ХРОНОС:
Родственные проекты:
|
Ганди Мохандас Карамчанд
Ганди
Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар, - 30.1.1948,
Дели), один из руководителей
национально-освободительного движения
Индии, основоположник доктрины,
известной под названием гандизм. Родился в
гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Ганди был
министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар.
Ганди рос в семье, где строго соблюдались обычаи
индуистской религии, что оказало влияние на
формирование его мировоззрения. Получив в 1891
юридическое образование в Англии, Ганди до 1893
занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914
служил юрисконсультом гуджаратской торговой
фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди возглавил
борьбу против расовой дискриминации и
притеснения индийцев, организуя мирные
демонстрации, петиции на имя правительства. В
результате южноафриканским индийцам удалось
добиться отмены некоторых дискриминационных
законов. В Южной Африке Ганди выработал тактику
ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время
англо-бурской
(1899-1902) и англо-зулусской (1906)
войн Ганди создал санитарные отряды из индийцев
для помощи англичанам, хотя, по его собственному
признанию, считал справедливой борьбу буров и
зулусов; свои действия он рассматривал как
доказательство лояльности индийцев к британской
империи, что, по мнению Ганди, должно было убедить
англичан предоставить Индии самоуправление. В
этот период Ганди познакомился с трудами
Л. Толстого, который оказал на него
большое влияние и которого Ганди считал своим
учителем и духовным наставником.
По возвращении на родину (январь 1915) Ганди
сблизился с партией Индийский
национальный конгресс и вскоре стал одним из
ведущих лидеров национально-освободительного
движения Индии, идейным руководителем конгресса.
После Первой мировой войны 1914-1918
годов в
Индии, в результате резкого обострения
противоречий между индийским народом и
колонизаторами, началось массовое
антиимпериалистическое движение. Ганди и его
последователи разъезжали по Индии,
выступая на многолюдных митингах с призывами к
борьбе против английского господства. Эту борьбу
Ганди ограничивал исключительно
ненасильственными формами, осуждая всякое
насилие со стороны революционного народа. Он
также осуждал классовую борьбу и проповедовал
разрешение социальных конфликтов путём
арбитража, исходя из принципа опеки. Эта позиция
Ганди отвечала интересам индийской буржуазии, и
партия Индийский национальный конгресс
поддержала её полностью. В 1919-47 Национальный
конгресс под руководством Ганди превратился в
массовую национальную организацию,
пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение
масс в национально-освободительное движение
является основной заслугой Ганди и источником
его огромной популярности в народе, прозвавшем
Ганди Махатмой (Великой душой).
Ганди идеализировал патриархальные отношения,
проповедовал исключительность исторического
развития Индии. Он выступал за
возрождение крестьянской общины, деревенского
ремесла, кустарной промышленности на основе
повсеместного введения ручного прядения и
ткачества, в которых видел не только средство
ликвидации безработицы и облегчения положения
трудящихся, но и возможность освободить
экономику Индии от иностранной зависимости.
Ганди боролся против всех проявлений английской
политики и "разделяй и властвуй", против
разжигания индусско-мусульманской розни, против
сохранения каст. В период подъёма
национально-освободительного движения в Индии
(1919-22) Ганди возглавил кампанию
ненасильственного несотрудничества с
английскими властями. Однако в феврале 1922
руководство Национального конгресса по
предложению Ганди прекратило эту кампанию ввиду
насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура
по отношению к английским полицейским,
применившим оружие против участников
демонстрации. После этого массовое движение в
Индии пошло на спад. В 1923-28 Ганди сосредоточил
свою политическую. деятельность на агитации за
возрождение ручного прядения и ткачества. В годы
нового подъёма антианглийского движения (1929-33)
Ганди руководил кампанией гражданского
неповиновения, направленной против
правительственной соляной монополии ("Соляной
поход"). В 1931 Ганди пошёл на компромисс и
заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по
которому Национальный конгресс свёртывал эту
кампанию; Ганди соглашался представлять
конгресс на конференции "Круглого стола", а
вице-король обязался освободить арестованных
конгрессистов и пойти на некоторые уступки
индийской буржуазии. В сентябре 1934 Ганди заявил о
выходе из Национального конгресса, но фактически
Ганди оставался лидером Национального конгресса
до конца жизни.
Ганди неоднократно подвергался арестам и сидел в
тюрьмах (например, в 1922-24, 1930-31, 1942-44), в заключении
и на свободе не раз объявлял голодовки. Голодовки
Ганди вызывали большое возбуждение в рядах его
последователей и иногда заставляли
правительство идти на уступки.
В 1942, во время 2-й мировой войны,
когда английское правительство отказалось
сформировать национальное индийское
правительство, и в связи с ростом
антиимпериалистических настроений Ганди
выдвинул в отношении английских колонизаторов
лозунг: "Вон из Индии!", мотивируя это тем,
что только независимая Индия сможет оказать
сопротивление японским агрессорам. В обстановке
подъёма массового антиколониального движения в
1946-47, приведшего к завоеванию Индией
независимости (1947), Ганди осуждал революционные
выступления (в т.ч. и восстание индийских моряков
в феврале 1946). В это же время Ганди выступал
против братоубийственных кровопролитных
столкновений между индусами и мусульманами,
начавшихся в связи с подготовкой и
осуществлением раздела Индии на два государства
Индию и Пакистан. Ганди выступал с призывом к
единению индусов и мусульман. 30 января 1948 Ганди
был убит членом индусской шовинистической
организации.
Большая Советская Энциклопедия.
Вернуться на главную страницу Ганди
|