Боэций, Boetius
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Боэций, Boetius

480-524

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Боэций

Боэций, Аниций Манлий Торкват Северин  Boethius  (около 480, Рим — около 525, Павия) — философ, теолог, государственный деятель, оказавший определяющее воздействие на развитие западноевропейской мысли в Средние века, один из основоположников латинской схоластики. Родился в Риме в знатной семье Анициев. Представители этого древнего рода в V—VI веках не только занимали ведущие посты в системе государственного управления (консулы, сенаторы), но и были императорами (Петроний Максим, Олибрий) и папами (Григорий I Великий). Отец Боэция — Флавий Манлий Боэций — также обладал видным положением в обществе (консул, а затем префект). Осиротевшего в 482 году Боэций усыновил влиятельный политический деятель Квинт Симмах, также принадлежавший к сенатскому аристократическому роду.

Боэций получил превосходное образование в Риме или Равенне (по одной из версий, в Александрии или Афинах, где освоил греческий язык). Конец V века — период формирования основных интересов Боэция, сложившихся под впечатлением бесед с Симмахом и знакомства с его богатейшей библиотекой. Симмах во многих отношениях был человеком незаурядным — блестящий знаток классической философии и литературы, оратор и писатель (о его труде по римской истории упоминает Кассиодор), он оказал значительное влияние на приемного сына. Более того, Симмах поддержал желание Боэция жениться его на дочери Рустициане, скрепив их дружбу кровными узами (от этого брака родилось двое сыновей — Флавий Боэций и Симмах).   

С приходом в 493 году в Рим войск Теодориха в жизни Боэция наступил новый период: появились внешне вполне благоприятные условия для наилучшего применения его ума и таланта. К 510 году он стал консулом, много времени и сил отдавая государственному служению. Рвение Боэция было замечено Теодорихом, который в 522 году назначает его на пост «магистра оффиций» (magister officiorum).

Фактически Боэций стал вторым лицом в государстве, сосредоточив в своих руках огромную власть; однако это обстоятельство явилось причиной того, что философ быстро нажил себе влиятельных врагов из числа варваров. В 522 году два малолетних сына Боэция стали консулами (это свидетельствовало, в первую очередь, об особом расположении к Боэцию Теодориха). Блестящая политическая карьера Боэция у многих вызывала зависть, на него писали доносы и наветы, и в 523 году обстоятельства сложись так, что Боэций впал в немилость. В этот год его обвинили в государственной измене (заподозрив в ведении вместе с сенатором Альбином тайных переговоров с императором Юстином) и посадили в тюрьму. В 525 году в Павии Боэция казнили, а его имущество конфисковали. Казалось, уже ничто не предвещало громкой славы философа, однако незадолго до смерти Боэций успел закончить последний свой трактат «Утешение философией» ([De] consolatione philosophiae), который вскоре стал достоянием ученых. Данный труд произвел на европейского читателя настолько сильное впечатление, что вплоть до XVI—XVII веков оставался одной из самых авторитетных философских книг. Фигура Боэция вызывала уважение и восхищение, его трактаты заложили фундамент латинской схоластики, а твердость моральных убеждений заставила последующие поколения считать, что он до последних дней был верен единожды выбранному пути. Достаточно указать, что еще Данте в «Божественной комедии» поместил Боэция в Рай, тем самым отметив масштаб его мученического подвига. 15 декабря 1883 года Католическая церковь официально причислила Боэция к лику святых (память 23 октября). Так научная и государственная деятельность римского философа, пытавшегося в эпоху варварства отстоять ценности классической культуры, получила наивысшее признание потомков.

Наследие Боэция весьма обширно и разнообразно. Владение греческим языком позволило Боэцию подготовить несколько переводов произведений виднейших античных философов: «Категорий», «Первой аналитики», «Второй аналитики», «Об истолковании», «Топики», «Софистических опровержений» Аристотеля, а также «Введения в “Категории”» Порфирия и «Элементов» Евклида (последний перевод, упомянутый Кассиодором в числе трудов Боэция, видимо, был утерян). Работа над переложением на латынь памятников эллинистической мысли потребовала от Боэция огромных знаний и усилий, что нашло отражение, в свою очередь, в составленных им пространных комментариях к «Введению в “Категории”» Порфирия, «Категориям», «Первой аналитике», «Об истолковании» Аристотеля; не прошел он мимо цицероновского наследия, написал подробный комментарий к его «Топике». Часть текстов, судя по всему, утрачена (в частности, комментарии к аристотелевским «Топике», «Физике» и «Софистическим опровержениям»). Столь же значителен объем «учебных» (в рамках изучения квадривиума) сочинений, оставленных Боэцием и предназначенных для лучшего понимания сути предмета (от философии до логики, от арифметики до музыки): «Введение в категорические силлогизмы» (Introductio ad syllogismos categoricos), «О категорическом силлогизме» (De syllogismo categorico), «О гипотетических силлогизмах» (De hypotheticis syllogismis), «О логическом делении» (De divisione), «Об отличительных признаках топики» (De topicis differentiis), «Наставление в арифметике» (De institutione arithmetica) и «Наставление в музыке» (De institutione musica). Два других дидактических руководства – «Наставление в геометрии» и «Наставление в астрономии» – сохранились в разрозненных отрывках. Центральное место в наследии Боэции занимают его богословские труды: «О католической вере» (De fide catholica), «Против Евтихия и Нестория» (Contra Eutychen et Nestorium), «Каким образом субстанции могут быть благими в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциальными» (Quomodo substantiae in eo quod sint bonae sint, cum non sint substantialia bona), «Могут ли Отец, Сын и Святой Дух сказываться о Божестве субстанционально» (Utrum Pater et Filius et Spiritus Sanctus de divinitate substantialiter praedicentur), «О Троице» (De Trinitate; также известен под другим названием — «Каким образом Троица есть Единый Бог, а не три божества» (Quomodo Trinitas unus Deus ac non tres dii)).

В корпусе произведений Боэция особое место принадлежит последней его работе — «Утешению философией». «Золотая книга», как ее часто называли в эпоху Средневековья, подвела итог многолетних философских и богословских размышлений Боэция, явившись не только образцом высокого литературного стиля, но и в некотором смысле духовным завещанием. Образность языка, аллегорическая форма изложения, искусная смена сюжета и стиля, владение материалом и аргументацией позволили Боэцию, следовавшему во многом классическому жанру «протрептика», сподвигнуть читателя отправиться в увлекательное путешествие в мир философии (персонифицированной им в образе дамы). Опираясь на труды античных авторов, Боэций обратился к анализу таких важнейших категорий, как «Высшее Благо», «Добро» и «Зло», «Судьба», «Провидение», «Свобода воли» и т. д. Размышления Боэция о превратностях Фортуны явились источником многочисленных аналогичных рассуждений средневековых и ренессансных писателей. Боэций стимулировал развитие европейской мысли: не только на средневековом Западе, но и в Византии высоко почитали его изыскания. Большой заслугой Боэция является разработка латинской онтологической терминологии, ставшей важнейшим инструментом описания христианского вероучения (в частности, проблем триадологии и христологии, рассматриваемых на Вселенских соборах). Интерпретация вопросов соотношения времени и вечности, бытия и «того, что есть» (id quod est), субстанции и акциденции, а также толкования «универсалий» дали мощный импульс развития схоластики, для которой он был «главным философом» (summus philosophus). Понятийный аппарат Боэция позволил средневековым авторам значительно продвинуться в деле понимания и последующего комментирования аристотелевских текстов.

А. К. Гладков.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016.

Сочинения:

Комментарий к Порфирию / Пер. Т. Ю. Бородай // Боэций. Утешение философией и другие трактаты / Отв. ред. и сост. Г. Г. Майоров. М., 1996. С. 5—116; Каким образом Троица есть Единый Бог, а не три божества / Пер. Т. Ю. Бородай // Там же. С. 117—126; Могут ли Отец, Сын и Святой Дух сказываться о божестве субстанционально / Пер. Г. Г. Майорова // Там же. С. 127—128; Каким образом субстанции могут быть благими в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциальными / Пер. Т. Ю. Бородай // Там же. С. 129—133; Против Евтихия и Нестория / Пер. Т. Ю. Бородай // Там же. С. 134—152; Утешение философией / Пер. В. И. Уколовой, М. Н. Цейтлина // Там же. С. 153—236; О музыкальном установлении / Пер. Е. В. Герцмана // Герцман Е. В. Музыкальная боэциана. СПб., 1995. С. 297—425; Введение в категорические силлогизмы / Пер. А. В. Апполонова // Знание и традиции в истории мировой философии. М., 2001. С. 115—156; Комментарий к «Категориям» Аристотеля / Пер. А. В. Апполонова // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья / Под ред. С. С. Неретиной. СПб., 2001. Т. I. C. 120—160; О кафолической вере / Пер. А. Р. Фокина // История философии. М., 2010. № 15. С. 15—27; О делении / Пер. Л. Г. Тоноян под ред. Е. В. Алымова // Тоноян Л. Г. Логика и теология Боэция. СПб., 2013. С. 298—321; О гипотетических силлогизмах / Пер. Л. Г. Тоноян под ред. Е.В. Алымова // Там же. С. 321—369; The Theological Tractates / Ed. and transl. by H. F. Stewart and E. K. Rand. London, 1973; De consolatione philosophiae. Opuscula theologica / Ed. C. Moreschini. München, 2000.

Литература:

Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. С. 356—393; Уколова В. И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987; Герцман Е. В. Музыкальная боэциана. СПб., 1995; Тоноян Л. Г. Логика и теология Боэция. СПб., 2013; Barret H. Boethius: Some Aspects of his Time and Work. Cambridge, 1940; Boethius: His Life, Thought and Influence / Ed. M. Gibson. Oxford, 1981; Chadwick H. Boethius: The Consolation of Music, Logic, Theology and Philosophy. Oxford, 1981; Marenbon J. Boethius. Oxford, 2003; The Cambridge Companion to Boethius / Ed. by J. Marenbon. Cambridge, 2009.


Вернуться на главную страницу Боэция

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС