М.В. Сабашникова - Н.А. Бердяеву |
|
1924 г. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Письмо М.В. Сабашниковой-Волошиной *) Н.А. Бердяеву о жизни за границей29.07.1924 Einsingen bei Ulm Bei Maier Smits 14 W Sabaschnikoff Wolochin Дорогой Николай Александрович, Наконец узнала Ваш адрес. Я давно хочу написать Вам, чтобы узнать, как Вам живется, что Вы делаете, что делается вокруг Вас. Я живу, оторванная и от России (мне дали знать, что я не могу вернуться, не объясняя причин), и от русских. Это очень тяжело. Живу уже год на пуговичной фабрике, в пустыре, обнесенном частоколом. (Помните встречу с пуговичником Пер Гинта 1) ?) Работать могу с утра до вечера. Говорить не с кем. Вокруг все люди дела. От Швейцарии тоже отрезана благодаря паспорту своему 2). И я сама, и моя работа кажутся мне каким-то «манускриптом в бутылке». Иногда представляется, что самый живой в мире язык причислен к мертвым? Правда ли, что все русские издательства позакрылись? Где Ильин, Франк и другие? Отсутствие общения тяжело, особенно после России, где мы все-таки жили каким-то общим сознанием, чувствуя друг друга, неся друг друга. С какой благодарностью я вспоминаю Ваш «торт» на вторниках, который во всех своих метаморфозах был символом неугасимости дух[овной] культуры 3). Существует ли он? Кто вокруг него? Эти 2 года были внутренне очень плодотворны для меня, хотя печальны внешне. Я часто вспоминаю наши беседы. Насколько с тех пор то, о чем мы говорили, стало конкретнее для меня. От 9–24 августа я надеюсь быть на цикле д[окто]ра Штейнера в Torquay в Англии. (Теперь эти циклы открыты для всех интересующихся). На обратном пути думаю быть в Париже. Где будете Вы в конце августа, в сентябре? Мне бы хотелось повидать Вас. Напишите мне сюда! Буду очень ждать Вашего ответа. Напишите мне также, можно ли мне где-нибудь издать: 1) ту вещь, о кот[орой] я, кажется, Вам говорила, кот[орая] написана в форме ряда снов и переписки (на тему Софии в смысле Новалиса), 2) перевод книги Стеффена 4) «Kleine Mythen» 5), очень подлинные, убедительные, мистически пережитые короткие рассказы. Вообще, не могла ли бы я как-нибудь принять участие в культурной русской жизни. Какие существуют журналы? Шлю Вам и Вашей жене сердечный привет. Искренне преданная Вам Сабашникова Что Вы знаете о Евг[ении] Каз[имировне] 6) ? О том, что Ал[ексей] Сер[геевич] Петровский в тюрьме, Вы знаете? РГАЛИ. Ф. 1496. Оп.1. Ед. хр. 719. Л. 1–1об. Автограф. Примечания *) Сабашникова Маргарита Васильевна (1882–1973) — художница, первая жена М.А. Волошина. Последовательница учения Р. Штайнера. В 1922 г. выехала за границу. Проживала в Штутгарте. 1 Так в документе. Речь идет о заключительных сценах философско-символической драматургической поэмы «Пер Гюнт» (1867) норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828–1906). 2 Имеется в виду так называемый «нансеновский» паспорт, введенный в 1922 г. Лигой Наций по инициативе Ф. Нансена для беженцев, не имевших законных документов от своих стран. 3 М.В. Сабашникова позже писала в своих воспоминаниях о четвергах Бердяева, устраиваемых после революции в московской квартире философа: «На знаменитые бердяевские “четверги” с чтениями рефератов и дискуссиями люди продолжали собираться, несмотря на голод, холод и террор. Сидели в шубах, дышали дымом печурки, а к чаю, который уже вовсе не был чаем, подавался знаменитый “торт”, который постепенно все уменьшался и превратился теперь в некое изделие из картофельной шелухи. Но, по крайней мере, традиция была соблюдена!» (Волошина М. (Сабашникова М.В.) Зеленая змея. История одной жизни. Пер. С нем. М.Н. Жемчужниковой. М., 1993. С. 207). Другие мемуаристы, например А.Ф. Лосев, писал о вторниках в квартире Бердяева во Власьевском переулке в Москве. По словам свояченицы Бердяева Е.Ю. Рапп, после прихода большевиков к власти в их квартире было очень холодно, приглашенные на собеседования оставались в полушубках и валенках: «Весь ковер был покрыт лужами от таявшего снега. Чтобы немного согреть замерзших присутствующих, я разносила чашки с горячей настойкой из березовой коры, с маленькими пирожками из тертой морковки. Сахар отсутствовал». Бердяев также вспоминал о морковном чае и пирожках, «представлявших собой творчество из ничего», а Ф.А. Степун — о «чае брусничном, пироге, по размерам символическом, по субстанции ржаном». (См.: Вадимов А. Жизнь Бердяева: Россия. Окленд, 1993. С. 187–188). 4 Так в документе. Имеется в виду Альберт Штеффен. 5 «Маленькие мифы» (нем.). 6 Речь идет о Герцык Евгении Казимировне. Здесь перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/ Далее читайте:Бердяев Николай Александрович (1874-1948), религиозный философ. Россия в 20-е годы (хронологическая таблица). Основные события 1924 года (хронологическая таблица).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |