Майков, Валериан Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Майков, Валериан Николаевич

1823-1847

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Валериан Николаевич Майков

В.Н. Майков. Портрет маслом середины 1840-х годов,
нарисованный отцом, Н.А. Майковым.

Майков Валериан Николаевич (28.VIII.1823 - 15.VII.1847) - русский публицист и литературный критик. Окончил Петербургский университет (1842). Вместе с М. В. Петрашевским редактировал 1-й выпуск "Карманного словаря иностранных слов" (СПБ, 1845). Сотрудничал в "Отечественных записках", "Современнике". По своим философским и социологическим взглядам близок петрашевцам, в критических позициях заметно влияние В. Г. Белинского. Был сторонником европеизации России, высоко ценил реформы Петра I, боролся против славянофилов. Творческая деятельность Майкова стала предметом длительной исследовательской дискуссии.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Соч., т. 1-2, К., 1901; Критич. опыты (1845-1847), СПБ, 1891.

Литература: Плеханов Г. В., В. Белинский и В. Майков, Соч., т. 23, М.-Л., 1926; Усакина Т. И., Чернышевский и В. Майков, в кн.: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования, мат-лы, (т.) 3, Саратов, 1962; ее же, Белинский и лит.-теоретич. принципы петрашевцев, в сб.: Белинский и современность, М., 1964; Манн Ю., В. Майков, "Вопр. лит-ры", 1963, No 11.

Майков Валериан Николаевич (28.08(9.09). 1823, Москва- 15(27).07.1847, с. Новое Петергофского у. Петербургской губ.) - литературный критик, публицист, экономист, философ. Сын художника, участника Отечественной войны 1812 года. Окончил юридический ф-т Петербургского ун-та. Путешествовал за границей. Посещал «пятницы» Буташевича-Петрашевского. Вместе с братом Аполлоном, поэтом, организовал собственный литературно-художественный кружок. В 1846 г. после Белинского возглавил критический отдел в «Отечественных записках». Современники считали Майкова «новоприходящим талантом». Писал статьи по вопросам политической экономии, литературной критики, философии, одним из первых выступил против теоретиков славянофильства. В литературно-критических статьях поддерживал молодого Достоевского, А. Н. Плещеева, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Пропагандировал художественно-публицистические и философские работы Герцена. Принимал участие в создании коллективного труда петрашевцев - «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка».

Мечтал о «философии общества», лишенной крайностей идеалистических спекуляций нем. классической философии, эмпиризма англ. политэкономии и французского утопического социализма. Полемизировал с Белинским по поводу соотношения национального и общечеловеческого в литературе. Считал себя космополитом - «гражданином мира», отмежевываясь от тех, кто «не имеет сочувствия к человечеству и частям его». В статьях «Карманного словаря...» «Идеализм» и «Материализм», будучи антропологическим материалистом, Майков считал, что ум, воля, знание - основа научного понимания мира и преобразования действительности. В статьях «Мистицизм» и «Неоплатонизм», используя «Письма об изучении природы» Герцена, он рассматривал мистицизм и религию как «величайшее заблуждение» человечества, препятствующее развитию науки. Специально занимался проблемами теории познания, писал о соотношении анализа и синтеза как главных его методов, подчеркивал роль синтеза, противопоставлял его религиозному априоризму. В неопубликованной по цензурным соображениям статье «Карманного словаря...» «Аномалия» в духе западного утопического социализма Майков писал о неестественном состоянии совр. ему общества, о нарушенном единстве человека и природы, о необходимости удовлетворения потребностей каждого «при естественном порядке вещей». Резко осуждал государство, где миллионы страдают, называл его «аномалией», выражал солидарность с «людьми мыслящими», т. е. с социалистами. Майков был противником уравнительно-коммунистической тенденции. Не разделяя упований петрашевцев на общину, выступал за развитие промышленности. Майков высоко ценили Чернышевский, Добролюбов, И. С. Тургенев. В возрасте 23 лет Майков утонул.

Ф. Г. Никитина

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 357.

Сочинения: Критические опыты (1845-1847). Спб., 1891; Соч.: В2т. Киев, 1901; Литературная критика. Л., 1985. Петрашевцы об атеизме, религии, церкви. М., 1986. С. 139-148; Аномалия // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. 1. XIX век. М., 1989. С. 31-34.

Литература: Плеханов Г. В. Виссарион Белинский и Валериан Майков//Соч. М.; Л., 1926. Т. 23. С. 223-260; Манн Ю. В. Валериан Майков // Вопросы литературы. 1963. № 11. С. 103-123; Осетров Е. И. Кем же был Валериан Майков? // Познание России. М., 1974. С. 178-203.

Майков, Валериан Николаевич [28.VIII(9.IX).1823, Москва, - 15(27).VII.1847, с.Новое Петергофского уезда] – русский литературный критик и публицист. Сын академика живописи Н.А.Майкова, брат А.Н., В.Н. и Л.Н.Майковых. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1842), служил чиновником; в 1843 году жил за границей, увлекался политической экономией, философией, химией. Вернувшись в Петербург, сблизился с петрашевцами, редактировал «Карманный словарь иностранных слов» (в. 1, 1845), где был автором многих важных статей («Анализ», «Критика», «Идеал», «Драма», «Журнал»), выступал за «общественное значение» искусства и «суд ума над действительностью». Тогда же М. стал соредактором журнала «Финский вестник», 1-й том которого открывался его программной статьей «Общественные науки в России» (1845). От увлечения позитивизмом О.Конта (статья «Анализ») М. перешел к его критике, требуя создания социальной «философии общества», диалектически соотнося национальное и общечеловеческое. Во 2-й части этой же статьи (запрещена цензурой; сохранились отрывки) М. предполагал дать очерк развития передовой мысли в России, высоко оценивал деятельность В.Г.Белинского.

В 1846 году А.А.Краевский по рекомендации И.С.Тургенева пригласил М. руководить критическим отделом «Отечественных записок» вместо ушедшего Белинского. Тогда же М. организовал кружок, идейно связанный с петрашевцами; в него входили В.А.Милютин, М.Е.Салтыков и др. Взгляды М. существенно изменились. Под влиянием петрашевцев, Л.Фейербаха и французских утопистов он стремился построить идеал абстрактного гармоничного человека и идеальную цивилизацию; специфические национальные черты объявлялись тормозом на пути к такому идеалу (рецензия на «Краткое начертание истории русской литературы» В.И.Аскоченского; статья «Стихотворения Кольцова», 1846). Белинский резко критиковал эти космополитические идеи М. в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года» (см. Полное собрание сочинений, т. 10, 1956, с. 25-35). В то же время статьи М. свидетельствуют об усвоении им передовых идей эпохи, о незаурядном литературно-критическом таланте автора.

Сам М., однако, считал себя не литератором, а популяризатором научных идей; как петрашевец он хотел внести в литературную критику методы естественных и точных наук, строгую доказательность. В статье об А.В.Кольцове М. подошел к пониманию социального характера человеческих представлений о красоте; впервые в русской литературе заявил о специфике (в отличие от науки) и формы и содержания искусства: «… художественное творчество есть пересоздание действительности, совершаемое не изменением ее форм, а возведением их в мир человеческих интересов (в поэзию)» (Соч., т. 1, Киев, 1901, с. 38). В статье «Нечто о русской литературе в 1846 году» М., отметив сходство Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского как писателей, верных действительности, тонко указал на их различие: «… Гоголь – поэт по преимуществу социальный, а г.Достоевский – по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума» (там же, с. 207). М. подчеркивал значение Достоевского для развития русской литературы, полагая, что с ним современное поколение обратилось к анатомии человеческой души. Как и М.В.Петрашевский, М. считал, что главная задача искусства – изображать внутренний мир человека. Сходно с Белинским М. усмотрел в литературной деятельности А.И.Герцена преобладание научного мышления над художественным. Он назвал Герцена лучшим русским беллетристом (в рецензии на «Петербургские вершины» Я.Буткова), считая, однако, что истинные художники выше беллетристов, так как у них явное превосходство художественного чувства над логической мыслью. М. впервые после Пушкина высоко оценил стихи Ф.И.Тютчева (в рецензии на «Стихотворения А.Плещеева»).

Весной 1847 года М. был приглашен в «Современник», но успел здесь напечатать всего пять рецензий. Деятельность М., продолжавшуюся менее 4 лет, оборвал несчастный случай: он утонул во время купанья. И.А.Гончаров в некрологе на смерь М., опубликованном в «Современнике», отметил, что он был из числа «критических талантов высшего разряда», несмотря на свою молодость. Многие работы М. («Карманный словарь…», «Общественные науки в России», «Романы В.Скотта…») были одобрены Белинским. Н.Г.Чернышевский в своей рецензии на «Стихотворения Кольцова» (1856) оценил М. как продолжателя Белинского.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.4, М., 1967.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Критические опыты (1845-1847), СПб, 1891 (имеется библиографический список статей Майкова);

Литературная критика. Л., 1985.

Петрашевцы об атеизме, религии, церкви. М., 1986. С. 139-148;

Аномалия // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. 1. XIX век. М., 1989. С. 31-34.

Сочинения, т. 1-2, Киев, 1901.

Литература:

Гончаров И.А., В.Н.Майков, в его книге: Литературно-критические статьи и письма, Л., 1938;

Плеханов Г.В., В.Белинский и В.Майков, Сочинения, т. 23, М.-Л., 1926;

Арсеньев К.К., В.Майков, «Вестник Европы», 1886, № 4;

Деркач С.С., В.Н.Майков, Л., 1948 (Тезисы диссертации);

Макашин С.А., Салтыков-Щедрин, 2 изд., М., 1951, с. 213-238;

Кийко Е.И., В.Н.майков, в книге: История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958;

Усакина Т.И., Петрашевцы и литературно-общественное движение сороковых годов XIX века, Саратов, 1965;

Манн Ю., Валериан Майков, «Вопросы литературы», 1963, № 11;

История русской литературы XIX века. Библиографический указатель, под. ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС