Нечаев Сергей Геннадиевич |
|
1847-1882 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергей Геннадьевич Нечаев
Нечаев Сергей Геннадиевич (20.IX.1847 - 21.XI.1882) - русский революционер, заговорщик анархистского толка. Вольнослушателем Петербургского университета в конце 1868 - начале 1869 года участвовал в студенческих волнениях, затем скрылся за границу, распустив слух о своем аресте и бегстве из Петропавловской крепости. В эмиграции сблизился с М.А. Бакуниным, совместно с ним издал от имени фиктивного "Всемирного революционного союза" серию манифестов и документов ("Постановка революционного вопроса", "Начало революции", No 1 журнала "Народной расправы"). Классическим воплощением псевдореволюционности явился "Катехизис революционера". Он предлагал революционерам во имя революции подавлять в себе все человеческие чувства, разорвав с законами, приличиями и нравственностью существующего мира, прибегать к убийствам, компрометации в отношении "высших" категорий общества, к шантажу и провокациям в отношении оппозиционных элементов, "праздно глаголящих в кружках и на бумаге". В основу организации был положен диктаторский централизм, предполагавший полную откровенность "от членов к организатору" и исключавший "всякие вопросы от членов к организатору". Рядовые революционеры должны были знать "только те части дела, которые выполнить пало на их долю". К воплощению этих теоретических и организационных принципов Нечаев приступил, вернувшись в Россию в августе 1869 года. Человек сильного характера и большого мужества, фанатически преданный идее революции, Нечаев в то же время руководствовался прежде всего интересами личной славы и честолюбия. В Москве Нечаев пытался создать подпольную заговорщическую организацию "Народная расправа" - главным образом из студентов Петровской сельскохозяйственной академии. Методы мистификации, взаимного обмана, шантажа, практикуемые Нечаевым, вызвали протест члена организации студента И. И. Иванова. Боясь разоблачения, Нечаев организовал убийство Иванова, дабы "сцементировать кровью" организацию, а сам скрылся за границу. В No 2 "Народной расправы" (Женева, 1870) Нечаев пытался оправдать совершенное убийство "логикой" дела, выступил с программной статьей "Главные основы будущего общественного строя", где, ссылаясь на Коммунистический Манифест, рисовал "коммунизм", как строй, при котором господствует принцип "производить для общества как можно более и потреблять как можно меньше", труд обязателен под угрозой смерти, а всеми делами распоряжается никому не подотчетный и никому не известный комитет, принудительно регламентирующий все человеческие отношения в обществе. К. Маркс и Ф. Энгельс называли придуманный Нечаевым строй "образчиком казарменного коммунизма" (см. Соч., 2 изд., т. 18, с. 414). Отвергнутый всей русской революционной эмиграцией (в том числе и Бакуниным), Нечаев некоторое время скитался по Европе. В 1870 году вместе с Н. П. Огаревым сделал попытку возобновить "Колокол" (6 NoNo). В 1872 году швейцарская полиция передала Нечаева русским властям как уголовного преступника. Приговоренный к 20 годам каторги, Нечаев спустя 10 лет умер в Алексеевской равелине. История Нечаева нашла широкий отзвук в европейском и русском революционном движении. Систематические злоупотребления Нечаева именем Интернационала вынудили Генсовет в 1871 году официально отмежеваться от него. Программу и деятельность Нечаева резко критиковали Маркс и Энгельс. За исключением отдельных бакунистов и П. Н. Ткачева, представители различных направлений в русском освободительном движении 70-80-х годов (В. И. Засулич, О. В. Аптекман, Н. А. Чарушин, П. Л. Лавров и др.) единодушно осуждали нечаевские методы организации и борьбы. Попытки Нечаева подчинить освободительное движение принципу "цель оправдывает средства" сделали нечаевщину символом псевдореволюционности, воинствующего невежества, пытающегося бороться с мерзостью старого мира его же собственными грязными средствами. Реакция использовала образ Нечаева и нечаевщину для дискредитации революционеров и клеветы на Интернационал, а некоторые современные буржуазные историки пытаются найти в нечаевщине один из "корней большевизма". Особенно широко используется в западной антикоммунистической литературе роман Ф.М. Достоевского "Бесы", дающий извращенную интерпретацию русского революционного движения. E. Г. Плимак. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Альянс социалистич. демократии и Междунар. Товарищество Рабочих, Соч., 2 изд., т. 18; Бакунин M. A., Речи и воззвания, СПБ, 1906; Историко-революц. хрестоматия, т. 1, М., 1923; Кантор Р. М., В погоне за Нечаевым, П., 1922; Гамбаров А., В спорах о Нечаеве, М.-Л., 1926; Козьмин Б. П., С. Г. Нечаев и его противники в 1868-1869 гг., в кн.: Революционное движение 1860-х гг. Сб., М., 1932; Карякин Ю. P., Плимак Е. Г., Нечаевщина и ее современные бурж. "исследователи", "ИСССР", 1960, No 6; Карякин Ю. Ф., Антикоммунизм, Достоевский и "достоевщина", "ПМиС" 1963, No 5; Rrawdin M., The unmentionable Nechaev. A key to bolshevism, L., 1961 (библ.). Вернуться на главную страницу Нечаева
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |