, петербургский почт-директор К.Я. Булгаков, с великим трудом упросил полицмейстера замять эту историю, над которой долго еще смеялся весь Петербург. Не смеялись только будочники.
Не в свои сани не садись
Вышел императорский указ о новой военной форме. Указ, как обычно, не лишенный некоторых нелепостей и потешных нестыковок. Булгаков первый сшил себе эту форму, сознательно ее утрировав: длиннющие полы, рукава… И в этом виде, чуть пошатываясь, Константин прохаживался в погожий мартовский день по Невскому проспекту. Его увидел проезжавший мимо князь Михаил Павлович, подозвал к себе, велел сесть в сани: – Что за маскарад?! Я вас увезу к государю! Булгаков, забираясь в сани, запнулся и недовольно проворчал, заикаясь: – В-вот что значит – садиться н-не в свои сани! Князь рассмеялся: – Так садитесь в свои, голубчик, и поезжайте прямиком на гауптвахту. – Есть.
Более или мнее?
Булгаков приехал на бал. Ему нужно было встретиться с одной молодой особой. Но Константину не везло: два рослых красавца-улана поочередно танцевали с девушкой, не давая Булгакову возможности остаться с нею наедине. Как же избавиться от соперников?.. Подошел князь Михаил Павлович. – Что задумались, Булгаков? – Как вы полагаете, в-ваше высочество, – он уже принял слегка на грудь, – сколько свечей горит сегодня в танцевальных залах? По-моему, более трех тысяч. – А ну как менее? – Ваше высочество, п-прикажите вон тем двум богатырям-уланам сосчитать количество свечей: если свечей менее т-трех тысяч, я отправлюсь на гауптвахту; ели более (то есть я окажусь прав) – то, и-и-звините, они. Розыгрыш понравился князю. Он подозвал уланов, велел им сосчитать число свечей. Выполнив задание, уланы вернулись и доложили: – Ваше высочество, свечей более трех тысяч! – Ах так! Тогда отправляйтесь на гауптвахту! – еле сдерживая смех. Булгаков смог, наконец, вволю наговориться с дамой своего сердца… и не только, хм.
Немного терпения
В театре идет беллиниевская «Норма». Князь Михаил Павлович: – Как дурно поет эта певица! Булгаков: – Потерпите, ваше высочество, в третьем акте, видимо, за плохой голос ей отрубят голову.
Как поднять кредит
Однажды князь Михаил Павлович встретил Булгакова на Невском. – Ваше высочество, осмелюсь просить оказать мне великую милость, – сказал Булгаков, – дозвольте пройти с вами по Невскому. – Для чего это вам нужно? – Чтобы поднять мой кредит, который сильно упал. Великий князь соизволил дойти с Булгаковым до Казанского моста.
Неча на зеркало пенять
Булгаков взглянул на свое отражение в зеркале: живот прилично появился-вывалился, лицо обрюзгло, под глазами мешки, волосы поредели, поседели… «Н-да-сс…» – Пора, дорогой Константин Александрович, подумать об отставке. Отошел от зеркала, вдруг бесшабашно рассмеялся, вспомнив популярное стихотворение: – А может, это просто «зеркала переменились», а?..
«Плохие песни соловью в когтях у кошки». Эпиграмма Лермонтова на Булгакова
На вздор и шалости ты хват И мастер на безделки И, шутовской надев наряд, Ты был в своей тарелке; За службу долгую и труд, Авось наместо класса, Тебе, мой друг, по смерть дадут Чин и мундир паяса…
Улыбнулись?.. Приходится только сожалеть, что, видимо, немало Булгаковских розыгрышей позабыто, не дошло до нынешних времен. Знаете, не случайно скомпоновал воспоминания современников Константина Александровича в виде анекдотов и небылиц, и пусть некоторым оправданием мне будет принцип, которым я руководствовался: может, все было не так, и не тогда, и не с Булгаковым, но как же все чертовски здорово сказано! И слова, щекочущие, подзадоривающие нас сегодняшних, вне всяких сомнений мог произнести Константин Александрович, эти коленца он вполне мог отколоть, неутомимый угодник неудержимого веселья и пития! Храни вас Господь, дорогие мои алчущие, да и вовремя завязавшие с этим делом, други-недруги!
|
|
РУССКАЯ ЖИЗНЬ |
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |