Боков Виктор Федорович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Боков Виктор Федорович

р. 1914

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Виктор Федорович Боков

Боков Виктор Федорович (р. 1914) — российский писатель и поэт. В своем поэтическом творчестве Боков следует традициям русского народного творчества (сборники «Весна Викторовна», «Три травы» и «В трех шагах от соловья»). В 1960 году Боков выпустил сборник прозы «Над рекой Истермой. Записки поэта».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 36.


Боков Виктор Федорович (р. 6[19].09.1914), поэт, песенник, собиратель фольклора.

Родился в д. Язвицы Александровского у. Владимирской обл., ныне Загорский р-н Московской обл., в семье крестьянина. Учился в Загорском педагогическом техникуме, работал токарем, зоотехником; служил в армии. В 1938 окончил Литературный институт.
Стихи начал писать рано; первое стихотворение опубликовано в загорской газете «Вперед»; с 1935 его стихи и рассказы стали появляться в журналах «Колхозные ребята», «Дружные ребята». В стихах Бокова ощутимо творческое осмысление традиций А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, Н. А. Клюева, С. А. Есенина, А. Т. Твардовского и М. В. Исаковского, в первую очередь — в использовании поэтических возможностей русского фольклора. Первым главным учителем Бокова был и остается фольклор — песня, частушка, сказка, пословица, загадка. Своими «боевыми помощниками» поэт по сей день считает балалайку, гармонь, гитару.

Боков — один из серьезнейших собирателей и творцов современной народной частушки. Ему принадлежит заслуга издания антологии «Русская частушка» (Л., 1950). Сотрудничество с известными собирателями русского фольклора, поездки в фольклорные экспедиции на Рязанщину, на Волгу, в Вологодскую и Воронежскую области убедили Бокова в неисчерпаемости, глубине и поэтичности народного творчества, в плодотворности освоения его традиций.

Песни на стихи Бокова — это особый пласт современной народной культуры. В них поэт настолько приблизился к народному миропониманию, что они уже стали неотделимы от времени, в которое были созданы и зазвучали (50—60-е): «Выходил на поля молодой агроном…», «Гляжу в поля просторные…», «На побывку едет…», «В чистом поле ясный месяц…», «Чтобы сердце было радо…», «Я назову тебя зоренька…», «Оренбургский пуховый платок». Песни Бокова органично соединяют озорство, юмор частушек и распев русских лирических протяжных песен.

Стихи Бокова обращены к тем первоосновам бытия, о которых часто забывают за суетой буден: вкус хлеба, воды, воздуха, бесконечность дорог и неповторимая прелесть «малой родины». Именно эти ценности в его стихах задают ритм, определяют смысл, направляют ход мысли (стих. «Луга России меня спросили…», «Не губите реченьку…», «Женщины белье полощут…» из цикла «Отчие просторы»; «Весеннее небо выстирано…», «Черный хлеб», «У метели рукава горностаевые…» из цикла «Закрома»; «Сказка снега», «Снегирь» из цикла «Снега России» и др.).

Т. Щ.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Поэт XX века

Боков Виктор Фёдорович [6(19).9.1914, д. Язвицы, ныне Московская обл.] — поэт.

Родился в семье крестьянина. Как вспоминает Боков в автобиографической заметке «О себе», его первыми учителями были отец, мать, крестьянский труд, уличная гармонь и частушки. Работал токарем, учился в Загорском пед. техникуме.

В 1934 опубликовал стихи в районной газете, их отметил М.Пришвин.

Помимо поэзии занимался также прозой, его рассказ «Дорога» одобрил А.Платонов, который увидел в нем «силу и прелесть», «свой способ изложения темы», «глубину искреннего чувства», «острый литературный такт» (Детская литература. 1939. №10-11. С.3). Интерес к проблеме народности проявил и как собиратель, исследователь фольклора. Напечатал статьи «Юный фольклорист» (Литературное обозрение. 1936. №24), «О народной частушке, ее издателях и фальсификаторах» (Литературный критик. 1939. №8-9), «Фольклорные экспедиции учащихся» (Литература в школе. 1940. №2), опубликовал также записанное им произведение современного фольклора (Огонек. 1940. №3).

В 1938 окончил Литературный институт им. М.Горького.

В июле 1941 с Б.Пастернаком помогал Марине Цветаевой при ее сборах и отъезде в эвакуацию.

В 1942 был призван в армию, находился в военном лагере. Неожиданно ночью 19 авг. 1942 был несправедливо арестован, началась тюремная, а затем и лагерная одиссея. Недоумением и душевной болью полны были новые стихи поэта: «Товарищ Сталин! Слышишь ли ты нас? / Заламывают руки, бьют на следствии» (Стою на своем! С.41). Бодрость духа заключенного поддержали письма М.Пришвина и А.Платонова, пришедшие к нему в сибирский лагерь.

10 сент. 1947 Боков писал из Сибири А.Платонову: «Сообщаю, что скоро месяц, как я гражданин. Остался работать в Сибири...» (РО ИРЛИ. Ф.780). Проработал в Сибири вольнонаемным до весны 1948, затем жил в Калужской обл. под Москвой, в столице жить еще не разрешалось.

В 1958 опубликовал сборник стихов «Ярхмель» и «Заструги». Появились благожелательные отклики в печати Н.Рыленкова (Литература и жизнь. 1959. 27 мая), И.Михайлова (Нева. 1959. №11).

Вспоминая позже это время, Боков признавался: «Пришло уверенное вдохновение от встречи с людьми, с родной землей, с народной речью, которая рвет узды грамматик и вольно пасется на своем лугу» (Боков В. Стихотворения и песни. М., 1973. С.15). Появляются новые книги стихов «Весна Викторовна» (1961), «Ветер в ладонях» 1962), «Лирика» (1964), «Алевтина» 1968), «Свирь» (1968), «Избранное» 1970). Критика приветствовала песенный дар Бокова: «Радость стиха» (Ушаков Н. // литература и жизнь. 1962. 11 мая), «Вечно живые» (Денисова И. // Знамя. 1966. № 4). Н.Рыленков констатировал: «...в поэзию пришел самобытный и притом вполне сложившийся художник, накрепко всеми своими корнями связанный с родной почвой, влюбленный в родное певучее слово, знающий цену хлеба и соли» (Рыленков Н. Поэзия родных просторов. М., 1964. С.6).

По убеждению Бокова, Россия начинается с пристрастия к труду, к терпенью, к правде, к доброте, такой он и рисует свою родину, его поэзия празднична, это праздничность сенокоса. Поэту дорога вся страна: «Брусничная Вологда, рыбная Астрахань, яблочный Курск... таежный Онего, степная Ока, желтоглазый Иртыш» («Клятва»). Многокрасочна палитра поэта, широка гамма передаваемых им чувств и картин народной жизни — от первого снега до урожайной осени. Своей поэзией Боков полемизирует с теми, кто мысленно разрывает Россию на прошлую и настоящую, на белокаменную и шлакоблочную; для него дорога Россия и былинных богатырей, и современных космонавтов. Н.Рыленков отмечал, что его оптимизм выстрадан и родствен оптимизму рабочего человека.

Поэт народной души, Боков закономерно стал автором нестареющих, получивших народное признание песен: «Оренбургский пуховый платок», «На побывку едет...», «Ой, Наташа», «Колокольчик», «А любовь все жива», «На Мамаевом кургане», «Шуми, береза белая», «Ой, снег-снежок». Современник свидетельствует: «...его песни звучали везде — на улицах, в цехах заводов, в каждой семье» (Завтра. 1995. №12. С.7).

Выходят новые книги стихов: «Когда светало...» (1972), «Три травы» (1975), «Поклон России» (1976), «В трех шагах от соловья» (1977); они находят позитивные отклики: «Даль слова» (В. Цыбин // Литературная Россия. 1972. 25 февр.), «Вечное родство» (В.Коробов // Наш современник. 1974. №9), «Ключ сердца» (Д.Ковалев // Литературное обозрение. 1975. №3), «Ветер молодости» (В.Сорокин // Молодая гвардия. 1976. №3).

Еще в 1950 Боков издал составленную им антологию «Русская частушка», в 1970-е продолжает изучение фольклора. Обращается к жанру поэмы, одну за другой создает поэмы на различные темы современности: «Свирь» (1965), «После Победы» (1976), «Злата Прага» (1979) и др. Как сказал о нем В.Сорокин: «и богат он щедростью воспринимать и делиться, удивляться и находить» (Огонек. 1974. №38. С.15). Он пишет добрые предисловие к книгам А.Боброва, В.Богданова, В.Туркина, Н.Журавлева, В.Замятина и других поэтов, отзывается в печати о стихах В.Казанцева, В.Кузнецова, А.Прасолова и др. Пишет о Н.А.Некрасове, С.А.Есенине, М.М.Пришвине, Н.Н.Асееве, особенно примечательны воспоминания о Б.Пастернаке «Собеседник рощ» (Юность. 1989. №11). Еще до войны Боков был увлечен «высоковольтной правдой» творчества А.Платонова, ему посвящена статья Бокова «Высокое слово Андрея Платонова» (Литературная Россия. 1989. 24 марта).

Расширяя свой творческий диапазон, Боков обращается к переводам, дает вторую жизнь на русском языке стихам поэтов разных народов СССР: А.Граши, К.Герасименко, М.Грубияна, С.Данилова, П.Заднипру, М.Квливидзе, А.Копштейна, И.Тарба, С.Чиковани.

В 1963 издает книгу прозы «Над рекой Истермой».

Как художник истинно народного склада, Боков не чужд также юмора и сатиры — раешника, частушки, сатирических жанров. Книга «Частушки родины Шукшина» не случайно вышла в 1986 в Барнауле с предисловием Бокова.

Поэт верен теме патриотизма, теме России как матери-Родины. В новых стихах он пишет: «Время смутное, сатанинское, / Балом правят карман и обман. / Русь родная! Заступница близкая / — Ты одна!» (Наш современник. 1993. № 7. С.47). Вновь возникает образ Пушкина, постоянного спутника Бокова. Пушкин для него «поэт поэтов», «высокий свет» России.

Современники так определили главное в поэзии Бокова: «...знание необъятной Родины с ее городами и весями, лесами и реками вошло в плоть и кровь лучших стихов Бокова» (Гринберг И.— С.243); «...Виктор Боков самый народный поэт после Александра Прокофьева» (Сорокин В. — С.37); «...ритмическая неординарность, может быть, самая примечательная черта поэтики Бокова» (Михайлов Ал. — С.134). Источником же ритмических вариаций, усиливающих эмоциональное воздействие на читателя, служит осваиваемое поэтом частушечно-песенное богатство русского фольклора. И перед читателями новых поколений поэт предстает «мастером, вобравшим в себя лучшие традиции русской поэзии, убежденным собеседником, думающим о России, о ее и своей нелегкой судьбе, любви и милосердии» (Что думалось и пелось. 4-я с. обложки).

В.А. Шошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 252-254.


Далее читайте:

Благодарение [О поэзии Виктора Бокова. Глава из книги "Благодарение" ]

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Собр. соч.: В 3 т. М., 1983—84.

Избранные произведения: в 2 т. М., 1975;

Весенние звоны; Высокое слово Андрея Платонова // Литературная Россия. 1989. №12;

Собеседник рощ // Юность. 1989. №11;

Высота духа // Слово. 1990. №7;

День за днем...: стихотворения. М., 1991;

Великий Берендей // Воспоминания о Михаиле Пришвине. М., 1991. С 104-110;

Стою на своем!: стихи. М., 1992;

Воспоминания о Марине Цветаевой. М., 1992. С.524-525;

Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993. С.347-352;

Что думалось и пелось: Избранные стихи и песни. М., 1994;

Любовь моя, Россия! М., 1994;

Россия в сердце не случайна: Избранные стихи. Ставрополь, 1997;

Травушка-муравушка: Новая книга стихов. Оренбург, 1997;

«Я в России живу не гостем.,.»: Образ современной России в эпистолярии и лирике В.Бокова / публ., вступ. статья и комм. В.М.Головко // Вестник Ставропольского университета. 1997. Вып.10;

Я готовлю тебе воскресение... // Дальний Восток. 1998. №7;

Жизнь — радость моя: Избранное. М., 1998;

Повечерье: Новая книга лирики. М., 2000.

Литература:

Рыленков Н. Традиции и новаторство. М., 1962. С.120-121;

Федоров Вас. Наше время такое... М., 1973. С.439-440;

Платонов А. Размышления читателя. М., 1980. С.92-96;

Михайлов Ал. Тайны поэзии М., 1980. С.134-139;

Гринберг И. Труд и вдохновение. М., 1983. С.233-248;

Сорокин В. Благодарение. М., 1986. С.33-47;

Творчество Андрея Платонова. СПб., 1995. С.163-164, 173-176, 194-205;

Шошин В.А. Стою на своем! // Вестник Ставропольского университета. 1998. Вып.14;

Бобров А.А. Россия, Переделкино, Бокову: К 85-летию Виктора Федоровича Бокова // Русский дом. 1999. №10;

Головко В.М. Три встречи: Литературно-критические очерки. Ставрополь, 2001;

Головко В. Побудь со мной на высоте // Литературная Россия. 2002. №34.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС