Ясперс (Jaspers) Карл |
|
1883-1969 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ясперс (Jaspers) Карл
Марксистский взгляд:Ясперс Карл (1883—1969) — представитель немецкого экзистенциализма. Начал свою деятельность как психиатр, и это во мн. определило его понимание философских проблем. В психопатологических явлениях («Всеобщая психопатология», 1913) Ясперс видит не выражение распада личности, а обостренные поиски человеком своей индивидуальности. Рассматривая эти болезненные поиски как ядро подлинного философствования, Ясперс приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может рассматриваться как нечто иносказательное, как «рационализация» никогда до конца не осознаваемых душевных стремлений: она является лишь «шифром бытия» и всегда нуждается в истолковании. Основная задача философии состоит, по Ясперсу, в том, чтобы раскрыть содержание «шифра» или по крайней мере сделать ясным то обстоятельство, что в основе всех сознательных проявлений человека (науки, искусства, религии и т. д.) лежит неосознаваемая деятельность экзистенции, что господствующее в мире неразумное есть источник высшей мудрости («Разум и экзистенция», 1935). Специфика экзистенциализма Ясперса ярче всего проступает в его учении о пограничных ситуациях. Согласно Ясперсу, подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды глубочайших потрясений (болезнь, смерть, неискупимая вина и др.). Именно в эти моменты про-исходит «крушение шифра»: человек ос-вобождается от груза своих повседневных забот (от «наличного бытия-в-мире») и от своих идеальных интересов и научных представлений о действительности (от «трансцендентального бытия-в-себе»). Перед ним открывается мир его глубоко интимного существования («озарение экзистенции») и его подлинные переживания бога (трансцендентного) («Философия», 1932). Учение о пограничной ситуации послужило Ясперсу основой для защиты «культурно-психологической ценности» «холодной войны» («Атомная бомба и будущее человека», 1958). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 553-554. Вернуться на главную страницу Ясперса
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |