Аксаков Константин Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Аксаков Константин Сергеевич

1817-1860

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Константин Сергеевич Аксаков

Аксаков К.С.

Издание А. Мюнстера.

Аксаков Константин Сергеевич (29.03.1817-7.12.1860), русский писатель, историк. Один из основоположников славянофильского движения. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Московский университет (1835). Ок. 1840 вместе с Ю. Ф. Самариным примкнул к кружку А. С. Хомякова и стал в 1840-50-е одним из наиболее видных славянофилов. В 1846 публикует свою магистерскую диссертацию “Ломоносов в истории русской литературы и русского языка”. Свои общественно-исторические взгляды выражал в исторических работах — “Об основных началах русской истории” (1861), “Родовое или общественное явление был изгой?” (1850), “О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности” (1852), “Семисотлетие Москвы” (1846), “Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома” (1851), “Замечания на статью г. Соловьева...” (1857), а также в стихотворениях (“Возврат”, “Петру”, “Москва”, “Безмолвна Русь” и др.) и в драматических произведениях (особенно “Освобождение Москвы в 1612 году”). Свою историческую концепцию Аксаков противопоставлял западническим взглядам С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. История России, по мнению Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории — народа (земли) и государства (власти) — ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали (“сила власти — царю, сила мнения — народу”) вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить “землю”. Народ, земля отождествлялись Аксаковым с общиной — основой всего общественного строя Руси. Лишь патриархально-общинный быт, сложившийся на основе православия, гарантирует русскому обществу отсутствие классовых и национальных противоречий, обеспечивает единение царя, народа и Церкви. Западная цивилизация рассудочна, там “внутренняя правда” христианства подчинена внешнему принуждению, регламенту государства. Славяне же, сохранившие истинное христианство и соответствующий его смыслу общинный быт — воплощение нравственного союза людей, — не образуют из себя государства, а добровольно призывают его. Община и государство сосуществуют на условиях взаимной договоренности и разделения функций, как две “отдельные союзные силы”. Государство не должно вмешиваться в земледелие, промышленность, торговлю, идейно-нравственную жизнь. Русский народ, писал он, есть народ не государственный. Именно этим, по его мнению, объясняется “многовековая тишина внутри России”. Равновесие сил было нарушено Петром I, который стал первым монархом, исказившим отношения между государством и народом. Аксаков представил Александру II “Записку о внутреннем состоянии России”, в которой, в частности, упрекал правительство за подавление нравственной свободы народа и деспотизм, ведущий к нравственной деградации нации.

  Д. К.

Русское небо

Другие биографические материалы:

Шикман А.П. Историк (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

Козловский А.А., Тюнькин К.И. Идеолог славянофильства (В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. Вступит. статья К. И. Тюнькина. Примеч. А. А. Козловского и К. И. Тюнькина. М., "Художественная литература", 1977).

Дмитриев С.С. Требовал отменить крепостное право (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961).

Цыганова Л.А. Публицист, литературный критик и поэт (Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015).

Смолин М. "Народу - полная свобода жизни" (Большая энциклопедия русского народа).

Зеньковский В., Смолин М. В языкознании познавший толк (Большая энциклопедия русского народа).

Антонов В. Воззрения на поприще экономики... (Большая энциклопедия русского народа).

Сербиненко В. В. Русский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д).

Попов А. А., Сербиненко В. В. Философ, публицист, поэт, историк, идеолог славянофильства (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Далее читайте:

Аксаковы - в старину Оксаковы - происходят от знатного варяга Шимона.

Аксаков Иван Сергеевич (1823 - 1886), брат Константина Сергеевича.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), отец Константина Сергеевича.

Аксакова Вера Сергеевна (1819-1864), сестра Константина Сергеевича.

Аксаков К. С. Воспоминания студентства 1832-1835 годов. Русские мемуары. Избранные страницы. 1826-1856 гг. М., 1990.

Артем СОЛОВЬЕВ. Философские идеи К. С. Аксакова и генеалогия славянофильства. (Суждения, 2011, 11)

Сочинения:

Полн. собр. соч. Т. 1–3. М., 1861, 1875, 1880; 2-е изд. Т. 1. М., 1889; Соч. Т. 1. Пг., 1915.

О современном человеке. СПб., 1876;

Ранние славянофилы / Сост. Н. Л. Бродский. М., 1910;

Соч. / Ред. и прим. Е. А. Ляцкого. Т. 1. Пг., 1915;

О русском воззрении // Русская идея. М., 1992;

Еще несколько слов о русском воззрении // Русская идея. М., 1992;

Теория государства у славянофилов: сб. статей СПб., 1898;

Литературная критика. М., 1981 (совместно с И. С. Аксаковым);

Эстетика и литературная критика. М., 1995.

Литература:

Венгеров С.А. Передовой боец славянофильства Константин Аксаков // Собр. соч. СПб., 1912. Т. 3.

Кораблев В. К. Константин Аксаков. СПб., 1911.

Цимбаев Н. И. Славянофильство. М., 1989;

Анненкова Е. И. Архивы Аксакова. — В кн.: Ежегодник РОПД.Л., 1977.

Герцен А. И. Былое и думы // Собр. соч. М„ 1956. Т. 9. С. 162-163, 169-171;

Гачактионов А. А., Никандров П. Ф. Историко-социологические взгляды К. С. Аксакова // Вестник Ленинградского ун-та. 1965. Вып. 3. № 17;

Славянофильство: pro et contra. Снб., 2006;

История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2008. С. 131-152.

Осповат А. Л. К характеристике исторического мышления К. Аксакова // Труды по знаковым системам. Т. 22. Тарту, 1988.

Chmielewski Е. Tribune of the Slavophiles: Konstantin Aksakov. Gainsville, Florida, 1961.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС