Дебольский Николай Григорьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Дебольский Николай Григорьевич

1842-1918

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Григорьевич Дебольский

Н.Г. Дебольский

Дебольский Николай Григорьевич (1842-1918), философ, математик, переводчик Гегеля. Окончил Горный институт и естественный факультет Петербургского университета. Преподавал метафизику, логику и психологию в Петербургской Духовной Академии. В своем "феноменальном формализме" применил философию Гегеля для укрепления теизма.

Дебольский считал, что все понятия внутренне противоречивы. Поднимаясь от понятия к идее, мыслитель вступает в сферу бесконечного. По мнению Дебольского, противоречия "разрешаются, если допустить возможность бесконечного синтеза или анализа".

Дебольский обращается к философии Гегеля и подчёркивает значение диалектического метода для науки вообще и естествознания, в частности, причём диалектический метод он связывает с движением идей в силу внутренних противоречий. Не приемля гегелевского панлогизма и отождествления исторического и логического, Дебольский обращается к анализу первичных актов сознания (восприятие) и показывает несовпадение сознания и разума, существование бессознательных и сверхсознательных процессов.

В нашем познании, как учил Кант, чувственное содержание всегда соединено с априорными, сверхчувственными формами или категориями ума. Но, по мнению Дебольского, Кант ошибался, полагая, что эти категории, будучи сверхчувственными по своему происхождению, ограничены в своем приложении областью чувственного. Познавая сам себя, ум познает сверхчувственную основу всех явлений, познает ту вещь в себе, которой ищет метафизика. Но, рассматривая ум как вещь в себе, следует признать, что это не наш ограниченный, индивидуальный ум, а ум неограниченный, безусловный и творческий, Первоум или Бог, произведением которого является и индивидуальный ум.

Высшим благом Дебольский признает самосохранение верховного неделимого, а этим неделимым считает народный союз. Задача всякой будущей и, в частности, русской философии может быть уподоблена, по его мнению, скорее всего задаче средневековой схоластики, подвергавшей результаты древней мысли формальной обработке.

Главные его труды: "Введение в учение о познании" (1870), "О диалектическом методе" (1872), "Вопрос о происхождении человека с точки зрения биологии и этики" (1883), "Философия будущего" (1882), "О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности" (1886), "Философия феноменального формализма. I. Метафизика" (1892)

Использованы материалы сайта http://istina.rin.ru/philosofy/text/4152.html 

Другие биографические материалы:

Абрамов А.И. Русский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д).

Абрамов А.И. Философ и педагог (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Зеньковский В. Наиболее ценной стороной в гносеологии Дебольского является его всесторонняя критика эмпиризма (Большая энциклопедия русского народа).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Дебольский Н.Г. О начале народности.

Дебольский Н.Г. Начало национальностей в русском и немецком освещении.

Дебольский Н.Г. В защиту метафизики.

Николай ИЛЬИН. Этика и метафизика национализма в трудах Н.Г.Дебольского (1842-1918)

Сочинения:

Введение в учение о познании. СПб., 1870;

О диалектическом методе. Ч. 1. СПб., 1872;

Философские основы нравственного воспитания. СПб., 1880;

Философия будущего. Соображения о ее начале, предмете, методе и системе. СПб., 1882;

Лекции по метафизике. СПб., 1884;

О высшем благе или о вреховной цели нравственной деятельности. СПб., 1886;

Философия феноменального формализма. Вып. 1—2. СПб., 1892—95;

Понятие красоты. — «Журнал министерства народного просвещения» (ЖМНП), 1898, № 8;

Логика Гегеля в ее историческом основании // ЖМНП. 1912. № 8;

Безусловный скептицизм как средство оздоровления философии // Там же. 1914. № 1—4;

Трансцендентальный реализм Гартмана // Новые идеи в философии. Сб. 13;

Современные метафизики. СПб., 1914;

О непосредственном знании. СПб., 1917.

Об этическом идеале. — «Вопросы философии и психологии», 1900, ноябрь-декабрь.

Литература:

Асмус В. Ф. Консервативное гегельянство второй половины 19 в. — В кн.: Гегель и философия в России. М., 1974;

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991, т. 2, ч. 1;

Лососий Н. О. Ястория русской философии. М., 1991;

Абрамов А. И. Кант в русской духовно-академической философии. — В кн.: Кант и философия в России. М., 1994.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС