Николай Воздухосветов |
|
|
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
К читателю Редакционный советИрина АРЗАМАСЦЕВАЮрий КОЗЛОВВячеслав КУПРИЯНОВКонстантин МАМАЕВИрина МЕДВЕДЕВАВладимир МИКУШЕВИЧАлексей МОКРОУСОВТатьяна НАБАТНИКОВАВладислав ОТРОШЕНКОВиктор ПОСОШКОВМаргарита СОСНИЦКАЯЮрий СТЕПАНОВОлег ШИШКИНТатьяна ШИШОВАЛев ЯКОВЛЕВ"РУССКАЯ ЖИЗНЬ""МОЛОКО"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"РОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Николай ВОЗДУХОСВЕТОВСекреты «Тайны мироздания»
Эпиграфом к роману Алексея Гудзь-Маркова «Тайна мироздания» можно было бы поставить махамантру ОМ, этот буддистский слог сотворения мира, последовавшего после большого взрыва или же биг бэнга. «Тайна мироздания» - это не научная фантастика, а научный роман, потому что всё в нём, на первый взгляд, кажущееся плодом воображения, совершенно научно. А касается оно истории и астрономии. Фантастичен, наоборот, самый обыденный факт: то, что герой в простой плоти и крови на обыкновенном ковчеге, выточенном из бревна, проникает в разные эпохи и времена. Там он видит совершенно реальные планеты, но эти создания Мирового разума настолько грандиозны, что никакая человеческая фантазия, даже самая дерзкая и крылатая, не в состоянии придумать равноценных. «Уму непостижимо!», - только воскликнет зачарованный читатель. И действительно, не постигнуть ли Вселенную стремится наука, человечество, а та остаётся загадкой, дразнящей его правилом: всё гениальное – просто? Автор в ипостаси героя и героини, девушки совершенной красоты, бросает вызов времени, демонстрируя, что оно есть понятие условное; и делает автор это посредством странствий по разным геологическим эпохам. Эти странствия совершаются в тонком мире, в котором нельзя выдумать того, чего ты не видел, что не явилось тебе в виде откровения или озарения. А увидеть можно то, что существует, и потом описать пером или кистью. Как признался один художник: «Это ангел водил моей кистью». Но роман остаётся романом. Герои попадают в византийский Константинополь, императрица не может простить героине её красоты, покорившей императора, и готовит расправу. Но разве герои могут погибнуть? Ведь их ждут небывалые приключения и открытия. «Тайна мироздания» - это роман, написанный учёным и поэтом. Заметим, что великий биофизик Александр Чижевский, выпускник физмата МГУ, тоже сочинял стихи. У каждого, кто пусть не посвящён, а приобщён к высшему герметическому знанию, книга вызовет живой интерес и энтузиазм, расшевелит пассионарные угольки души и интеллекта и оставит более яркие впечатления, чем сферическая кинокартина. Одним из знаков романа является костёр, несущий в себе божественное присутствие «тёплого заступничества». Невероятно, но факт: обыкновенная книга на бумаге имеет более сильное воздействие на зрительное восприятие и психику, чем все техногенные средства сегодняшнего дня вместе взятые, а именно, трехмерного фильма и компьютерных видеоэффектов. Но такое видение, к которому автор, бесспорно, предрасположен, развилось под их влиянием. Сила художественного слова, однако, превосходит их. Некоторые фрагменты – это полотна живописи, зримые, отчётливые. Например, вереница предков: «Они стояли бесконечной чередой, уходящей от меня к горизонту, и все они были разделены на две группы. Одна – это люди в белых и чёрных рясах с серебряными крестами на груди, с высокими узкими лицами, тонкими носами и ясными проницательными глазами, видящими землю на сто метров вглубь и читающими человеческие страсти и помыслы, как открытую книгу. Это было духовное сословие, предыстория которого так же глубока, как и бытие человечества. Вторая группа была составлена из статных синеглазых воинов, сжимающих в крепких руках рукояти мечей и древки копий. Они держали за поводья коней, и сама бескрайняя степь служила им и домом и раем одновременно». Описания напоминают портрет «белого бога войны» барона Романа Фёдоровича Унгерна фон Штернберга работы художника Е. Вигилянского, несмотря на то, что барон изображён на нём один, с мечом. Но на полотне есть пространство для невидимого мира или же тонкого плана. И эта ассоциация с портретом барона не только эстетическая, но и смысловая. Когда его палач Губельман-Ярославский спросил: «Чем ваш род отличился на русской службе?», он ответил: «Семьдесят два убитых на войне». Разве это не вереница предков подобная той, которую видит герой «Тайны мироздания»! Книга «Тайна мироздания» написана учёным, который один заключает в себе целый научно-исследовательский институт. Владимир Даль работал над составлением своего уникального Толкового словаря живого великорусского языка более 50 лет, а «Толковый словарь русского языка» под редакцией профессора Д.Н.Ушакова создавался позже целой командой крупнейших советских лингвистов В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, С.И. Ожегова и др. (притом, что они неизбежно опирались на уже существующий словарь В.И. Даля). Работа была начата в 1921 г., а с 1934 по 1940 вышли четыре тома словаря. Алексей Гудзь-Марков сравним с В.И. Далем. И к этому заключению можно прийти, прочитав всего одну, взятую здесь на рассмотрение, книгу. А их у него много, это и «Индоевропейская история Евразии», и увесистая «История славян», и «Пантеон индоевропейский богов» со сравнительным атласом, и «Индоевропейцы Евразии и славяне» изд. «Вече», а еще книги по истории российских губерний и волостей, по скандинавской письменности и др. По его книгам читают курсы вузовских лекций и пишут диссертации. В.И. Даль за свой колоссальный труд был удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почётного академика. «Тайна мироздания» между тем выпущена даже не издательством, а отпечатана на Подольской фабрике офсетной печати тиражом… 1000 экземпляров. Таким мини-тиражом, вероятно, не издают книги даже в крохотной Словении. Зато это предвещает книге будущность библиофильского раритета. Предусмотрительные люди уже скупают библиотеки, чтобы вскоре сделать на них состояние: ведь книге суждено исчезнуть из обращения - таковы прогнозы творцов виртуальной глобалистики. А книжные лавки сориентированы преимущественно на попсовые вкусы. Что делал бы сегодня Иван Бунин с его знаменитыми «Косцами»? В рассказе никто никого не убивает, не насилует в подъезде - мирно косят себе мужики, и в том вся красота и смысл жизни. Роман «Тайна мироздания» между тем расходился бы, как блины на масленицу, если бы о нём оповестили СМИ, если бы среди телевизионной мишуры нашелся бы пятиминутный просвет, чтобы поговорить о ценностях культуры и её создателях. И расходился бы он даже без талонов на скидку в ресторанах, какими пытаются завлечь покупателя торговцы бумажной попс-продукции, к примеру, в магазине «Молодая гвардия» на Полянке. «Тайна мироздания» - научный труд, облачённый в великолепную художественную форму. Эта история любви в убранстве, пошитом из звёздного небосвода и древних эпох. Как говорил Базаров об Одинцовой: «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр». Анатомический театр в данном случае – это пытливое и вдумчивое внимание читателя. Следуя за героями романа в их путешествиях и приключениях, отрешаешься от повседневной рутины, ощущаешь бренность самого зла с его злобной, мышинно-паразитической алчной вознёй. А откровение, данное герою в храме из древней книги, для всех нас становится заповедью, особенно живой и насущной в наше коварное время Троянского коня: «Ты должен стяжать могущество, ибо наступит день и час, когда белое воинство должно будет отстоять право человечества на новый Золотой Век, и в этом сражении решающим окажется то, что положишь на весы судьбы ты». 2010 г.
|
|
РУССКАЯ ЖИЗНЬ |
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |