Бурбулис Геннадий Эдуардович |
|
р. 1945 г. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Геннадий Эдуардович БурбулисБурбулис Геннадий Эдуардович родился 4 августа 1945 года в Первоуральске Свердловской области. Работал на заводах Первоуральска, работал слесарем-трубоукладчиком в Свердловске. Член КПСС с 1971 года. В 1974 году окончил Уральский государственный университет по специальности философия. Работал преподавателем марксизма-ленинизма. В 1989 году избран народным депутатом СССР. В 1990 году вышел из КПСС. На выборах президента РСФСР в 1991 году являлся руководителем избирательной кампании Ельцина, после был назначен Государственным секретарем РСФСР, Первым заместителем Председателя Правительства РСФСР. 8 декабря 1991 года в усадьбе Вискули (Беларусь)) от имени РСФСР вместе с Борисом Ельциным подписал Соглашение о создании СНГ. Под давлением Съезда народных депутатов РФ был отправлен в отставку. До 1 января 1993 года работал советником Ельцина. Депутат Госдумы первого (от блока «Выбор России») и второго (независимый депутат) созывов. 2 ноября 2001 года назначен членом Совета Федерации — представителем администрации Новгородской области. В начале сентября 2007 года подал в отставку. 16 ноября 2007 года Совет Федерации проголосовал за освобождение Бурбулиса от сенаторских полномочий. Использованы материалы кн.: Г.И.Герасимов. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 годы. М., 2008. Геннадий БУРБУЛИСДостижительные люди возродят Россию— Геннадий Эдуардович, тема, которая привела меня к вам, звучит так: чувство Родины и национальное достоинство, есть ли оно у нас? Я вам хочу задать вопрос очень личный: есть ли у вас чувство Родины? — У меня есть чувство Родины. В сокровенном смысле — это Урал, Первоуральск, поселок Хромпик, моя малая родина. Пятого октября мы собираемся нашим классом — прошло 40 лет со дня выпуска. Есть и чувство большой родины. Мне часто приходится отвечать за события 1991 года, ведь моя подпись как Государственного секретаря и первого заместителя Председателя правительства стоит на Беловежских соглашениях. Конечно, распад твоего родного государства — это трагедия. Но я настаиваю на том, что это была оптимистическая трагедия! Это та беда и боль, которая дает возможность выздоравливать, оздоровиться в будущем. Новая Россия — это страна, заложившая в свои основные документы, в том числе и в Конституцию, такие святые ценности, как свобода, собственность, законность. Это — моя Родина. — Вы родились в Советском Союзе, получили образование, именно в СССР вы пришли к вершинам власти. Можем ли мы сказать, что малая родина для вас — Первоуральск, а большая родина — Советский Союз? — Стыдно, что мы жили в стране, которая была так неизлечимо больна изнутри. Мы десятки лет, почти целый век, были участниками зловещего эксперимента для всего мирового сообщества. Стыдно, что на моей родине торжествовал режим, унижавший, извращавший предназначение человека. Но на конкретный вопрос я бы ответил так: в душе остается период жизни, когда моей большой родиной был Советский Союз. Времена не выбирают — в них живут. Но сегодня, и завтра, и навсегда моя Родина — Россия. — Юрий Николаевич Афанасьев, который вместе с вами был одним из лидеров перестройки, недавно написал книгу “Опасная Россия”. Из уст других политиков, журналистов, писателей мы можем сегодня услышать такие определения, как “криминальная Россия”, “бедная Россия”, “несчастная Россия”, “униженная Россия”. Какое бы определение, эпитет вы дали нынешнему состоянию страны? — Если быть лаконичным, то я бы сказал: возрождающаяся Россия! Мы очень дружим с Юрием Николаевичем и расходимся в одном: я уверен, что научиться жить в условиях свободы — значит пройти через колоссальные трудности. Все, что с нами сегодня происходит, вся эта историческая грязь в виде коррупции, криминала, бюрократического произвола есть неизбежные спутники того периода, где мы находимся. Но я никогда не соглашусь с тем, что можно решить хоть одну маленькую проблему, угнетая себя такими катастрофическими и безгранично кризисными определениями. Причем сам Юрий Афанасьев в реальных своих делах добивается успехов, ведь он создал за эти десять лет, во времена “опасной России”, одно из лучших учебных заведений страны — гуманитарный университет. — В начале перестройки, в первой половине 90-х годов, да и вообще во всей российской истории, была очень высока роль интеллигенции. По сути, именно она формировала чувство Родины. Сейчас на первую роль вышли СМИ, которые не всегда назовешь интеллигентными. Впервые в истории России духовное лидерство принадлежит людям, которые зависимы не от государства, госидеологии или от совести художника-творца, а тем, чьи слова и чувства контролирует “денежный мешок”. Как вы прокомментируете эти размышления? — У вас был очень ответственный термин, близкий мне по человеческому интересу, — духовное лидерство. К счастью, наши СМИ не имеют такого лидерства в России. Духовное лидерство — это нечто сокровенное, что не может быть прописано по какому-то одному профессиональному ведомству. Да, СМИ раньше и больше всех эксплуатируют сегодня ценность свободы как инструмент своей работы, профессиональной деятельности. Свобода зачастую у них без берегов. Но здесь никакого духовного лидерства нет, а есть агрессивная экспансия на умы и чувства современников. Но на эту преступную трактовку свободы слова есть моя свобода не смотреть телепередачи, не читать бульварных газет. Всегда остается свобода выбора. Что касается интеллигенции, то я думаю, что сейчас происходит очень важный социальный, историко-культурный переход. Мы продолжаем еще воспринимать интеллигенцию как творческую элиту общества. Но в советское время она научилась не только творить образцы художественного, литературного, научного творчества, но была еще и приручена властью. Ныне интеллигенция не может воспроизводиться по тем же правилам. Она получила от истории вызов: если ты писатель — пиши, если поэт, музыкант — будь здоров, сочиняй. А все остальное — это уже вопрос созвучия твоего творчества тому, что сегодня волнует людей, в чем они могут найти с тобой родство душ. Книжные магазины у нас переполнены всем, чем угодно, литературой на любой вкус, и грустить, что там может затеряться нераспознанный гений, не надо — это нормальная профессионализация людей свободных профессий. Сегодня мы с вами затрудняемся назвать имена конкретных людей, жизнь, поступки, мысли, переживания которых мы считаем для себя каким-то образцом, привлекательным и поучительным. Но это не значит, что эта работа не происходит. В недрах общественной жизни зреют идеалы, ориентированные на важные общечеловеческие ценности. — Можете ли вы назвать людей, которых вы считаете для себя духовными лидерами? — Я живу с чувством внутренней свободы. Каждый из нас сам себе в какой-то мере духовный лидер, но это не зазнайство, не самозванство, не гордыня, а естественная и очень серьезная потребность личностного развития. Если говорить про мое профессиональное образование, то я могу себя не стесняясь назвать кантианцем. Именно Кант, сочетавший в себе универсальную культуру рационального мышления с невероятным романтизмом души, мне всегда был ближе. Вспомним его знаменитое: две вещи наполняют душу человека — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. Не стесняюсь, что очень долгое время я жил под огромным воздействием Маркса, Ленина. Во времена уже более зрелые я получил очень многое и до сих пор получаю от творчества Мераба Константиновича Мамардашвили. — Современный русский философ Федор Гиренок говорит о том, что ныне у человека все более сужается пространство бытовой свободы — он не чувствует себя защищенным от криминала, свободным социально, экономически, как это было в советское время. Будущее неясно и мутно. Это ведь тоже составная часть жизни, которая позволяет чувствовать человеку себя спокойно и достойно в своей стране. — Мы вспоминаем советскую историю, как правило, в ее лучезарных проявлениях — ликование на демонстрациях, радость повышения зарплаты на какую-то небольшую сумму... Я часто встречаюсь с людьми, и понятно, что мне на этих встречах достается, особенно если аудитория пожилая — пенсионеры, ветераны. Но когда мне удается найти возможность по-человечески, искренне спросить их: скажите, а детям своим и внукам вы бы хотели подарить советскую жизнь, которая сегодня утрачена? Абсолютное большинство говорит: нет, ни в коем случае. Лучше, если бы совместить нынешние свободы с той человеческой взаимовыручкой и социальной надежностью, которую мы ощущали тогда. Хорошо, говорю я: давайте вот в этом направлении и объединяться! Давайте не будем проклинать друг друга и годы реформ. Давайте поймем, наши нынешние трудности — это испытание освободительного движения. Не надо ругать во всем реформаторов и демократов, поскольку не было никаких серьезных реформ, задуманных наперед, мы просто оказались в ситуации чрезвычайной разрухи. — Еще один духовный лидер начала перестройки, Гавриил Харитонович Попов, сейчас тоже несколько изменил свои взгляды. Одним из значимых его выступлений была публикация по русскому вопросу в “Независимой газете”. Гавриил Попов заявил, что русским нужно помогать, что это основа государства, что если русские не обретут свое национальное достоинство, то будущее России будет весьма плачевным. На ваш взгляд, нужно ли поднимать эти вопросы на государственном уровне? — Постановка вопроса таким образом для меня не очень естественна. Надо говорить о какой-то хорошо продуманной государственной стратегии, чтобы у нас формировалась единая нация уже в условиях возрождающейся России, без этих ностальгических оглядываний на какие-то неизвестные мне благостные времена. Надо говорить о правовом обеспечении бережного отношения к любой народности, понимая, что, открыв границы в свободный рынок товаров, услуг, информации, финансов, культуры, мы должны открыть границы и в своих душах. — Вы себя ощущаете русским человеком или гражданином мира? — Я бы так сказал, что я ощущаю себя русским нравственно-культурно, социально-политически, но, наверно, недостаточно ощущаю русским по глубокой генеалогической корневой системе — папа у меня литовец. — На ваш взгляд, судьба русского народа по сравнению с судьбами других народов в ХХ веке более счастлива, более трагична? — Я очень опасаюсь в своем духовном самочувствии признаков мессианского понимания России. Но я настаиваю, что в судьбе ХХ века наша страна в рамках всего мирового сообщества вынуждена была взять на себя исключительную роль. Вы посмотрите: прекрасная европейская перспектива в начале века. И тут —революция, большевистский переворот, затем борьба двух систем, “холодная война”. И наконец, в этой гонке мы низводим себя до экономического краха, идеологического банкротства — и наступает счастливое время освободительного движения в Советском Союзе, на основе которого возрождающаяся Россия сегодня существует. Изменилось лицо эпохи. Сейчас мы имеем еще одну возможность вписаться в современную цивилизацию на равных. Давайте не закрывать глаза на проблемы, на трудности, на ошибки, на преступления, но давайте не будем и унижать самих себя. Потому что если о будущем не думать, оно не наступит. Если о будущем думать с криком “Караул!”, оно, к сожалению, наступит как кризисное. Очернительство недопустимо. По каким-то причинам часть советской интеллигенции не вписалась в сегодняшнюю конкурентную жизнедеятельность, и она продолжает зловеще осуждать все, что пришло. Я уверен, что возрождение России есть реальная перспектива, оно начинается с возрождения в себе личности, с ощущения в себе внутреннего достоинства. Мы в Конституции записали, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”, что признание, соблюдение и применение прав и свобод гражданина — обязанность государства. Вот это ценность, настоящий гимн, для того чтобы не скулить, не плакать, не гневаться, а возрождаться. Вот где вдохновенная нота! И если это конституционное мировоззрение, которое я называю гуманитарно-стратегическим, уже сформулировано, то не надо в бессилии мучиться национальной идеей и искать ее в очередных утопиях и мифологических увлечениях. — Можете ли вы назвать какую-то социальную группу, которая сейчас наиболее активна и выведет Россию к достойному будущему? Есть ли она сегодня? — Могу назвать. У нас сложился очень интересный, своеобразный слой достижительных людей. Причем живут они абсолютно в разных условиях. Это и учитель, и врач, и преуспевающий бизнесмен, и успешный администратор районного звена, и думающий инженер, офицер. Люди из разных профессиональных сфер, с разным доходом и уровнем жизни. Но их объединяет одна черта — они опираются на свои собственные силы. Их жизненный, деловой успех собран по крупицам. Он выстрадан ими. Эти люди сделали себя. Их отличает аллергия к публичной политизированности. Чаще всего достижители, как я их называю, не входят ни в какие партии, у них еще сохраняется брезгливость, аллергия к политиканству. Но я рассчитываю, что в профессиональную политику они придут. Потому что пренебрегать этим — значит отдавать на откуп случайным и агрессивным деятелям очень важную сферу жизни. Я хочу, чтобы мы были бережнее друг к другу. Мы должны поддерживать в окружающих стремление к достижительности, понимая под ней не только утилитарный успех, но и реализацию каждым россиянином своего духовного и социального предназначения. Тогда мы справимся со всеми нашими бедами и непременно возродимся! Беседу вела Лидия СЫЧЕВА Опубликовано на сайте http://archive.russia-today.ru/2002/no_19/19_topic_2.htm Далее читайте:Разрушение СССР: Действующие лица и исполнители. (Биографический справочник).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |