Бердяев, Николай Александрович |
|
1874-1948 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Александрович Бердяев
Эпиграф"Я давно пришла к печальному убеждению, что у него не хватает ума
Ариадна Тыркова. "Что касается Н. А. Бердяева, то пронзительный пафос личности в его многочисленных трудах не должен заслонять от нас той печальной развязки его философских исканий, где и личность, и ее творческая свобода разрешились в ничто — эту многострадальную религиозно-философскую химеру, столь популярную в XX веке. Усвоив идеи Л.М. Лопатина, А.А. Козлова, В.И. Несмелова и других, Николай Бердяев, к сожалению, не усвоил их философского метода, основу которого составляет постижение существенного в его внутренней самоочевидности. Вместо этого, он стал перекладывать идеи русских персоналистов на язык, им глубоко чуждый — язык псевдодиалектического «антиномизма», с его полным безразличием к принципу очевидности". Н.П. Ильин.
Бердяев, Николай Александрович (1874-1948) - русский философ-идеалист. В первой половине 90-х годов примыкал к марксистам, затем перешел, по его собственным словам, "от марксистской лже-соборности, от декадентско-романтического индивидуализма к соборности мистического неохристианства". Бердяев был одним из участников "Проблем идеализма" и сборника "Вехи". В 1922 г. выслан из России. Издавал в Париже журнал "Путь", именовавший себя "органом русской религиозной мысли". + + + БЕРДЯЕВ Николай Александрович (6/18.03.1874-24.03.1948), философ, писатель. В 1890-е марксист. Позднее отошел от марксизма и вместе с С. Н. Булгаковым редактировал философский журнал “Вопросы жизни”. Его философия обычно именуется как христианский экзистенциализм или персонализм. Бердяев имел репутацию философа свободы, которую он считал предварительным условием всякого существования. Основные труды: “Философия неравенства”, “О рабстве и свободе человека”.
Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный философ, один из основоположников экзистенциализма в России; по мнению многих современных исследователей, являлся мыслителем, полнее других олицетворившим духовный ренессанс начала XX века. Первоначально находился под влиянием идей марксизма и неокантианства, пытался .синтезировать материалистическое понимание истории и этическое учение Канта, примыкал к так называемому "легальному марксизму", в дальнейшем обратился к религиозной философии, испытал серьезное влияние Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева, В. Н. Несмелова, позднее - Я. Боме. Является одним из создателей получивших широкую известность и вызвавших жаркие споры сборников статей: "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). Принимал деятельное участие в работе Религиозно-философского общества, был инициатором создания Вольной академии духовной культуры (1918 - 1922). В 1922 году выслан из Советской России. Около двух лет прожил в Германии. С 1924 года и до конца своих дней жил во Франции, издавал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925 - 1940). Оставил обширное наследие. Наиболее известные работы: "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (1901), "Новое религиозное сознание и общественность" (1907), "Духовный кризис интеллигенции" (1910), "Философия свободы" (1911), "Смысл творчества" (1916), "Судьба России" (J918), "Смысл истории" (1923), "Новое средневековье" (1924), "Философия свободного духа" (1927), "О назначении человека" (1931), "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937), "Русская идея" (1946), "Самопознание" (1949). + + + Бердяев Николай Александрович (1874—1948) — русский философ и публицист. Основные работы: «О назначении человека», «Самопознание», «Смысл творчества: Оправдание человека». На рубеже веков примыкал к легальному марксизму, в дальнейшем обратился к религиозной философии. Триада идей — свобода, творчество, личность — легла в основу его философского учения. Свободное волеизъявление личности и ее творческое начало, по мысли Бердяева, — первоисточник бытия. Человек — микрокосм и заключает в себе все, «личность человеческая более таинственна, чем мир». Цель человеческой жизни заключается не только в соблюдении святости и следовании библейским заповедям, но и в свободном творчестве, которое есть выражение потенциальной гениальности каждого человека. Педагогические усилия должны быть направлены не на исправление человека, а на его развитие. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 15.
Другие биографические материалыЗеньковский В. Философ и публицист (Материалы сайта Большая энциклопедия русского народа). Шикман А.П. Умер за письменным столом (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997). Соколов Н.Л. Бердяев в годы революции (Политические деятели России 1917. Биографический словарь. Москва, 1993). Фролов И.Т. Русский философ-идеалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991). Подопригора С.Я., Подопригора А.С. Философ-мистик (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013). Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Когда мир сущностей раскроется до конца — тогда наступает конец феноменального мира (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010). Ермичев А. А. Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014). Блинников Л.В. Крупнейший русский философ первой половины XX века. (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002). Сербиненко В. В. Увлечекался марксизмом (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010). Баландин Р.К. Пережил две мировые войны и одну гражданскую (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012). Овчаренко В.И. Осуществил философское исследование проблем назначения человека (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005). Грицанов А.А., Овчаренко В.И. Русский философ и публицист (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский деятель культуры (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012). Хорунжий С.С. Отвергал революцию социальную как самоцель и называл себя сторонником «персоналистического социализма» (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983). Корякин Ю. Ф., Плимак Е. Г. Буржуазный философ-мистик (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962). Акмалова А., Капицын В. М., Миронов А. В., Мокшин В. К. Социальный мыслитель (А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011). Муриков Г.Г. О чем думал Николай Бердяев. Далее читайте (произведения Бердяева, письма, список литературы).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |