Десницкий Семен Ефимович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Десницкий Семен Ефимович

1740-1789

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Семен Ефимович Десницкий

Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740–15.06.1789), ученый в области права, социологии и экономики, член Российской АН. Окончил духовную семинарию. Учился в Московском университете, в 1761 был направлен в университет Глазго (Шотландия), где получил ученую степень магистра (1765), а затем директора права (1767). В 1768–87 преподавал в Московском университете, был первым русским профессором права. В курсе римского и российского права в разделе «О благоустроении гражданском» Десницкий освещал экономические проблемы развития мануфактурной промышленности, торговли, сельского хозяйства, денег, кредита, государственного бюджета, налогов. Собственность, по Десницкому, – важнейший фактор развития общества и его государственного устройства. В ряде сочинений защищал вмешательство государства в экономику, был сторонником высоких защитительных пошлин и поимущественного обложения независимо от сословной принадлежности.

+ + +

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович (ок. 1740—1789) — ученый, просветитель. Из мещан. После окончания Московского университета учился в Глазго, где слушал лекции Адама Смита. По возвращении в Московский университет внес большой вклад в становление юридической науки. Выступал с критикой отдельных сторон крепостничества.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 163.

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович (1740—1789) — русский просветитель, первый русский профессор права Московского университета, член Российской Академии. Учился в Москве, Петербурге и Глазго (Англия), где защитил магистерскую и докторскую диссертации. Деятельность его имела антикрепостническую направленность, что проявилось в проекте реформ, адресованном им комиссии по составлению нового уложения. В воззрениях на происхождение общественных форм, семьи и собственности стоял на позициях историзма; выделял прогрессивно сменяющие друг друга исторические формы человеческого общества: звероловство, скотоводство, или пастушество, хлебопашество и «коммерческое состояние». Философские взгляды Десницкого изложены в произв.: «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции,.» (1768), «Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения.,» (1781), «Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов...» (1775) и др.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 113.

Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740—15.06.1789), просветитель, юрист, первый русский профессор юриспруденции в Московском университете. Получив первоначальное образование в Троице-Сергиевой лавре и на юридическом факультете Московского университета, был командирован Академией наук в 1761 году для дальнейшего изучения права в университет Глазго. Здесь Десницкий получил степень доктора права, слушал лекции Адама Смита, оказавшего на него большое влияние.

По возвращении в Россию с 1767 года читал лекции по римскому праву в Московском университете. В 1773 году был назначен ординарным профессором. Первым начал читать лекции по-русски. При университете состоял до 1787 года. Был членом Академии наук.

Литературные труды Десницкого заключаются лишь в нескольких актовых речах и переводах с английского. В них, несомненно, чувствуется влияние Адама Смита, любовь к английским порядкам и законам. Германскую юриспруденцию Десницкий не любил, противопоставляя ей английское право и изучение его. Высказывался против чрезмерной строгости наказаний и отстаивал публичное судопроизводство ввиду его воспитательного значения. Главным выступлением, в котором особенно ясно отразился взгляд Десницкого на право и его происхождение, стала его последняя речь «О разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в разных обстоятельствах общежития», произнесенная в 1781 году.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740, Нежин -15 (26) июня 1789, Москва) — русский ученый-юрист. Образование получил в Московском университете, в 1761—67 изучал математику, медицину, юриспруденцию в университете Глазго; магистр искусства (1765), доктор права (1767). С 1768 профессор Московского университета. Действительный член Российской Академии (1783). Разрабатывал правовую концепцию, тесно связанную с философией, став одним из первых представителей философии права в России. Высоко ценил «метафизику» Юма (особенно «Опыт о человеческой природе») и «нравоучительную философию» А. Смита (выделяя его книгу «Теория нравственных чувств»). Согласно Десницкому, этика, или «нравоучительная философия», есть «первый способ к совершению наших чувствований, справедливости и несправедливости»; в соединении с «натуральной юриспруденциеей» она является «первым руководством» для всех рассуждений в сфере права; это — знание, которое составляет «первоначальное учение, законоискусства». Философские интересы Десницкого простирались до космологических проблем; особенно он интересовался учением Ньютона, концепцией множества миров, обсуждал проблему вечности вселенной и происходящих в ней изменений. Философско-исторические мотивы просматриваются в его концепции истории как поступательной смены «четырех состояний рода человеческого»: звероловческого, скотоводческого (или пастушеского), хлебо-пашенного и коммерческого с соответствующими изменениями в праве собственности. «Исторический способ» исследования Десницкий сочетал с «метафизическим», что включало русского юриста в отечественный философский процесс.

В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 629-630.

Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740, Нежин - 15(26).06.1789, Москва) - ученый, юрист. Образование получил в Московском ун-те, затем в ун-те Глазго (Шотландия); магистр искусств; в Глазго присвоена степень доктора права, действительный член Российской Академии. Десницкий разрабатывал своеобразную концепцию права, тесно связанную с философией. Он высоко ценил «метафизику» Д. Юма (особенно его соч. «Трактат о человеческой природе»), но главным образом «нравоучительную философию» А. Смита (выделяя его труд «Теория нравственных чувств»). Согласно Д., этика, или «нравоучительная философия»,- «первый способ к совершению наших чувствований, справедливости и несправедливости». Поэтому она в соединении с «натуральной юриспруденцией» является «первым руководством» для всех рассуждений в сфере права; это - знание, которое составляет «первоначальное учение законоискусства». Этика решает две основные проблемы: I. В чем состоит добродетель или, иначе, какое поведение достойно похвалы, чести и уважения? 2. Каковы силы или душевные качества, которые дают нам основание предпочесть один поступок другому? Д. проявлял интерес также к натурфилософским, в частности космологическим, проблемам, к учению И. Ньютона. Он признавал концепцию множества миров, критиковал астрологию, размышлял о проблеме вечности Вселенной и происходящих в ней изменениях, Десницкий не разделял утверждений о «смертности мира», о том. что мир проходит состояние отрочества, юности, мужества и престарелости и что человек, как все животные и растения, не может быть исключен из этих всеобщих перемен. Он отказывался допустить, что человеческая природа терпят какой-либо ущерб, и рассматривать изменения в человеческом роде по стадиям отрочества, юности, мужества, престарелости. В противовес такому видению истории человечества Д. выдвигает концепцию поступательной смены «четырех состояний рода человеческого»: 1) первоначального - «звероловческого» и собирательного; 2) скотоводческого, или пастушеского: 3) хлебонашенного; 4) коммерческого. Причем каждому «состоянию» присуще свое право собственности, которое окончательно складывается на коммерческой стадии. В этих обобщениях просматривается ценимый Десницким «исторический способ» исследования предмета (собственности, семьи и т. д.), который применялся им наряду с «метафизическим» (философским) способом. Десницкий как правовед мною сделал для развития в России «юридического мировоззрения», хотя и не признавал теории естественного права: он выступил с правовым проектом, который фиксировал бы прерогативы монарха, государственных учреждений, определял бы отношения между помещиками и крепостными, родителями и детьми, всякого рода имущественные и личные отношения. Отвергая «народную», «аристократическую» и смешанную формы правления, он «приноравливал» свой проект относительно законодательной, исполнительной и судебной власти к «нынешнему возвышающемуся российскому монаршему состоянию». Место человека в обществе, «начало и основание всех чиноположении», по Десницкому, определяет богатство. Применительно ко 2-й пол. XVIII в. прогрессивными были выступления Десницкого в защиту «купцов и художественных людей», критика им «великих злоупотреблений» помещиков, его требования «превознести» низверженный 9 древности женский пол и др. Объективно Д. значительно вышел за рамки официальной идеологии, пропагандируя в России академическую правовую концепцию, тесно связанную с философией, прежде всего с «нравственной философией», вносившей в эту концепцию ренессансно-гуманистическое и прото-просветительское содержание.

В. Ф. Пустарнаков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 166-167.

Сочинения: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. М„ 1952. Т. I. С. 185-332.

Литература: Коркунов Н. М. С. Е. Десницкий - первый русский профессор права. Спб., 1894; Сыромятников Б. И. С. Е. Десницкий - основатель науки русского правоведения // Известия АН СССР, отд. экономики и права. 1945. № 3; Загряцков М. Д. Общественно-политические взгляды С. Е. Десницкого // Вопросы истории. 1949. № 7; Грацианский П. С. Десницкий, М., 1978.

Сочинения:

Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции… М., 1768;

Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства. М., 1781;

Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов и о совершенстве, к какому оное приведенным быть кажется последовавшими народами просвещенными... М., 1775;

Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи…//Записки имп. Академии наук по историко-филологич. отд. СПб., 1905. Т. 7. №4. С. 1-45.

Литература:

Коркунов Н.М., История философии права, 4‑е изд. СПб., 1908;

Коркунов Н. М. С. Е. Десницкий — первый русский профессор права. М., 1894;

Покровский С.А. Учение С.Е. Десницкого об обществе и государстве//Труды Воронежского гос. ун-та. 1947. Т. 14. Вып. 2.

Покровский С. Е. Политические и правовые взгляды С. Е. Десницкого. М., 1955;

Грацианский П. С. Десницкий. М., 1978.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС