Сергей Васильевич Иванов |
|
1864-1910 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергей Васильевич Иванов
Сергей Васильевич Иванов (1864-1910). Пожалуй, ни один художник не отразил в своем творчестве социальные противоречия, конфликты и массовые движения России конца XIX - начала XX века столь широко, непосредственно и страстно, как Сергей Васильевич Иванов. Замечательный живописец и рисовальщик, непримиримый враг самодержавного строя, человек обостренно чуткой совести, он был наиболее прямым продолжателем традиций критического реализма среди мастеров его поколения, искавших новые формы искусства. Важнейшие особенности творческой личности Иванова - правдолюбие, чувство сопричастности судьбе народа, зоркость социального зрения проявились уже в начале его пути в искусстве, когда он, вопреки воле отца - акцизного чиновника из подмосковного города Руза, оставил Межевой институт и, с благословения В.Г.Перова, высоко оценившего его рисунки, поступил в 1878 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первые же его самостоятельные работы, показанные на выставках ("Слепцы", 1882; "Агитатор в вагоне", "У острога", 1885), привлекли - общее внимание ранней зрелостью, живым усвоением достижений старших мастеров - прежде всего Репина и Поленова, а главное, определенностью и смелостью выражения общественной позиции. К этому времени относится начало работы Иванова над темой "переселенчества" (цикл 1885-1890 гг.). "Переселенчество" - массовая миграция крестьянства из центральных губерний России на окраины страны - не случайно вызвало пристальный интерес художника, как и любимых им русских писателей - Л.Толстого, Г.Успенского, В.Короленко. Оно было наиболее наглядным и масштабным проявлением недовольства народа существующими условиями жизни и свидетельством живущей в нем жажды лучшей доли. Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски "благодатных земель". В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о "Беловодье" или "Белой Арапии", навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Немало верст прошел Иванов, всегда создававший свои произведения по впечатлениям от увиденного. Он запечатлел переселенцев и в начале долгого пути, полных радужных надежд на счастье ("На новые места", 1886), и настигнутых бедой, вынужденных кормиться "Христа ради". Он писал "счастливцев", нашедших место в вагоне для скота ("Переселенка в вагоне", 1886), и горемык, утративших всякую надежду на лучшее и пытающихся хотя бы вернуться к прежней, скудной, но привычной жизни ("Обратные переселенцы", 1888). С подлинно трагической силой передал Иванов безысходные горе семьи, потерявшей кормильца, в лучшей картине цикла - "В дороге. Смерть переселенца" (1889), приобретенной П.М.Третьяковым для своей галереи. В этой картине особенно ярко проявилось композиционное мастерство художника, его стремление и способность сделать реалистический образ максимально емким и лаконичным, умение заставлять "работать" на общее впечатление каждый элемент изображения. Особое значение в эмоционально-образном строе работы (как и вообще в творчестве Иванова и других живописцев его поколения) имеет пейзаж, красота которого по контрасту усиливает трагизм человеческих судеб. Преданность Иванова демократическим идеям и идеалам обусловила его постоянное обращение к тем явлениям, в которых наиболее явно и открыто выражался протест народа против деспотизма власть имущих, борьба "двух России" ("Бунт в деревне", "Конные жандармы во дворе Московского университета во время студенческих волнений", 1890). Значительное число работ Иванова 1890-х годов было исполнено в результате наблюдения заключенных в тюрьмах и острогах. Эти картины ("Бродяга", 1890; "Этап", 1892, и другие) воспринимаются как акт обвинения обществу, с детских лет калечащему и деформирующему судьбы и души людей. Жестокий реализм изображения тюремного быта, максимальное приближение к зрителю (с помощью "кадрированных композиций") мрачных подробностей жизни осужденных и в первую очередь острейший критический смысл таких работ "кололи глаза правдой" и были неприемлемы для многих буржуазных критиков. Даже члены правления Товарищества передвижных художественных выставок, к тому времени утратившие прежний боевой дух своего искусства, за малым исключением, относились к картинам Иванова достаточно настороженно и отчужденно, не принимая наиболее острые из них на выставки. В подобных условиях Иванову, не желавшему писать сентиментальных картинок, было естественно, говоря словами Репина, "искать ...выхода наболевшему трагизму в истории". Во второй половине 1890-х - начале 1900-х годов художник работал преимущественно над картинами из русского прошлого XVI-XVIII веков. И здесь его влекли прежде всего те моменты, когда накопившаяся за века угнетенная ярость народа неистово вырывалась наружу и вершился страшный, но справедливый суд над притеснителями ("Смута", 1896; иллюстрации к "Капитанской дочке" А.С.Пушкина, 1899), когда пробуждались до времени дремлющие силы народного единения ("Поход москвитян, XVI век", 1903). Некоторые же из работ Иванова в историческом жанре достаточно прозрачно обращены в своей злой иронии к явлениям современности ("Царь. XVI век", 1902), демонстрируя исторические корни дремучего мещанства, сановного чванства, озверелого черносотенства царской России. При этом работы Иванова отличает яркий и праздничный цветовой строй, передающий красоту старинного быта, выразительность силуэтных решений, широкая, свободная живопись - черты, характерные для многих, прежде всего московских художников того времени, объединившихся в 1903 году при деятельном участии Иванова в "Союз русских художников", сыгравший значительную роль в развитии русского искусства начала XX века. В этот период немало сделал Иванов и для воспитания художественной молодежи, рядом с В.Серовым и А.Архиповым, К.Коровиным преподавая в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1905 году Иванов - "революционер по природе", как говорил о друге своей юности художник М.Нестеров, не только всей душой был на стороне восставших масс, но и непосредственно участвовал в революционных событиях. Во время похорон Н.Э.Баумана ему были доверены большая сумма денег, собранных на вооруженное восстание, и ключи от помещений Московского университета, в тот же день превратившихся в лазарет для раненых демонстрантов. На многочисленных набросках, карикатурах, этюдах и эскизах Иванова, созданных в то грозное время, мы видим разлив красных знамен на площадях Москвы и волнение народа, впервые ощутившего свободу. К лучшим произведениям, созданным русскими художниками под впечатлением событий 1905 года, относится картина "Расстрел", хранящаяся, как и многие другие работы Иванова, в Центральном музее Революции СССР. Запечатлев на этом небольшом полотне страшное пустотой смерти пространство площади, разделяющей ряды демонстрантов и серую шеренгу карателей, только давших залп, художник с предельной выразительностью передал тупую жестокость убийства безоружных людей. В то же время в картине присутствует иной уровень художественного обобщения, с мужественной силой воплощающий истину, окончательное осознание которой стало главным итогом первой русской революции. "Как бездна... раскрывалось наше сознание... Мы стали на одном краю бездны, а наши поработители на другом, и поняли мы: нет нам примирения. И в этом ужас наших врагов. Железный ход исторической жизни неумолимо сотрет главу... власти человека над человеком" (А. Серафимович "Похоронный марш", 1906). В годы свирепой реакции, наступившей после подавления Декабрьского восстания, художник вновь работал преимущественно над историческими сюжетами. Еще в 1903 году, "убегая от окружающего свинства", он поселился в деревне Свистуха, недалеко от Дмитрова. Там в 1910 году его и настигла скоропостижная смерть. Использованы материалы статьи Вл. Петрова в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988. Сергей Васильевич Иванов (1864 - 1910) родился 4 июля 1864 года в городе Рузе Московской губернии в семье акцизного чиновника. Художественные наклонности у мальчика проявились рано, отец, однако, считал, что художника из сына не выйдет, разве что "маляр, вывески мазать". Не видя разницы между живописью и черчением, он прочил сына в инженеры и решил отдать его в Константиновский межевой институт. Туда и поступил Иванов в 1875 году после окончания уездного училища. Институт тяготил его, и по совету П. П. Синебатова, сослуживца отца, "вечного студента" Академии художеств, Иванов как "вольный посетитель сверх контингента" с осени 1878 года начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В следующем году он поступает в Училище и оставляет Межевой институт. С 1882 года С. В. Иванов - в Петербургской Академии художеств. К 1883 году относится его первая картина "Слепцы" (Свердловская картинная галерея), которая появилась в результате путешествия по Самарской и соседним с нею приволжским губерниям. Очевидно, к этому периоду восходят истоки интереса художника к "переселенческому" быту. Занятия в Академии проходили успешно, однако неудовлетворенность академическими порядками и материальные затруднения вынудили Иванова, уже перешедшего в последний, натурный, класс, покинуть Академию и переехать в Москву. Иванов возвращается в Училище, которое в свое время не окончил. К последнему периоду обучения относятся картины "Больная" (1884, местонахождение неизвестно), "У кабака" (1885, местонахождение неизвестно), "К помещице с просьбой" (1885; местонахождение неизвестно), "У острога" (1884-1885, ГТГ), "Агитатор в вагоне" (1885, Гос. музей Революции СССР). Направленность произведений молодого художника вполне очевидна. Его глубоко интересует жизнь крестьян; в последней из названных картин Иванов впервые обращается к образу революционера. Формируется и живописный почерк художника; наиболее удачной, лаконичной, выразительной по звучанию цвета представляется картина "У острога". Художника все больше влечет тема "переселенчества", и, испросив в Московском художественном обществе свидетельство на "проезд и жительство" в ряде губерний от Московской до Оренбургской, Иванов расстается с училищем, не получив даже свидетельства на звание учителя рисования. С этого времени Иванов становится своеобразным летописцем трагического явления в жизни русского пореформенного крестьянства, о котором писал В. И. Ленин: "Разоренные, обнищавшие, голодные массы... центра - "сердца" России, метнулись на переселение..." Известный художественный критик Сергей Глаголь так рассказывает об этом периоде жизни и творчества Иванова: "...Десятки верст прошел он с переселенцами в пыли русских дорог, под дождем, непогодой и палящим солнцем в степях, много ночлегов провел с ними, заполняя свой альбом рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами, и в голове его сложился ряд картин, действительно способных нарисовать эпопею русских переселений". В картинах и рисунках Иванова предстают ужасающие сцены переселенческой жизни. Надежда и отчаяние, болезни и смерть рядом с людьми, странствующими по просторам России. Наиболее впечатляющей является картина "Обратные переселенцы" (1888, \ Республиканский художественный музей Коми АССР, Сыктывкар), в которой остро ощущается трагизм положения крестьянина. Логическим следствием безысходного существования представляется судьба одного из таких обездоленных, запечатленная Ивановым в картине "В дороге. Смерть переселенца" (1889, ГТГ). Следующим разделом социальной эпопеи Иванова была "арестантская серия". Работа над ней по времени иногда смыкалась с "переселенческим циклом"; тогда же художник создал и "Бунт в деревне" (1889, Гос. музей Революции СССР). Следовательно, в сознании художника явления жизни народа России того времени соединялись в звенья единой цепи: нищета и бесправие "на земле", переселенчество со всеми тяготами, остроги, тюрьмы, ссылки и, наконец, крестьянские бунты. Очевидно также, что к арестантам, каторжникам, беглым художник не относился как к "разбойным людям", он понимал социальные причины, которые в конце концов привели к тюрьме и ссылке. Иванов не имел возможности встречаться с "политическими", которыми были наводнены тюрьмы царской России, но он сумел разглядеть душу человека и среди "уголовников". Когда он поближе познакомился, поговорил "со многими из этого отверженного, бритого, ошельмованного люда...", для него "стало ясно, что большинство, несмотря на свои многолетние странствования из острога в острог и из России в Сибирь и обратно, вовсе не так испорчены и вовсе не представляют из себя отбросов и паразитов общества". С большой выразительностью передано художником состояние беглого крестьянина, пробравшегося к родному дому, откуда ему вновь придется уходить, спасаясь от преследования ("Беглый", эскиз, 1886, ГТГ). С нескрываемой симпатией пишет Иванов красивого чернобородого крестьянина, одного из братьев Мироновых, "идущих на поселение в Сибирь за нанесение побоев уряднику и понятым". Психологически точны характеры в картине "Бродяга" (1890, местонахождение неизвестно), где равнодушие жандарма сопоставлено с настороженностью арестанта. Гнетущее впечатление производит картина "Отправка арестантов" (1889, Гос. музей Революции СССР). Во многом это определяется композиционным строем полотна: большой унылой темно-зеленой плоскостью арестантского вагона, грязновато-серыми тонами вокзальной арки, темно-красной стеной, потемневшим снегом и коричневатой толпой провожающих. Картина "Этап" (1891, картина погибла, вариант в Саратовском гос. художественном музее им. А. Н. Радищева) словно подытоживает "арестантскую серию". ...В резком ракурсе показаны лежащие тела, закованные в кандалы ноги. И среди погруженных в тяжкий сон выделяется лицо бритоголового арестанта. Картина приобретает необычайную выразительность благодаря особому композиционному приему - ее "кадровое" построение акцентирует сцену из арестантской жизни. С середины 90-х годов начинается новый период в творчестве художника, связанный с созданием исторических произведений. В исторической живописи Иванова есть черты, роднящие его с искусством Сурикова и Рябушкина. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты ("Смута", 1897, Музей-квартира И. И. Бродского, Ленинград; "По приговору веча", 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Иванов чутко улавливает живописные искания времени; его произведения этих лет приобретают особую колористическую звучность. С большим увлечением работает Иванов над образами предводителей народных восстаний - Степана Разина и Емельяна Пугачева. На передвижной выставке 1901 года (художник был принят в Товарищество в 1899 году) Иванов выступает с картиной "Приезд иностранцев в Москву XVII столетия" (ГТГ). В ней переданы различные оттенки отношения горожан к заезжему гостю: недоверчивость, удивление, наивное любопытство; ощущается особый исторический аромат в изображении характеров, в подаче деталей, в великолепном зимнем пейзаже. Сочность колорита ассоциируется с нашим представлением о многоцретье красок России. В 1902 году на выставке "Союза 36", ядра будущего Союза русских художников, учредителем и деятельным участником которого был Иванов, экспонировалась его картина "Царь. XVI век" (ГТГ). ...Такой же, что и в картине "Приезд иностранцев", зимний день. Только нет любопытствующих, все пали ниц. И по этому своеобразному "коридору", мимо уткнувшихся в снег людей, торжественно шествуют гридни (царские стражи) в красных кафтанах. На богато украшенной лошади возвышается царь, толстый, неуклюжий, с поднятым кверху, бессмысленным напыщенным лицом. По-разному оценили картину в печати. Одни увидели в поверженных фигурах, в сиянии царских одежд "осанистое сознание величия момента", другие недоумевали: "в лице царя мало царского, это скорее хорошо откормленный купчина в царском одеянии". "Московские ведомости" усмотрели в "отвратительном пасквиле Иванова" карикатуру на русского царя. Зимой 1903 года на Первую выставку Союза русских художников одновременно с картиной "Забастовка" Иванов представил "Поход москвитян. XVI век" (ГТГ). И вновь - ощущение зимнего морозного дня; его оживляет шумно движущееся воинство, сильное, энергичное, напористое; остаются в памяти яркие народные типы. В 1910 году Иванов заканчивает картину "Семья" (ГТГ), над которой работал много лет. Если "Поход москвитян" и ряд других произведений художника ближе суриковским полотнам, то "Семья" более сродни картинам Рябушкина, в которых художник любуется русским патриархальным бытом. Интерес Иванова к истории выявляется и в иллюстрациях к "Тарасу Бульбе", и в картинах-таблицах на исторические темы, выполненных для издательства И. Н. Кнебеля. Гражданственность творчества Иванова наиболее полно раскрылась во время революции 1905-1907 годов. Еще в 1903 году на выставке Союза русских художников появляется картина "Забастовка" (Гос. музей изобразительных искусств Узбекской ССР, Ташкент), где впервые в русской живописи показан восставший пролетариат. К 1905 году относится одно из наиболее впечатляющих произведений историко-революционного жанра - "Расстрел" (Гос. музей Революции СССР). Емкость живописных средств, достигнутая здесь Ивановым, заставляет глубоко проникнуться изображенной трагедией. Поиски художника, проявившиеся в ранней картине "У острога", а затем в полотне "Бунт в деревне", воплощены в "Расстреле" с необычайной остротой. Пустая серая площадь, стиснутая громадами зданий, разделяет солдат и демонстрантов. Залп. И первые жертвы упали на мостовую. В лучах заходящего солнца зловещими кажутся цветовые контрасты фасадов и торцов зданий: фиолетовый, желтый, багровый, коричневый. Трагическими аккордами на ровно освещенной площади звучат пятна одежд убитых - синее и темно-красное. Отчетливо передан смысл происходящего: мужество идущих с красным знаменем навстречу смерти и жестокость карателей. С картины "Расстрел" Иванов сделал великолепный офорт (ГМИИ); в этой технике выполнено и другое произведение на историко-революционную тему: "У стенки. Эпизод 1905 года". "Победители" - так саркастически назвал художник свою акварель (1905, Гос. музей Революции СССР), в которой показаны результаты "победных" действий царских прислужников: заснеженная площадь, трупы и бегущая женщина с маленькой девочкой, охваченной ужасом. Смысл царского манифеста о "свободах" Иванов раскрыл в рисунках "Усмирители", "Обыск". 20 октября, в день похорон Н. Баумана, художник был вместе с охранявшими университет от полиции. В рисунках и эскизах Иванова запечатлена эта ночь в университете, который студенты превратили в лазарет. Сохранился также альбом набросков к картине "Похороны Баумана". Большое место в жизни Иванова занимала педагогическая деятельность. Одиннадцать лет преподавал он в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище. Многие советские художники обязаны ему становлением своего таланта. Иванов был художником яркого, своеобразного дарования. История России в прошлом и настоящем, "движение жизни" к будущему глубоко раскрыты в его произведениях. Он многое сделал, этот скромный человек, "органически не любивший где бы то ни было выдвигаться на первый план". Умер С. В. Иванов в возрасте сорока шести лет, 3 августа 1910 года. Использованы материалы статьи Дмитриенко А.Ф. из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г. Литература:Грановский И. Н. Сергей Иванов М., 1962
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |