Аксёнов Василий Павлович |
|
1932-2009 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Василий Павлович АксёновПрозаик и драматургАксёнов Василий Павлович (1932) - прозаик, драматург. Школу закончил в Магадане по месту ссылки матери, писательницы Евг. Гинзбург. Рос с бабушкой. Окончил Ленингр. мед. ин-т (1956). Первая публикация - рассказы "Наша Вера Ивановна" и "Асфальтовые дороги" (1959). Профессиональный литератор - с 1960. перевел с английского "Рэгтайм" Э.Доктороу и "Переворот" Дж. Апдайка. В 1980 А. выехал по приглашению для чтения лекций по русской культуре в США и вслед за этим был лишен советского гражданства. Живет в США (г.Вашингтон). Профессор университета "Джорж Майсон" по русской литературе и "творческому письму". До истории с "Метрополем" произведения А. не только активно печатались и издавались в СССР, но и были переведены на многие языки мира; по его повестям и сценариям снимались фильмы, ставились театральные спектакли. В последние годы к произведениям писателя снова обратились русские театры. Первым был поставлен "Бумажный пейзаж" в Драм.театре Моск. ассоциации искусств. А первым опытом создания художественного произведения на английском языке стала его повесть "Желток яйца" (1991). А. восстановлен в правах советского гражданства по Указу Президиума Верховного Совета СССР N 568 от 15 авг.1990. По возвращении творчеству А. была посвящена научная конференция "Василий Аксенов: литературная судьба" (Самара, 16-17 июня 1993). Использован материал с сайта "Русское зарубежье".
Аксенов Василий Павлович (р. 1932), прозаик. Родился 20 августа в Казани в семье партийного деятеля. Некоторая часть детства прошла в Магадане, куда была сослана его мать, Е. Гинзбург, автор известных мемуаров о сталинских концлагерях. Окончив в 1965 Медицинский институт в Ленинграде, Аксенов работал врачом. Печататься начал в 1959. В 1960 была опубликована первая повесть - "Коллеги", сразу ставшая необыкновенно популярной, как и ее автор. Роман "Звездный билет" (1960) так очевидно закрепил успех молодого прозаика, что он решает профессионально заниматься литературным трудом. В 60-е выходят произведения "Жаль, что вас не было с нами", "Затоваренная бочкотара" и др. В 1978 - "Поиски жанра", ставшее этапным в творчестве писателя. В 1979 Аксенов стал одним из инициаторов создания альманаха "Метрополь" (вошли произведения Аксенова, Битова, Искандера, Вознесенского, Ахмадулиной, Высоцкого, Алешковского, Горенштейна и др.). Изданный без разрешения цензуры, альманах вызвал гнев властей, усмотревших в нем попытку вывести литературу из-под контроля государственной идеологии. Уже в следующем году некоторые участники альманаха оказались за границей. В июле 1980 уехал и Аксенов. Живет в Вашингтоне, продолжает литературную деятельность: роман "Ожог" (1980), антиутопия "Остров Крым". В последние годы пишет на английском языке: роман "Желтые яйца". Часто посещает Россию. *) Примечания *) Умер 6 июля 2009 в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Сын мемуаристки ГинзбургАксенов Василий Павлович - писатель. Родился в Казани. Сын мемуаристки Евгении Семеновны Гинзбург. Окончил Ленинградский медицинский институт. Первые рассказы опубликовал в 1959 г. В 1960 г. в журнале "Юность" выходит повесть "Коллеги", а в 1961 году v роман "Звездный билет" о жизни современной молодежи, после публикации которого Аксенов становится одним из признанных лидеров так называемой молодежной исповедальной прозы. В 60-е гг. в том же журнале "Юность" печатаются и другие произведения Аксенова v "Апельсины из Марокко", "Пора, мой друг, пора", "Затоваренная бочкотара", рассказы. Некоторые из них становятся предметом ожесточенных споров. Был членом редколлегии журнала "Юность", в 1969 году исключен из нее вместе с Е.А.Евтушенко. В 70-е гг. публикуется мало. Одна из книг этого периода v повесть о Л.Б.Красине "Любовь к электричеству" в серии "Пламенные революционеры". Аксенов v один из организаторов и участников самиздатовского альманаха "Метрополь", повлекшего за собой репрессии против отдельных его авторов. В знак протеста вышел из Союза писателей СССР (вместе с И.Л.Лиснянской и С.И.Липкиным). Последним произведением этого периода, опубликованного в СССР, стала повесть (экспериментальный роман) "Поиски жанра". В том же году Аксенов уезжает по приглашению за границу, а через несколько месяцев выходит постановление Верховного Совета СССР о лишении Аксенова советского гражданства. С 1979 года в США. Работал в Университете Южной Калифорнии, Институте Кеннона, затем профессором в Университете "Джордж Мейсон" (Вашингтон). Уже в США им опубликованы произведения, написанные в СССР: повесть "Золотая наша железка", роман "Ожог", "Остров Крым", а также новые романы "Бумажный пейзаж", "Скажи изюм", сборник рассказов "Право на остров", сборник пьес "Аристофаника с лягушками", книга об Америке "В поисках грустного бэби" и др. На английском языке написан роман "Желток яйца". Аксенов занимается также сценариями для театра и кино, переводами с английского языка (Э.Доктороу и др.). Реалистическая проза Аксенова замешана на фантастике, пародии, гротеске, в ней сплавлены ирония и лиризм. Многие произведения подчеркнуто экспериментальны. В наиболее многоплановом романе "Ожог" Аксенов касается еврейской темы. С 1987 года произведения писателя вновь публикуются в России: "Ожог", "Остров Крым", "Право на остров" и др. В Гарборсе (США) издается в шести томах собрание сочинений В.Аксенова. Использован материал с сайта http://www.sem40.ru/famous2/e9.shtml
Из семьи партийного работникаВасилий Павлович Аксенов родился 20 августа 1932 года в Казани в семье
партийного работника. Его родители были репрессированы, и до 16 лет он
воспитывался в детском доме, затем у тети. Перепечатывается с сайта http://www.calend.ru/person/5263/
Из семьи репрессированныхАксенов Василий Павлович родился 20 августа 1932 года в Казани. Родители были репрессированы, и до 16 лет Аксенов воспитывался в детском доме. Жил в Магадане, где находилась на поселении его мать, Евгения Гинзбург, автор книги «Крутой маршрут». В 1956 году окончил Ленинградский медицинский институт, работал врачом. Печататься начал в 1959 году, известность приобрел после публикации в журнале «Юность» повести «Коллеги». В 1979 году Аксенов стал одним из организаторов и авторов альманаха «Метрополь». В том же году вышел из Союза писателей СССР. В июле 1980 года во время его поездки в США был лишен советского гражданства. Поселился в Вашингтоне, преподавал в университете, писал. В 1990 году ему было возвращено советское гражданство. В настоящее время живет с семьей во Франции и в Москве. Использованы материалы кн.: Г.И.Герасимов. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 годы. М., 2008.
Писатель XX векаАксёнов Василий Павлович [20.8.1932, Казань — 6 июля 2009, Москва] — прозаик, драматург. Родился в семье партийных работников, Евгении Семёновны Гинзбург и Павла Васильевича Аксёнова (родители репрессированы в конце 1930-х), был отправлен в детдом для детей «врагов народа», а с 16 лет жил в Магадане, куда была сослана его мать Евгения Гинзбург (автор впоследствии написанной и получившей широкую известность книги «Крутой маршрут»). Окончил в 1956 Ленинградский медицинский институт, до 1960 работал врачом в больницах. Печатается с 1959. Известность писателю принесла повесть «Коллеги» (1960), много раз переиздававшаяся, получившая также воплощение на сцене и на экране. Эта и вслед за нею появившиеся повести «Звездный билет» (1961) и «Апельсины из Марокко» (1963), роман «Пора, мой друг, пора» (1964) и других упрочили за Аксёновым славу одного из лидеров «молодой прозы», громко заявившей о себе на рубеже 1950-60-х (А.Гладилин, А.Кузнецов, Э.Ставский и др.). Произведения Аксёнова вызвали в критике бурную полемику, т.к. в них заострялось внимание на злободневнейших проблемах периода «оттепели» и прежде всего — на извечном конфликте поколений, который обретал особенно резкие формы в условиях характерного для того времени процесса отрицания тоталитарного прошлого. Как нельзя более соответствовали тогдашней духовной жизни общества и исповедальный характер прозы Аксёнов, и преимущественное — сочувственное — внимание писателя к внутреннему миру, психологии и даже сленгу молодого поколения: не случайно в это время он становится одним из наиболее активно печатающихся авторов журнала «Юность», в течение нескольких лет являясь членом его редколлегии. Появление в 1968 повести «Затоваренная бочкотара» свидетельствует об изменении направления эстетических поисков писателя, выходящего теперь, по его словам, к тотальной сатире: здесь открывается удивительная нелепость мира, в котором живут персонажи повести, названной Аксёновым «сюрреалистической вещью». Изменение творческой позиции Аксёнова свидетельствовало не только о собственно художественных поисках писателя, отказывавшегося теперь в своих произведениях от принципа правдоподобия, предпочитая ему изображение «иллюзии действительности»; сами эти изменения были вызваны крепнущим у него убеждением в том, что «действительность так абсурдна, что, употребляя метод абсурдизации и сюрреализма, писатель не вносит абсурда в свою литературу, а, наоборот, этим методом он как бы пытается гармонизировать разваливающуюся, как помойная яма, действительность...». С этого времени критика в адрес Аксёнова и его произведений становится все более резкой и даже сокрушительной, когда она звучит из уст руководителей партии и государства (например, Н.С.Хрущева). Нападки вызывала даже форма, к которой обращается теперь Аксёнов, воспринимаемая как несоветская и ненародная: так была оценена, в частности, поставленная в театре «Современник» пьеса Аксёнова «Всегда в продаже», свидетельствующая о переходе ее автора на авангардистские позиции в искусстве. Положение Аксёнова еще более осложнилось,, когда (в 1977-78) его произведения начали появляться за рубежом (прежде всего в США). В 1979 Аксёнов вместе с А.Битовым, Вик.Ерофеевым, Ф.Искандером и Е.Поповым выступил составителем и автором альманаха «Метрополь», объединившего писателей (Ю.Алешковского, Ф.Горенштейна, В.Высоцкого и др.), решительно отмежевавшихся от социалистического реализма. Так и не изданный в советской подцензурной печати, альманах ушел в самиздат и вскоре был издан в США. Он немедленно был подвергнут уничтожающей критике, некоторые его авторы были исключены из писательского союза. Сам Аксёнов в дек. 1979 заявил о выходе из СП, 22 июля 1980 уехал в США и вскоре был лишен советского гражданства. Поселившись в Вашингтоне, он продолжает интенсивно работать: одна за другой выходят написанные им в России, но впервые публикуемые лишь после отъезда писателя в Америку романы «Ожог» (1975), «Остров Крым» (1970), «Золотая наша железка» (1980), написанные уже в эмиграции книги «Бумажный пейзаж» (1983), «Право на остров» (1983), «Скажи изюм» (1985), «В поисках грустного бэ-би» (1986). В 1993-94 в России была опубликована его «Московская сага» в 3 книгах. Вскоре после переезда в США Аксёнов начинает преподавать русскую литературу в одном из вашингтонских университетов. После возвращения ему в 1990 гражданства А. часто приезжает в Россию, его произведения (кроме названных выше, «Мой дедушка — памятник», 1991; «Рандеву», 1992, и др.) охотно печатаются здесь (в т.ч. в журнале «Юность»), выходит собрание его сочинений. Но переселяться на родину Аксёнов не собирается: покинув Америку, поселяется на юге Франции. Свое отношение к происходящему сегодня, к современному человеку Аксёнов выразил в книге «Новый сладостный стиль» (1998). Аксёнов начинал с изображения скептически настроенной по отношению к тогдашней советской действительности молодежи с характерным для нее нигилизмом, стихийным чувством свободы, интересом к западной музыке и литературе — со всем, что противостояло выработанным старшим поколением духовным ориентирам. К середине 1960-х усиливается философская насыщенность прозы Аксёнов, размышляющего о причинах неудачи «оттепели», о неустойчивости психологии человека, именно с нею связывавшего свои лучшие надежды. Обращение к такой личности способствовало перестройке индивидуальной творческой манеры писателя, соединяющего теперь в пределах одного произведения реальное и ирреальное, обыденное и возвышенное. Особенно искусно разные планы соединяются в программном для того времени произведении Аксёнов — романе «Ожог» — наиболее удачной попытке писателя полномасштабно изобразить жизнь российской интеллигенции на переломе 1960-70-х. Герои романа, каждый из которых одержим своей творческой идеей, находятся в состоянии трагического разлада с существующей в их стране системой: стремление укрыться от нее оказывается тщетным. Облик и поведение героев романа определяются их противостоянием порожденной этой системой толпе, которой чуждо все высокое, светлое. Выход для них писатель видит в устремлении к Богу, в духовном прозрении. Гипотетическую ситуацию рассматривает Аксёнов в романе «Остров Крым», явно обладающем признаками антиутопии, где подвергается проверке модная идея о мессианской роли России. Эта идея доводится здесь до логического завершения, обнажающего ее чудовищный смысл. Своим романом Аксёнов окончательно развенчивает иллюзорность представлений о раскрепощении духовной жизни в советской стране, порожденных эпохой «оттепели». Прожив много лет в США, Аксёнов заявляет: «Америка — это мой дом, но я не почувствовал себя американцем и никогда не почувствую». Произведения, написанные им в эмиграции (и более всего— «Московская сага»), убеждают в том, что жизнь родной страны, происходящее в ней продолжает оставаться в центре его внимания: уехав из России, Аксёнов остается писателем истинно русским. Уже в 1960-е провозгласив приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, указав на христианство как на мировоззренческую основу истинно человеческой жизни, писатель остается верен этим принципам, неустанно продолжая поиск новых форм, способных воплотить его представления о многомерности все усложняющегося мира, отчетливо отдавая при этом предпочтение эстетике литературного авангарда, прежде всего — сюрреализму, нередко в то же время пытаясь соединить его с реализмом. А.С.Карпов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 32-34.
Далее читайте:Рустем Вахитов. Василий Аксенов как зеркало либеральной контрреволюции. Разрушение СССР: Действующие лица и исполнители. (Биографический справочник). Гинзбург Евгения Соломоновна (1903-1977), прозаик, мать В. Аксенова. Сочинения:Собрание сочинений: в 5 т. М., 1994-95; Катапульта: Рассказы и повесть. М., 1964; На полпути к Луне: книга рассказов. М., 1966; Жаль, что вас не было с нами: повесть и рассказы. М., 1969; Ожог. М., 1990; Остров Крым. М., 1990; Право на остров. М., 1991; Рандеву. М., 1992; Московская сага. М., 1993-94. Литература:Рассадин Ст. Шестидесятники // Юность. 1960. №12; Марченко А. Не об эксперименте // Вопросы литературы. 1962. №5; Аннинский Л. Ядро ореха. М., 1965; Лобанов М. Внутренний и внешний человек // Молодая гвардия. 1966 №5, Макаров А. Идеи и образы Василия Аксёнова // Макаров А. Поколения и судьбы. Кн. 2. М, 1967, Сидоров Е. Рэгтайм в стиле Аксёнова // Юность. 1989. №7; Шохина В. Таинственный остров // Октябрь 1990 №11; Линецкий В. Аксёнов в новом свете // Нева. 1992 №8, Зверев А. Блюзы четвертого поколения // Литературное обозрение. 1992 №11/12.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |