Дрожжин Спиридон Дмитриевич |
|
1848-1930 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Спиридон Дмитриевич Дрожжин
Дрожжин Спиридон Дмитриевич (6[18].12.1848—24.12. 1930), поэт. Родился в д. Низовка Тверской губ. в семье крепостного. В школе обучался «две неполных зимы». С к. 1860, более тридцати лет, в поисках заработка скитался по России, сменил множество профессий: был половым, подручным буфетчика, приказчиком, рабочим, продавцом в книжных магазинах. Печатался с 1873. В 1896 возвратился в родную Низовку, где посвятил себя любимым занятиям — литературе и сельскому хозяйству. Как поэт он развивался под воздействием песенного народного творчества. С 80-х стал широко известен как талантливый «поэт-самоучка», бытописатель русской деревни, как человек, воплощавший душевную чистоту и природную одаренность русского крестьянина. В дореволюционный период Дрожжин писал в стихах о жизни трудового крестьянства («В избе», 1882; «Зимний день», 1892; поэма «Исповедь матери», 1877). Стихи Дрожжина отличаются задушевностью, непосредственностью восприятия, простотой и напевностью. Многие из них положены на музыку. Две песни на его слова исполнял Ф.И. Шаляпин. Песня «У колодца» («Быстро тучи проносилися») перешла в фольклор. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Дрожжин Спиридон Дмитриевич [6(18).12.1848, д.Низовка Тверской губ.— 24.12.1930, д.Низовка Тверской губ.; похоронен в с. Шоша, перезахоронен в 1937 в пос. Завидово Тверской обл.] — поэт. Из семьи крепостного. Первоначальной грамоте учился у деда: «На седьмом году моей жизни выучил меня церковнославянской азбуке и часослову» (Автобиография... М., 1923. С.9), а затем «две неполных зимы» — у деревенского дьячка. На этом родители сочли его образование законченным и отправили зимой 1860 в Петербург на заработки. Однако сам Дрожжин долгое время не расставался с надеждой на продолжение учебы. Работая мальчиком-половым в трактире «Кавказ», пристрастился к чтению поступавшей в трактир периодики, лубочной литературы; несмотря на скудные заработки, начал приобретать книги и вскоре стал читателем Петербургской публичной библиотеки, где знакомился с творчеством русских классиков. Считая Пушкина «царем поэтов», Дрожжин «особенно полюбил Лермонтова, Кольцова, Никитина и Некрасова» (Там же. С.14). Но мечта о настоящем образовании не осуществилась: в поисках заработка Дрожжин вынужден был скитаться по России, служа подручным буфетчика, лакеем, приказчиком и продавцом в книжных магазинах Петербурга, Москвы, Харькова, Ташкента, Ярославля. В 16 лет начал писать стихи, в 18 — вести дневник. В 1870 сделал первую (безуспешную) попытку опубликовать стихотворения в «Иллюстрированной газете». Началом долгого творческого пути Дрожжина стала публикация «Песни про горе добра-молодца» в журнале «Грамотей» (1873. №12). С этого времени начинает печататься в малозаметных периодических изданиях, лишь изредка в центральных — журналах «Дело», «Слово», «РБ». В 1878 познакомился с Н.А.Соловьевым-Несмеловым, другом и биографом И.3.Сурикова, способствовавшим его заочному знакомству и переписке с Д.Соловьев-Несмелов и А.Н.Пешкова-Толиверова сыграли важную роль в жизни начинающего поэта, приняв живое участие в его судьбе. Они же ввели Дрожжина в круг петербургских литераторов (А.К.Шеллер-Михайлов, К.С.Баранцевич, М.Н.Альбов, А.В.Круглов и др.), проявлявших интерес к творчеству писателей из народа. У Дрожжина появились новые возможности для публикаций, а с ними — вера в свои силы. В 1880-1981 он вместе с Соловьевым-Несмеловым и др. писателями создал «Пушкинский кружок» (попав в 1884 в связи с его деятельностью под негласный надзор полиции). В 1883 Дрожжин познакомился с редактором-издателем журнала «РС» М.И.Семёвским, который предложил ему написать автобиографию, опубликовал ее под названием «Поэт-крестьянин С.Д.Дрожжин в его воспоминаниях. 1848-1884» (РС. 1884. №9. С.10,12), считая, что полная лишений жизнь «русского самородка-самоучки», «бесспорно одаренного талантом и чувством», «интересна и поучительна» (Там же. С.503). Автобиография действительно вызвала немалый интерес и неоднократно переиздавалась со значительными изменениями и дополнениями под названием «Жизнь поэта-крестьянина С.Д.Дрожжина (1848-1900), описанная им самим, и избранные стихотворения» (СПб., 1900; 3-е изд. М., 1915) и «Автобиография с приложением избранных стихотворений» (М., 1923). С 1880-х известность Дрожжина растет, он чрезвычайно активно печатается в периодике, в т.ч. в журналах «РБ», «Журнал для всех», «РС», «Родник», «Детское чтение», «Игрушечка» и др. В 1889 в Петербурге вышел первый сборник Дрожжина «Стихотворения. 1867-1888 гг. С записками автора о своей жизни и поэзии» (3-е изд., испр. и доп. М., 1907). Судьба поэта-крестьянина вселяла надежду в задавленных нуждой и изнурительным трудом людей, стремящихся к творчеству. В течение многих лет Дрожжин переписывался с начинающими литераторами, выступая в роли наставника. Однако литературная известность не избавила самого Дрожжина от нужды и лишений. В 1896 он окончательно поселился в Низовке, занимаясь литературных трудом и сельским хозяйством. Это решение было горячо одобрено Л.Н.Толстым, с которым Дрожжин познакомился в 1892, а в 1897 посетил его в Хамовниках. Большой популярностью пользовались сборники «Песни крестьянина» (1898; 2-е изд. 1929), «Поэзия труда и горя» (1901, здесь же — библиография, сост. И.И.Горбуновым-Посадовым), «Новые стихотворения (1898-1903)» (1904), «Песни рабочих» (1906; 2-е изд., испр. и доп. 1920), «Заветные песни» (1907), «Баян» (1909; 2-е изд., испр. и доп. 1920), «Новые русские песни» (1909) и др. Стихи Дрожжина были включены в школьные хрестоматии, выходили специальные сб. для детей: «Год крестьянина» (1899; 2-е изд. 1906), «Родная деревня» (1905), «Четыре времени года. Сельская идиллия для детей» (1914) и др. Творчество Дрожжин развивалось в кольцовско-никитинских традициях, с учетом поэтического опыта Н.А.Некрасова; своеобразие его стиха в подчеркнутой вторичности, даже безличности простонародной «песенной» речи. Сам поэт видел истоки своей поэзии в русском фольклоре, много лет собирал и записывал его образцы. Благодаря песенной природе поэзии Дрожжина многие его стихотворения были положены на музыку и вошли в репертуар Н.Б.Плевицкой, А.Д.Бяльцевой, Ф.И.Шаляпина и др. Судьба и творчество Дрожжина привлекли внимание Р.М.Рильке, который перевел на немецкий язык несколько его стихов, в июле 1900 гостил у поэта; см. публикацию Дрожжина «Современный германский поэт Р.Рильке (Из записок и воспоминаний)» (Путь. 1913. №12). В начале 1900-х Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа (с 1903 — Суриковский литературно-музыкальный кружок). Член ОЛРС (с 1905). В 1910 Академия наук на основании «Отзыва о сочинениях С.Д.Дрожжина» почетного академика, великого князя Константина Константиновича за сборник 1907-09 присудила Дрожжин денежную премию им. М.Н.Ахматова, а в 1915 удостоила почетным отзывом им. А.С.Пушкина за сборник «Песни старого пахаря. 1906-1912» (1913). Среди ближайших друзей Дрожжина были И.А.Белоусов, М.Л.Леонов, А.А.Коринфский. В советское время Дрожжин продолжал печататься и, несмотря на преклонный возраст, участвовал в общественной работе, избирался членом волостного исполкома. Добился в 1919 открытия в Низовке школы и народной библиотеки (названы его именем), в основу которой легло книжное собрание поэта. В 1923 в Москве и Твери торжественно праздновались 50-летие литературной деятельности и 75-летие со дня рождения Дрожжина; изданы юбилейные сборники «Песни пахаря» (М.; Пг.; предисл. И.И.Морозова), «Избранные стихотворения» (Тверь), «Поэт-крестьянин С.Д.Дрожжин. Его жизнь и песни» (М.; Л.; под ред. и с биографическим очерком И.А.Белоусова). Тогда же избран почетным членом Всероссийского союза поэтов. В 1938 в пос. Завидово, куда была перенесена могила Дрожжина, открыт музей его имени. Л.Н.Иванова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 652-654.
Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Стихотворения. М., 1949. (Б-ка поэта. М. серия); Песни гражданина / вступ. статья, подгот. текстов и прим. Л.А.Ильина. М., 1974; Стихи. М., 1958. Стихи. И.3.Суриков и поэты-суриковцы / подгот. текстов Е.С.Калмановского. М.; Л., 1966. (Б-ка поэта. Б. серия). Литература:Котляревский Н. И.3.Суриков и Дрожжин // Детский отдых. 1904. №5; Ильин Л. Дом-музей Дрожжина // Музеи Верхневолжья: путеводитель. М., 1982; Скатов Н. Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986. С.41-48; Иванова Л.Н. Архив Дрожжина // Литературный архив. Материалы по истории русской литературы и общественной мысли. СПб., 1994. С.67-93.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |