Александр Карцев |
||
|
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
|
К читателю Редакционный советИрина АРЗАМАСЦЕВАЮрий КОЗЛОВВячеслав КУПРИЯНОВКонстантин МАМАЕВИрина МЕДВЕДЕВАВладимир МИКУШЕВИЧАлексей МОКРОУСОВТатьяна НАБАТНИКОВАВладислав ОТРОШЕНКОВиктор ПОСОШКОВМаргарита СОСНИЦКАЯЮрий СТЕПАНОВОлег ШИШКИНТатьяна ШИШОВАЛев ЯКОВЛЕВ"РУССКАЯ ЖИЗНЬ""МОЛОКО"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"РОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Александр КарцевТАЙНЫ АФГАНИСТАНАМир, в котором мы живем, кажется нам привычным и знакомым. Но стоит сделать шаг в сторону, как выясняется, что мы знаем о нем далеко не все. Перед самой отправкой в Афганистан мой наставник Александр Александрович Щелоков напомнил мне слова Рихарда Зорге: "Чтобы узнать больше, нужно знать больше других. Нужно стать интересным для тех, кто тебя интересует". Сан Саныч подарил мне на память книгу афганских сказок и легенд. В сказках хранится душа и ключ к пониманию любого народа, сказал он мне на прощание. И посоветовал никогда не забывать, что на языке моих новых "друзей" разговаривали и писали свои труды Фирдоуси, Ибн-Сина Авиценна и многие другие великие мудрецы прошлого. И что страна, в которую я направлялся, была далеко не так "проста", как казалась на первый взгляд. Уже седьмой год в Афганистане шла война. Вдоль дорог, по которым проходили наши военные колонны, мы видели афганские кишлаки и их жителей. Можно было по-разному относиться к тем, кто днем работал на своих полях, а по ночам стрелял нам в спину. Но мы не могли не заметить удивительного трудолюбия афганцев. И при этом их поразительную бедность, практически нищету. Натуральное хозяйство, крошечные клочки земли, которые дехкане обрабатывали вручную. Отсутствие больниц и школ в подавляющем большинстве населенных пунктов. Почти стопроцентная безграмотность сельских жителей. Такой эта страна осталась в памяти многих моих товарищей... Мне посчастливилось увидеть Афганистан немного с иной стороны. Узнать местных жителей и то, что многие годы они так успешно скрывали и до сих пор скрывают от посторонних глаз… Приехав в окрестности Баграма, я должен был "совершенно случайно" встретиться с неким Шафи (псевдоним "Кази" - судья). «Обычным» афганцем, окончившим в свое время Оксфорд и несколько лет проработавшим врачом в Японии и Китае. Позднее Шафи преподавал в Кабульском политехническом институте. Но главное –– он был близким другом Ахмад Шаха Масуда, главаря крупнейшей группировки моджахедов. На Ахмад Шаха в Москве были большие надежды. В связи с предстоящим выводом из Афганистана наших войск, вставал вопрос о дальнейшем политическом обустройстве этой страны. Ахмад Шах был не только нашим врагом, но отважным воином и мудрым политиком. Человеком, способным вывести Афганистан из хаоса гражданской войны. Ему решено было помочь... Однако по замыслу Управления, я должен был не только обеспечить связь с Шафи, но со временем стать его учеником (следует отметить, что ГРУ всегда было уникальной организацией –– оно собирало не только военные секреты, но и любые знания, которые считало полезными –– в том числе и касающиеся восточной медицины). В Управлении не учли одного: на Востоке стать учеником не так-то просто. Знание –– слишком большое богатство. Это богатство принадлежит Роду. И передается по наследству. Я периодически встречался с Шафи, выполнял какие-то его задания и прекрасно понимал, что все это –– обычная проверка. Шафи присматривался ко мне... За те двадцать шесть месяцев, которые мы проработали вместе, Шафи стал не только моим другом, но и учителем. Все это подробно описано в моем романе "Шелковый путь" (http://www.kartsev.eu/), вышедшем в издательстве ЭКСМО в сокращенном виде под названием "Военный разведчик". Со временем я узнал, что Шафи родился в Читрале. Это высокогорная область на северо-западе Пакистана, известная ранее, как Кафиристан –– "страна неверных". Его сородичи назывались калашами. Среди них нередко встречались люди со светлыми волосами и голубыми глазами, что для Средней Азии явление довольно редкое. По вероисповеданию они были язычниками (сторонниками многобожия). Существует точка зрения, что эти народности –– потомки воинов Александра Македонского. После "проповеднического" похода кабульского эмира Абдуррахман-хана в 1895 году (эмир пытался обратить калашей в ислам) ряд этих племен лишился своей веры. Некоторые были практически уничтожены. Но малая часть, переселившаяся на северо-восток Афганистана, до сих пор живет своей, закрытой от посторонних глаз, жизнью. С приходом к власти в Германии нацистов, в эту область зачастили эмиссары Гитлера и Гиммлера. Многие считают, что их интересовали лишь проблемы расовой чистоты. На самом деле, у этих поездок было много идеологических, эзотерических составляющих. И одна очень прозаическая цель. Как и многих других правителей, Гитлера интересовали вопросы долголетия… Я расскажу о некоторых забавных традициях, которые существовали в племени Шафи. И которые могут быть полезны каждому из нас. Начну с главного. С детей. За полгода до рождения ребенка будущего папу отправляли в "декретный" отпуск. Не брали в дальние походы и опасные экспедиции (племя контролировало Древний Шелковый путь и за десятую часть товара обеспечивало охрану и сопровождение караванов). На это время в обязанностях будущего отца было помогать жене по хозяйству. Рассказывать будущему ребенку сказки, легенды и обычаи своего племени. Говорить о том, что его очень ждут и надеются, что Он (Она) будет хорошим помощником для своих родителей. Разумеется, ребенок рождался более здоровым (все эти месяцы мама не переживала, жив ли ее супруг или нет –– он был РЯДОМ), более талантливым (попробуйте почитать своим детям сказки –– и вы заметите, как меняются ваши дети) и более послушным (еще до рождения он слышал голос своего отца). В семьях делался массаж. Почти ежедневно (точнее, "ежевечерне"). Муж –– жене, жена –– мужу. В результате, проблемы с инфарктами, инсультами, целлюлитом у женщин, простатитом у мужчин и многими, многими другими болезнями отодвигались на очень длительный срок. На эту традицию хотелось бы обратить особое внимание –– у нас в России она давно уже утрачена. Альтернативы ей НЕТ. А болезни рано или поздно достанут каждого. Лучше –– поздно. Существующая в племени система обучения и воспитания подростков опиралась на учение Тай До (Тай Дао). Идея была проста –– три направления: обучение массажу, воинским искусствам (девочек учили наравне с мальчиками) и собственно оздоровительная система. Наиболее интересной для нас была оздоровительная система (благодаря этой системе и традиции семейного массажа средняя продолжительность жизни в племени Шафи была ВДВОЕ выше, чем в соседних племенах). Традиционным в этой системе является понятие НИТЭН (в переводе с японского –– ДВА НЕБА). Но в племени этот термин переводится не дословно, а несколько иначе. Как идея: "Нет одного верного пути". И используется очень широко, в самых разных вариантах. По просьбе своих пациенток содержание этой системы я немного адаптировал к современным условиям и возможностям. Путь в оздоровительной системе Тай До представляется направлением, объединяющим девять главных и бесконечное множество второстепенных тропинок. Каждая из них может привести к исцелению, но может завести и в непроходимые джунгли. В которых легко потерять из виду солнце, направление движения и погибнуть. Лишь Путь, объединяющий все тропы, может привести к выбранной цели. Первая тропа называется тропой Обезьяны. Её главное содержание –– движение, гимнастика, утренняя физическая зарядка, физический труд (по мнению калашей, среди бездельников не бывает долгожителей). Небольшая двигательная разминка после каждого часа «сидячей» работы. Вторая –– тропа среди Скал. Это работа с неподвижными предметами. Статическая гимнастика, направленная на укрепление связок и сухожилий. При этом обязательный контроль дыхания. Третья –– тропа Тростника. Её основу составляют декомпрессионные движения, направленные на растяжение позвоночника. Различные висы и плавание. Если же у вас нет перекладины или бассейна под рукой, тогда стоит приучить себя сладко потягиваться, просыпаясь утром. Согласитесь, это приятно и очень полезно. И не забывайте о том, что утро нужно обязательно начинать с улыбки. Ведь тростник всегда улыбается, когда тянется к солнцу (жизненный оптимизм). Четвертая –– тропа Лианы. Упражнения на гибкость. Повороты в разных плоскостях. В том числе, одновременно с приседаниями. Пятая –– тропа Путника. Ежедневно рекомендуется проходить пешком два-три километра. Мужчинам это полезно, как профилактика простатита. Женщинам –– как защита от множества женских болезней. Плюс свежий воздух. Красивые пейзажи. И ваши любимые места. Шестая –– тропа Луны. Вы должны танцевать. Хотя бы два раза в неделю. Можно дома. Можно в одиночестве. Но есть и более приятные формы танца. Более интересные места, чем дом. К тому же для танцев существуют ещё и партнеры. Седьмая –– тропа Солнца. Ведь солнце заглядывает не только в ваши окна. Но и в окна ваших друзей. Так и вы должны ходить в гости к своим друзьям. Вы будете есть там те же самые продукты, что и дома. Но приготовлены они будут немного иначе. Вы будете есть и то, что дома есть бы не стали. Это позволит значительно расширить диапазон микроэлементов, получаемых вами из пищи. А значит, повысит ваш запас прочности. Поднимет ваше настроение. И поднимет настроение вашим друзьям. Восьмая –– тропа Аиста. Нужно встречаться со своими возлюбленными. Заниматься с ними любовью (кстати, здесь могут пригодиться ваши навыки массажа). Девятая –– называется тропой Дракона. У дракона три головы: свет, вода и воздух. Они должны быть и вашими спутниками. Старайтесь как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Не забывайте, что человеку обязательно нужен солнечный свет. Чаще бывайте рядом с водой. Можно принять ванну или душ, омыть руки или просто созерцать водные струи. Пусть ваша утренняя чашка чая превратится в небольшое озеро. Возможно, вы и не увидите в этом озере отражения луны и звезд. Но добиться того, чтобы водная гладь в этом озере была спокойна, вы можете. Нужно лишь успокоиться самому. И научиться правильному дыханию (подробнее все эти тропинки описаны в моей сказке "Дракон по имени Яна")... Сохранив языческие корни веры своих предков (еще раз подчеркну, они были сторонниками многобожия), калаши смогли гармонично и очень творчески присоединить к ним все лучшее, что было у их соседей. Как бы кощунственно это не звучало, но великие Будда, Иисус Христос и Магомед занимали в их системе многобожия место равных среди многих. Возможно, калаши просто не смогли постичь всех глубин этих религий? А может быть, они всего лишь снова нашли иной Путь в Вере? Но такой подход к вопросам веры освобождал их от клейма вероотступников (коим непременно заклеймили бы любого человека, перешедшего из христианства в ислам, или из ислама, к примеру, в буддизм). И позволял им значительно расширить границы мироздания. К тому же, стоит отметить, что за всю историю своего существования, калаши никогда не пытались насильно обратить кого-либо в свою веру. А потому никогда не организовывали ни крестовых походов, ни священного джихада, считая, что солнца, неба, земли и богов хватит для всех, что нужно просто жить, любить и творить, и верить в лучшее. А убивать других ради этого вовсе не обязательно. Вы скажете, что все это проявление малодушия и трусости? Не спешите с выводами. Предки калашей были прославленными воинами Александра Македонского. И воевать умели как никто другой. Но за многие века своего пребывания на неспокойном Шелковом пути, калаши научились виртуозно использовать "невоенные" способы разрешения конфликтов. А редкие ситуации, когда без оружия было не обойтись, всегда разрешали "малой" кровью, ибо считали самым большим достоянием племени не богатство и землю, а своих соплеменников. Что интересно, в племени не было вдов. Если у калашей погибал мужчина, жена должна была сорок дней оплакивать его кончину. Затем в течение полугода она могла снова выйти замуж за любого мужчину племени. Если за это время женщина не находила достойного претендента на свою руку и сердце, она становилась женой старшего брата погибшего. Он же усыновлял ее детей. Стоит отметить, что благодаря этой традиции в племени не было не только вдов, но и беспризорных детей. Среди множества богов особо почитаемой у калашей была богиня Любви. Возможно, причиной тому было отсутствие российского центрального телевидения в этом племени? С нашими бесконечными "мыльными операми", хрониками криминальных происшествий... Чем было занимать бедным калашам уйму свободного времени, которое так безжалостно забирает наше ТВ, как не поклонением этой богине?! Долгими осенними или зимними вечерами... Как говорил когда-то мой друг Роберт Шекли, мы не хуже и не лучше остальных. Мы разные. Разумеется, в чем-то калаши немного отличаются от всех нас, но есть у нас и нечто общее. Два выходных в неделю, которые изредка, но случаются даже у самых занятых людей. И два дня в неделю, которые калаши посвящали своей любимой богине. Остальные дни уже не были у них столь праздничными. Обычные будни... В будни муж традиционно делал массаж своей любимой жене. Затем жена делала массаж своему любимому мужу. Незаметно массаж превращался в любовные игры. А там и до занятий любовью было уже рукой подать. При этом, по убеждениям калашей, в процессе занятий любовью вырабатывалась "тонкая" (божественная) энергия, которую необходимо было реализовывать в творчестве. Другими словами, после "этого" супруга шла готовить ужин в "мужниной" рубахе (кстати, и у нас многие девушки любят после этого "щеголять" в рубашках своих возлюбленных). Калаши же считали, что духи-защитники мужа таким образом получали возможность распространить свой протекторат на тех, кто ему дорог. Хотя, думаю, что на самом деле все было гораздо проще –– вместе с потом мужа, впитавшимся в рубаху, супруга получала микродозы веществ, стимулирующих ее иммунную систему. И это было понятно. Проживая в условиях высокогорья и большой удаленности от медицинских учреждений, калаши были вынуждены на протяжении многих веков собирать и бережно хранить не только методы лечения, но в первую очередь способы профилактики различных болезней... Пока жена готовила ужин, муж занимался каллиграфией, резьбой по дереву или кости, рисовал картины, ковал в небольшой домашней кузнице какие-нибудь забавные безделушки. Не трудно догадаться, что благодаря своей любимой богине и покровительству той самой "тонкой" энергии в таком состоянии, ужин у жены получался гораздо вкуснее, а поделки мужа превращались в настоящие шедевры. Да вы и сами знаете, как это важно уметь не только разрушать, но созидать и творить. И тем более делать все это с ЛЮБОВЬЮ. Не открою большой тайны, если скажу, что у калашей мужья довольно часто готовили ужин сами, а жены тем временем могли рисовать, что-то вырезать, заниматься ковкой. В этом не было ничего предрассудительного. Ведь многие блюда мужья готовят гораздо лучше жен. К тому же, все это было некой разновидностью любовных игр. А калаши были убеждены, что без подобных игр мир был бы слишком скучен, сер и однообразен... Вы спросите, почему я не люблю представителей этого племени? А вы бы как к ним относились, узнав, что после ужина и небольшого перерыва они снова занимались любовью?! И в этом причудливо проявлялось широко распространенное в племени понятие Нитен. Калаши считали, что "второй раз" символизировал иной путь. И тоже расширял их возможности и ощущения. И все это называлось у них "буднями"! Страшно подумать, что "творили" эти люди в те два дня, которые они посвящали богине Любви?! А в эти дни они совершали походы в любимые места, ходили в гости к друзьям, дарили друг другу подарки, общались с детьми. В эти дни в их домах было множество цветов, горели свечи и ароматические палочки. Это были дни, когда калаши сами становились чем-то похожими на богов. Они посвящали это время друг другу... Благодаря калашам я понял одну простую вещь –– не существует особых секретов долголетия, а есть постоянная работа над собой. Есть Путь, по которому нужно идти. Что жить и творить нужно в первую очередь для людей. Чтобы мы, наши дети и внуки жили долго и счастливо. Жили здесь и сейчас. И не в том светлом будущем, которое нам каждый раз обещают. Но которое по непонятным причинам так и не наступает.
Об авторе. Карцев Александр Иванович, в 1985 году окончил Московское высшее общевойсковое командное училище имени Верховного Совета РСФСР. С августа 1986 г. по октябрь 1988 г. проходил службу на командных должностях в республике Афганистан. Награжден орденом «Красная Звезда», медалью «За Отвагу» и др. С 1989 по 1990 год – командир взвода, затем роты курсантов в Московском ВОКУ. С 1990 г. по 2002 г. преподавал в Московском инженерно-физическом институте. Подполковник запаса. Член Союза писателей России и Международного Союза славянских журналистов (www.kartsev.eu). Автор романов «Шелковый путь», «Охотники и те, кто за ними охотится», «Кремлевцы»; повестей «Школа самообороны для женщин и драконов», «Исмад»; сказки «Дракон по имени Яна» и др.
|
|
|
РУССКАЯ ЖИЗНЬ |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |