Гёте, Иоганн Вольфганг |
|
1749-1832 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иоганн Вольфганг ГётеГёте, Иоганн Вольфганг (Goethe) (1749-1832). Немецкий писатель, основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель. Первые произведения Гете, драма "Гец фон-Берлихинген" и роман в письмах "Страдания молодого Вертера", поставили его во главе течения "бури и натиска". Однако, этот период закончился для Гете еще раньше, чем для Шиллера. "Туманные неясные республиканские идеалы периода бурных стремлений... скрылись перед внезапным зрелищем переворота у соседей!". Политическая отсталость Германии того времени, ее общественная разрозненность, отсутствие крупных объединяющих культурных центров породили отвращение от действительности и культ искусства, в котором находили средство освобождения от реальности, ухода от нее в область созданного фантазией идеального мира. Но и в самом искусстве отсутствие живого, захватывающего, достойного художественной обработки материала вызывало повышенный интерес к чисто формальным задачам, к процессу творчества, к художественной технике произведений. К этому присоединилось еще увлечение античным миром, древней Грецией, как родиной идеальной красоты и искусства. Этими тремя чертами - уходом от действительности (олимпийством), возвеличением искусства и культом античности - определяется классицизм, литературное направление, созданное Гете и Шиллером в зрелый период их творчества. К эллинистическим произведениям Гете относятся драмы "Ифигения" и "Тассо", "Римские элегии" и небольшая эпическая поэма "Герман и Доротея". Одно из стихотворений эллинистического характера "Путешественник и поселянка" переведено Жуковским. Им же переведена и знаменитая баллада "Лесной царь". Величайшее произведение Гете, драматическая поэма "Фауст" писалась им в течение всей его жизни и отражает в себе весь пройденный им путь. "Фауст" был задуман Гете в ранней молодости и в первой его части отразилась еще эпоха бурных стремлений, закончен же он был лишь в последние десятилетия жизни Гете. В "Фаусте" наиболее полно выразилось все, что занимало и волновало современников Гете - людей, стоявших на рубеже XVIII и XIX века. + + +
И.-В.Гёте. Художник Штимер, 1828 г. Гете Иоганн Вольфганг (1749/1832) — немецкий писатель, поэт. В ранний период творчества был представителем «Бури и натиска». Произведения Гете: роман «Страдания юного Вертера», в котором были отражены некоторые автобиографические мотивы, трагедия «Эгмонт», драма «Торквато Тассо» (осмысление личности знаменитого поэта), а также одна из величайших книг — «Фауст», в которой Гете обратился к легендарному образу ученого-алхимика. Во многих своих произведениях Гете предстает как глубокомысленный философ и ученый. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 65. + + +ГЁТЕ (Goethe), Иоганн Вольфганг (1749-1832)— немецкий поэт, просветитель, ученый и философ (Большое Веймарское издание сочинений Г. насчитывает 143 тома), который, однако, не считал себя принадлежащим к философскому цеху. Тем не менее философия всегда была в центре духовных интересов Г., пронизывая всё его творчество глубокими теоретическими размышлениями. Его философию можно считать самостоятельным философским учением, хотя и не изложенном в виде целостной и завершенной концепции. Феномен Г. являет собой яркий пример скорее возрожденческого, нежели просветительского универсализма, в котором тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания (минералогия, ботаника, физика, остеология и т. д.) и философско-мировоззренческие поиски. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 77-78.
Другие биографические материалы:Фролов И.Т. Немецкий поэт (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991). Румянцева Т.Г. Просветитель (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Мыслитель (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010). Свасьян К. А. Поэт и естествоиспытатель (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010). Тураев С.В. Фактически главой правительства в Веймарем (Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963). Баландин Р.К. На все отозвался он сердцем своим (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012). Эстетические взгляды Гёте (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010). Творчески перерабатывая всевозможные влияния — в 70-х годах Спинозы, позднее Аристотеля (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983). Не понял значения Великой крестьянской войны XVI века (Всемирная история. Том V. М., 1958). Гёте и романтизм (Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. СПб., 1997). Далее читайте:Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Часть I. (Зарубежная литература). Учебное пособие. СПб., 2011. Иоганн Вольфганг ГЕТЕ. Александр АНДРЮШКИН. Гёте как провозвестник «Евросоюза нетрадиционной ориентации». Борис БЕССОНОВ, Михаил ПОПОВ. Гёте в России (ПАРУС). Сильвестр II (Герберт д'Ориллак), папа римский в период 999.IV.2 —1003.V.12, прообраз Фауста.
Сочинения:Werke. Abt. 1-4, Bd 1-133. Weimar, 1887-1919; Samtliche Werke, Bd 1-40. Stuttg. -В., 1902-1907; Naturwissenschaftliche Schriften, hrsg. von R. Steiner, 5 Bde. Domach, 1982; Собр. соч., т. 1—13. М,— Л., 1932—1949; Статьи и мысли об искусстве. М., 1936; Гёте и Шиллер. Переписка, т. 1. М,—Л., 1937; Избр. соч. по естествознанию. М., 1957. Литература:Белый А. Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении со-временности. М., 1917; Лихтенштадт В. О. Гёте. П., 1920; Гейзенберг В. Учения Гете и Ньютона о цвете и современная физика. — В кн.: Философские проблемы атомной физики. М., 1953; Вильмонт Н. Гёте. М., 1959; Chamberlain Н. St. Goethe. Munch., 1912; Simmel G. Goethe. Lpz., 1923; Valery P. Discours en l'honneur de Goethe, Oeuvres, v. 1.Р., 1957, p. 531—553; Steiner R. Grundlinien ein- er Erkenntnistheorie der Goetheschen Weltanschauung. Stuttg.,1961; Idem. Goethes Weltanschauung. В., 1921; Cassirer E. Goethe und die mathematische Physik. — Idem. Idee und Gestalt. Darmstadt, 1971, S. 33-80.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |