Эмерсон, Ралф Уолдо |
|
1803–1882 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ралф Уолдо ЭмерсонЭмерсон (Emerson), Ралф Уолдо (1803-1882) — американский философ-идеалист, поэт и эссеист, основоположник так называемой трансцендентальной школы. Философские взгляды Эмерсона формировались под влиянием немецкого классического идеализма, популяризатором которого он выступил в Америке. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 537.
Эмерсон Ралф Уолдо (1803—1882) — американский философ, публицист и поэт. Глава трансценденталистов. Значительное влияние на него оказали Платон и неоплатоники, Гёте, Карлейль, английские поэты-романтики У. Вордсворт и С. Колридж, а также восточной мистики. «Вечная проблема» философии, по Эмерсону, состоит в отношении духа и материи. Он решает ее идеалистически: «Природа есть символ духа». Высший синтетический принцип бытия — сверхдуша, бог. В гносеологии же Эмерсон близок к интуитивизму; созерцание, интуиция, экстаз («пророческое вдохновение») — лучшие способы постижения истины. Всюду в мире присутствует красота; основные ее черты — гармония, совершенство и духовность. «Созидание красоты есть искусство». Решающая роль в истории, по Эмерсону, принадлежит великим людям (и вообще «все глубокие прозрения — удел индивидуализма»); они способствуют прогрессу общества, который состоит в моральном совершенствовании людей. Индивидуализм Эмерсона включал и веру человека в свои силы (принцип «доверия к себе»), идею самоценности личности, борющейся за самобытность национальной культуры. Эмерсон отмечал, что «на земле царит вечная борьба и антагонизм интересов между богатыми и бедными»; его симпатии были на стороне работников. Социально-этический идеал Эмерсона — утопическая мечта о цельности личности, о всеобщем благе и равенстве, основанном на труде и справедливом распределении частной собственности. Эмерсон критиковал буржуазный строй и выступал против рабства в США, против захватнических войн. «Нынешняя демократия, — писал он, — не имеет ничего общего с демократическим началом. Насквозь проникнутая торгашеским духом, она обречена на гибель». Основные сочинения: «Природа» (1836); «Опыты» (1841— 1844); «Представители человечества» (1850); «Общество и одиночество» (1870). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 536-537.
ЭМЕРСОН (Emerson) Ральф Уолдо (25 мая 1803, Бостон — 27 апреля 1882, Конкорд, близ Бостона) — американский философ, основоположник трансцендентальной школы, поэт и эссеист. Изучал теологию в Гарвардском университете, был священником унитарием, в 1832 отказался от церковного сана. Через Карлейля Эмерсон усвоил идеи немецкого классического идеализма. В 1836 гощду основал в Конкорде «Трансцендентальный клуб», издавал с 1840 года журнал «The Dial». Его учение носило характер спиритуализма: дух — единственная реальность, природа — символ духа. С позиций пантеизма и панпсихизма он рассматривал природу как одушевленную, проникнутую «сверхдушой». Этика Эмерсона, при всей ее пантеистической настроенности, резко индивидуалистична: главное ее устремление — совершенствование личности. По своему социально-политическому мировоззрению он был мелкобуржуазным демократом: остро критиковал окружавшую его капиталистическую действительность, вскрывал ее несоответствие нравственным идеалам. Общественный идеал Эмерсона — частнособственническая утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть независимым ремесленником. Он настойчиво проповедовал идеи свободолюбия, выступал против рабовладения, был яростным врагом милитаризма. H. E. Покровский Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 435.
Эмерсон (Emerson) Ралф Уолдо (25. 5.1803, Бостон,— 27. 4. 1882, Конкорд, близ Бостона), американский философ-идеалист, основоположник трансцендентальной школы (см. Трансценденталисты), поэт и эссеист. Изучал теологию в Гарвардском университете, был священником-унитарием, в 1832 году отказался от церковного сана. Через Карлейля Эмерсон усвоил идеи немецкого классического идеализма. В 1836 году Эмерсон основал в Конкорде «Трансцендентальный клуб», издавал с 1840 года журнал «The Dial». Учение Эмерсона носило характер спиритуализма: дух, по Эмерсону, — единственная реальность, природа — символ духа. С позиций пантеизма и панпсихизма Эмерсон рассматривал природу как одушевлённую, проникнутую «сверхдушой». Этика Эмерсона, при всей её пантеистической настроенности, резко индивидуалистична: главное её устремление — совершенствование личности. По своему социально-политическому мировоззрению Эмерсон был мелкобуржуазным демократом: он остро критиковал окружавшую его капиталистическую действительность, вскрывал её несоответствие нравственным идеалам. Общественный идеал Эмерсона — частнособственническая утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть независимым ремесленником. Эмерсон настойчиво проповедовал идеи свободолюбия, выступал против рабовладения, был яростным врагом милитаризма. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Complete works, v. 1—12. Boston —N. Υ., 1903—04; в рус. пер.— Нравств. философия, ч. 1—2, СПБ, 1868; Соч., т. 1—2, СПБ, 1902—03; Высшая душа, М., 1902; Избранники человечества, Μ., 1912. Литература: Паррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М., 1962, ч. 3. гл. 2; Cooke G. W., R. W. Emerson: his life, writings and philosophy, Boston. 1881; Busk R. L., Life of R.W.Emerson, N. Y., 1949; Bishop J., Emerson on the soul, Camb., 1964.
Эмерсон Ралф Уолдо (1803—1882) — Родился в состоятельной семье в Бостоне (штат Массачусетс), закончил Гарвардский университет, избрав духовную карьеру. Однако его увлекли философские идеи, не укладывавшиеся в прокрустово ложе религиозных догм. Он сложил сан, а уже после первого крупного сочинения «Природа» (1836) стал знаменитым. Наибольший успех имели его «Эссе» (1841 и 1844). По мнению Эмерсона, природа предоставляет человеку все условия для достойного существования: естественные ресурсы (удовлетворяющие материальные потребности), красоту, дисциплину и порядок Мироздания, потаенный смысл природных объектов и явлений. Надо, чтобы душа человека возвышалась от материальных потребностей через красоту к величию и совершенству Мировой Души, Разума Вселенной, к сопричастности с ними. «Стяжательство в общественной и частной жизни создает атмосферу, в которой трудно дышать», — сетовал он. (Хотя тогда был еще романтический период становления Североамериканских штатов.) Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.
Эмерсон, Ралф Уолдо (Emerson, Ralph Waldo) (1803–1882), американский писатель и философ. Родился 25 мая 1803 в Бостоне (шт. Массачусетс). Начинал как типичный либеральный священник Новой Англии, но в 1832, с пробуждением «веры в душу», оставил свой приход. Зарабатывал на жизнь чтением лекций и к 1850 приобрел международную известность. Женившись в 1835, обосновался в Конкорде (шт. Массачусетс), хотя география его лекторских выступлений уже включала Канаду, Калифорнию, Англию и Францию. Время от времени он переписывал свои старые лекции, составляя из них сборники: Очерки (1844), Представители человечества (Representative Men, 1850), Черты английской жизни (English Traits, 1856), Нравственная философия (The Conduct of Life, 1860). В 1846 и 1867 вышли книги его стихов. Некоторые его поэмы – Брама (Brahma), Дни (Days), Снежная буря (The Snow-Storm) и Конкордский гимн (Concord Hymn) – вошли в классику американской литературы. Умер Эмерсон в Конкорде 27 апреля 1882. Посмертно опубликованы его Дневники (Journals, 1909–1914). В своей первой книге О природе (Nature, 1836), в исторической речи Американский ученый (American Scholar, 1837), в Обращении к студентам богословского факультета (Address, 1838), а также в очерке О доверии к себе (Self-Reliance, 1841) он говорил с молодыми диссидентами своего времени как бы от их имени. Мы начинаем жить, учил он, лишь тогда, когда начинаем доверять своей внутренней силе, «я» своего «я», как единственному и достаточному средству против всех ужасов «не я». То, что называется человеческой природой, – лишь внешняя оболочка, короста привычки, погружающая врожденные силы человека в противоестественный сон. История эмерсоновской мысли – это мятеж против созданного в 18 в. мира механической необходимости, утверждение суверенности «я». Со временем Эмерсон усвоил новую идею естественной эволюции, пришедшую к нему из источников «до Дарвина», и начал с растущим пониманием относиться к восточной философии. Влияние Эмерсона на развитие американской мысли и литературы трудно переоценить. Либералы его поколения признали его своим духовным лидером. Он оказал влияние на У. Уитмена и Г. Торо, Н. Готорна и Г. Мелвилла. Впоследствии его влияние испытали Эмили Дикенсон, Э.А.Робинсон и Р.Фрост; самое «американское» из всех философских течений, прагматизм, демонстрирует явную близость к его взглядам; идеями Эмерсона вдохновлялось «модернистское» направление протестантской мысли. Эмерсон завоевал симпатии читателей в Германии, оказав глубокое влияние на Ф. Ницше. Во Франции и Бельгии Эмерсон не был столь популярен, хотя им интересовались М. Метерлинк, А. Бергсон и Ш. Бодлер. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица США (биографический указатель). Президенты США (биографический указатель). Брукфарм - кооперативная колония американских социалистов-утопистов, с которой был связан Эмерсон. Сочинения:Complete works, v. 1—12. Boston—N. Y., 1903—04; в рус. пер.: Нравственная философия, ч. 1—2. СПб., 1868; Соч., т. 1—2. СПб., 1902—03; Высшая душа. М., 1902; Избранники человечества. М., 1912. Литература:Паррингтон В.Л. Система взглядов трансценденталистов. – В кн.: Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, т. 2. М., 1962 Эмерсон Р.У. Природа; Американский ученый; О литературной морали; Искусство; Молодой американец; Поэт. – В кн.: Эстетика американского романтизма. М., 1972 Спиллер Роберт Э. Литературное свершение: Ралф Уолдо Эмерсон. – В кн.: Литературная история Соединенных Штатов Америки, т. 1. М., 1977. Cooke G. W. В. W. Emerson: his life, writings and philosophy. Boston, 1881; Rusk R. L. Life of R. W. Emerson. N. Y., 1949; Bishop J. Emerson on the soul. Cambr., 1964.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |