Немцы
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Немцы

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Немцы

Немцы, дойче (самоназвание), народ, основное население Германии. Общая численность 86000 тыс. человек, в том числе в Германии — 74600 тыс. человек. Многочисленные группы немцев имеются в США (5400 тыс. человек), Канаде (1200 тыс. человек), Казахстане (958 тыс. человек), Российской Федерации (843 тыс. человек), Бразилии (710 тыс. человек) и других странах Европы и Латинской Америки, в Австралии и Южной Африке. Говорят на немецком языке германской группы индоевропейской семьи. Выделяют 2 группы немецких диалектов: нижненемецкую (платт-дойч) и верхненемецкую. Некоторые исследователи из последней выделяют средненемецкие диалекты. На платт-дойч имеется своя литература. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — протестанты (в основном лютеране) и католики. Среди немцев, проживающих за пределами Германии, кроме католиков и лютеран, довольно многочисленны последователи других направлений протестантизма — баптисты, меннониты, адвентисты и т. п.

Основу немецкого этноса составили древнегерманские племенные объединения франков, саксов, баваров, алеманнов и др., смешавшиеся в первые века нашей эры с романизированным кельтским населением на юго-западе и юге Германии и с ретами в Альпах. После раздела Франкской империи (843) выделилось Восточно-франкское королевство с германоязычным населением. В начале X века оно стало называться Тевтонским (название восходит к этнониму древнегерманского племени тевтонов); в немецкой форме самоназвание — диутисце (позднее дойч) известно с середины X века, что свидетельствует о сложении немецкой общности. В X—XIV веках немцы заселили земли к востоку от Эльбы, частично ассимилировав местное население. В эти века шёл и процесс переселения отдельных групп немцев на территории современных Чехии, Польши, Венгрии, Румынии и других стран Европы. Последующая многовековая политическая раздробленность Германии тормозила развитие немцев как единого народа. В течение нескольких столетий этническая история немцев протекала двояко: продолжался процесс развития сложившихся в раннем средневековье народностей — баварской, саксонской, швабской, франконской и др. — и в то же время складывались общие для всех немцев черты культуры. В начале XVI века процесс консолидации проявился прежде всего в создании единого немецкого литературного языка на основе саксонского (мейсенского) диалекта, но произошёл религиозный раскол немцев на католиков и протестантов-лютеран, что обусловило некоторые различия в быту и культуре. Слабое экономическое развитие, опустошавшие немецкие земли войны вызвали в XVIII—XIX вв. активную эмиграцию немцев в различные страны Америки и Европы (в том числе в Россию). Только во второй половине XVIII века ускорился процесс развития немецкого национального самосознания. В 1871 произошло объединение Германии под эгидой Пруссии. Объединение страны, проведение ряда реформ вызвали быстрое развитие промышленности, сложился общегерманский рынок. Концентрация населения в промышленных центрах способствовала культурной нивелировке, стиранию этнографических особенностей. В конце XIX века сформировалась немецкая нация, хотя культурно-бытовое своеобразие населения отдельных земель сохранялось. В процессе длительного исторического развития сложились как общие этнические черты, так и этнографические особенности отдельных групп немцев, которые частично стираются в условиях высокоразвитого индустриального общества с абсолютно преобладающим городским населением. У немцев, проживающих в других странах, сохранились областные самоназвания — баварцы, швабы, саксонцы, франконцы и др.

Из традиционной культуры лучше всего сохранились жилище, некоторые обычаи и обряды и фольклор. Для Германии была характерна каркасная строительная техника (фахверк), лишь на юге и местами в бывших славянских районах на востоке — срубная. В сохраняющих средневековый колорит небольших городах (например, Кведлинбург, Вернигероде, Целле, Гослар и др.) немало фахверковых домов. Строения в готическом стиле и каркасные дома сохранились и в более крупных городах (Лейпциг, Штральзунд, Кёльн, Кобленц, Любек и др.). Среди традиционных сельских построек выделяют 4 типа домов. Нижненемецкий дом — одноэтажная прямоугольная каркасная постройка с жилыми и хозяйственными помещениями под одной крышей, двор-гумно в середине, по сторонам его — стойла для скота, у противоположной входу в дом стены — жилая часть с очагом и подвесным котлом. С конца XIX века планировка нижненемецкого дома претерпела существенные изменения: очаг заменён камином, жилое помещение разделено на несколько комнат, хозяйственные строения отделены от жилой части. Средненемецкий дом, каркасный, двухэтажный, в нижнем этаже — жилая часть, в верхнем — подсобные помещения, позднее спальни. Дом и двухэтажные хозяйственные постройки (стойла, сарай и др.) охватывают двор с трёх или четырёх сторон. Дом разделён на 3 части, вход с боковой стороны ведёт в тёплые сени, к задней стене жилой части примыкает коровник (под одной крышей). Кроме открытого очага в жилом помещении — печь. Граница между нижненемецким и средненемецким типами совпадает с границей между нижненемецким и средненемецким диалектами. На юге Германии (Верхняя Бавария) преобладает альпийский дом (характерный и для австрийцев). Локальные особенности прослеживаются в отделке мебели и бытовых предметов: на севере преобладала резьба, на юге — роспись. На юго-западе Германии (земля Баден-Вюртемберг) распространён переходный между средненемецким и альпийским шварцвальдский дом, жилые и хозяйственные помещения которого расположены под одной крышей по плану средненемецкого дома.

Немецкая традиционная одежда начинает складываться с XVI—XVII вв. на основе средневековых элементов одежды и городской моды; сохраняется в некоторых районах Германии (Шаумбург, Липпе, Гессен, Шварцвальд, Верхняя Бавария). Основные элементы женской одежды — корсаж или кофта, сборчатая юбка (или несколько, как в Гессене, разной длины из толстой шерстяной ткани), передник. Нередко носили наплечный платок. В Верхней Баварии в XIX — начале XX вв. вместо юбки и кофты носили платье. Особым разнообразием отличались головные уборы — платки, повязываемые разными способами, различной формы и размеров чепцы и соломенные шляпы. В XIX веке распространились кожаные башмаки с пряжками, кое-где полусапожки. Местами до XX века носили деревянные башмаки. Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, коротких (до колен) или длинных штанов, безрукавки (позднее жилета), шейного платка, башмаков или сапог. В XIX—XX вв. широко распространился (включая и города) так называемый тирольский костюм — белая рубашка с отложным воротником, короткие кожаные штаны на подтяжках, суконная красная безрукавка (жилет), широкий кожаный пояс, чулки до колен, туфли, шляпа с узкими полями и пером. Бытует профессиональная традиционная одежда овчаров, трубочистов, горняков, гамбургских плотников.

В пище областные различия в значительной степени обусловлены направлением хозяйства. На севере преобладает картофель и различные блюда из него, ржаной хлеб, на юге — мучные изделия (лапша, клёцки и т. п.) и пшеничный хлеб; молочные и мясные блюда больше распространены у швабов и баварцев, хотя сосиски и колбасы считаются общенемецкой пищей. Наиболее распространённый напиток — пиво. Из безалкогольных напитков предпочитают кофе со сливками, чай, сельтерскую воду. Праздничная пища — свиная голова (или свинина) с квашеной тушёной капустой, гусь, карп. Пекут много кондитерских мучных изделий (различные печенья, пряники, торты), готовят конфитюры.

С конца XIX века у немцев преобладала малая семья с 1—2 детьми. У некоторых групп немцев вне Германии сохранялись многодетные семьи. В городских семьях между помолвкой и свадьбой иногда проходило несколько лет, пока молодые не обзаводились собственным жильём; в крестьянских семьях женитьба сына-наследника также затягивалась из-за раздела хозяйства: после его свадьбы родители переселялись в отдельную жилую часть усадьбы. Для общественной жизни немцев характерны различные ферейны (по типу землячеств, по интересам и др.).

Частично сохранились в виде реликтов или развлечений некоторые календарные и семейные обряды, главным образом у католиков. Из Германии в XIX веке распространился обычай украшения ёлки на Новый год или Рождество. В январе-феврале устраивают карнавалы: широкой известностью пользуется Кёльнский карнавал. В устном народном творчестве преобладают шванки (короткие комические рассказы), сказки, саги, очень популярны народные танцы и песни. Пению отводится значительная роль в воспитании подрастающего поколения. Продолжает развиваться прикладное искусство (обработка дерева, металла, стекла, плетение, вышивка, гончарство). У немцев, проживающих в других странах в сельской местности в инонациональном окружении, сохранились некоторые бытовые и культурные особенности, обряды и обычаи, а иногда и традиционное жилище. Дольше этнографические особенности сохранялись у конфессиональных групп, быт которых более замкнут. Немцы, поселившиеся в больших городах, быстрее теряли свою самобытность.

Немцы России и бывшего СССР более двух столетий почти не контактировали с немцами Германии и поэтому сильно отличаются от них по основным элементам материальной и духовной культуры, а также по самосознанию. "Немцы" — название, данное русскими всем переселенцам из Германии. Сами они себя называют "дойчен" (Deutschen), а жителей Германии — "германцами" (Deutschlander). По отношению ко всем остальным народам страны — они "немцы", а по отношению к немцам Германии — "советские немцы" (а в последнее время они часто называют себя "российские немцы", независимо от того, в каком государстве бывшего СССР живут). Для немцев России и бывшего СССР характерна иерархичность национального самосознания. Сами себя они часто называют швабами, австрийцами, баварцами, ципсерами, меннонитами и др. Во времена их переселения в Россию процесс сложения немецкой нации далеко ещё не завершился, и сама Германия состояла из более чем 300 самостоятельных княжеств (государств). Областное самосознание, особенно в среде крестьян и ремесленников (а их среди колонистов было большинство) преобладало, что естественно нашло отражение и в самосознании этих групп. Отдельно выделяют себя поволжские немцы (Wolgadeutschen), в течение 2 десятилетий имевшие свою национальную автономию. С немецким населением смешались и колонисты из других стран — голландцы, швейцарцы, французские гугеноты и др.

Предки российских немцев переселялись в разное время и из разных земель Германии. В Прибалтике они обосновались со времён средневекового "Дранг нах Остен" — наступления немецких феодалов на земли славян и прибалтийских народов. В дальнейшем немцы составили значительную часть прибалтийского дворянства и городского населения (главным образом ремесленников, торговцев, интеллигенции). К середине XVII века и в Москве была уже Немецкая слобода, где помимо немцев жили голландцы, фламандцы и другие иноземцы, близкие по языку и культуре к немцам. Их приток в Россию усилился при Петре I и его преемниках. Это были в основном ремесленники, купцы, военные, врачи, учёные. В основанной в 1724 Академии наук длительное время работало много иностранцев, в большинстве своём немцы. К середине XVIII века в пределах Российской империи уже жило около 100 тыс. немцев, преимущественно в прибалтийских губерниях.

Однако основная масса немецких колонистов появилась в России в последней трети XVIII — начале XIX вв. В 1764—74 были основаны колонии на Волге в районе между Саратовом и Камышином (более 100 колоний). С этого же времени начали возникать колонии и в других регионах страны. С присоединением к России причерноморских степей и Крыма возникла проблема их заселения. Правительство Екатерины II приглашало немецких колонистов для заселения этих районов на льготных условиях. В правление Александра I в 1803—23 образовано ещё 134 новых поселения на юге Украины, 17 — в Бессарабии, 8 — в Крыму. В это же время (в 1817—19) возникли и немецкие колонии в Закавказье (в Грузии и Азербайджане). В Россию переселялись преимущественно колонисты из юго-западных земель Германии (Вюртемберга и Бадена, Пфальца и Гессена), в меньшей степени из Баварии, Восточной Тюрингии, Верхней Саксонии и Вестфалии. С конца XVIII века несколькими волнами в Россию — в Причерноморье, а позднее (в 1855—70) в район Самары переселяются также меннониты из Пруссии. В середине XIX века (1830—70) на Волыни поселились немецкие переселенцы из Польши. Колонии под Одессой отчасти создавались немецкими переселенцами из Венгрии, куда они ранее переселились из Пфальца. С начала XVIII века шло также переселение немцев и в Закарпатье. Здесь поселились швабы и франконцы из Германии, а несколько позднее (в конце XVIII века) австрийцы из Зальцкамергута и Нижней Австрии, а в середине XIX века немцы из Чехии и Спиша (Словакия). Для немцев с самого начала их поселения на новых землях было характерно дисперсное расселение, однако иногда они образовывали компактные группы. Высокий естественный прирост привёл к образованию новых анклавов — выселков в Киевской и Харьковской губерниях, Донской области, на Северном Кавказе, в Поволжье.

После Октябрьской революции в октябре 1918 на Волге была создана Трудовая коммуна немцев Поволжья, преобразованная в 1924 в Автономную республику немцев Поволжья с центром в городе Энгельс (бывший Покровск). В период Великой Отечественной войны с оккупированных немцами территорий было вывезено более 650 тыс. немцев, однако не все они успели достичь Германии и около 170 тыс. Немцев было возвращено в СССР (из Югославии и Венгрии). В 1941 немцы европейской части СССР были насильственно переселены в Казахстан и восточные районы РСФСР, и Автономная республика немцев Поволжья прекратила своё существование. Общее число депортированных немцев составило около 700—800 тыс. человек. В 1959 в СССР насчитывалось 1619,7 тыс. немцев (в том числе в России — 820,1 тыс.). Основная масса немецкого населения сосредоточилась в Западной Сибири и в Казахстане (660,0 тыс.). К 1970 численность немцев составила 1846,3 тыс. По данным переписи населения 1979, число немцев в бывшего СССР составило 1936,2 тыс. К 1989 численность немцев возросла до 2038,6 тыс. человек. С середины 1980-х гг. их стало меньше в связи с массовой эмиграцией немцев в Германию.

Значительная часть немцев России занята в промышленности, сфере обслуживания, науке и искусстве. Однако до 50% немцев занято в сельском хозяйстве. Они сохранили многие элементы традиционной культуры — жилище, пищу, некоторые обряды и фольклор. Коренным образом изменился лишь тип поселений. Если в Германии резко преобладают кучевые формы поселений, то в России — линейные.

Основу хозяйства немцев традиционно составляло земледелие. Использовали трёхпольную систему обработки земли, основной зерновой культурой была пшеница. Развито производство семенного зерна. Из огородных культур выращивают картофель. Большую роль играет животноводство. Благоприятные климатические условия привели к широкому распространению птицеводства, свиноводства, коневодства, разведению крупного рогатого скота.

Основной формой семьи является малая семья, в сельской местности часто встречаются многодетные семьи.

В строительстве колонисты сочетали национальные традиции с имевшимися строительными материалами. В южных степных районах дома были глинобитными или саманными. В северных районах преобладают деревянные постройки. Крыша двух- или четырёхскатная, из черепицы или досок. Встречается несколько типов жилых домов: дом с линейным расположением помещений, поставленный узким фронтоном к улице (так называемый фронтонный дом); дома, расположенные осью вдоль улицы, когда окнами на улицу выходят несколько помещений, четырёхкомнатные дома, где помещения расположены не последовательно, а "крестом", вокруг главной печи. Пол, потолок, печь в доме окрашены. Обязательным элементом немецкой усадьбы является летняя кухня. Сараи, баня, коптильня, специальный задний двор для скота объединяются под одной крышей, охватывая двор с трёх сторон. Фасад дома, ворота, заборы украшают орнаментом (резьба, роспись). Интерьер жилища отличают резная деревянная мебель, пуховые перины, обилие вышитых и вязаных салфеток. Вышивают гладью цветы, птиц, изречения из Библии.

Яркой вышивкой украшалась праздничная одежда. Традиционный костюм отошёл в прошлое. У женщин он состоял из кофты, сборчатой юбки, передника, головного платка, кожаных башмаков. Существовала деревянная обувь "шлёры". Из овечьей шерсти вязали кофты, жилеты, чулки, носки, варежки. Мужской костюм состоял из рубахи, штанов, жилета, башмаков, шляпы. Одежда меннонитов отличалась тёмными цветами и отсутствием украшений.

Традиционная пища — куриная лапша (нудль), суп с клёцками, фруктовый суп. На праздники готовят свинину или гуся с капустой, пекут пироги (кухе). Существует несколько вариантов рулета (штрудель). На зиму коптят сало, мясо и рыбу, делают разнообразные колбасы. Из напитков предпочитают кофе.

Знание немецкого языка у немцев непрерывно уменьшается. Если в 1926 94,9% немцев назвали немецкий язык своим родным, то в 1939 — 88,4, в 1959 — 75,0%, в 1970 — 66,8, в 1979 — 57,0%. По данным переписи населения 1989, 48,7% немцев бывшего Союза считали своим родным немецкий язык, а 50,8% — русский (кроме того, 45,0% немцев свободно им владели). Что касается немцев Российской Федерации, то здесь родным считали немецкий язык 41,8% (русский — 53,2% и свободно им владеет — 38,4%). Таким образом, немцы России становятся всё более русскоязычными.

Т. Д. Филимонова, Т. Б. Смирнова

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 370-375.


НÉМЦЫ, ед. ч. нéмец м., нéмка ж. Самоназвание дойче, нем. Deutsch(er), мн. ч. die Deutschen. Названия Н. в некоторых других европейских языках: англ. German; франц. Allemand; итал. tedesco; исп. tudesco; португ. alemão; польск. Niemiec; чеш. Nemec; рум. german, neamţ; швед. tyscen; дат. tyscer; голл. Duitser; фин. saksalainen; венг. német; схрв. Немац; эст. saksalane; латыш. vācietis; лит. vokietis; болг. немец. Локальные различия между отдельными этническими группами Н. восходят к раннесредневековым этническим общностям, на основе которых консолидировался немецкий этнос. Память о них сохранилась в самоназваниях групп швабов, австрийцев, баварцев, ципсеров, саксонцев и др., проживающих в Германии и за её пределами, в том числе в России. В России выделяется также группа поволжских Н. (Wolga-deutschen), имеющая своё территориальное самосознание. Н. говорят на немецком языке, относящемся к западногерманской подгруппе германской группы индоевропейской языковой семьи. В немецком языке выделяются три группы диалектов: нижненемецкая, средненемецкая и южнонемецкая. Каждая из них подразделяется на западную и восточную подгруппы диалектов. У Н. России представлены все три диалектные группы; наиболее распространены нижненемецкий, рейнско-пфальцский, гессенский, швабский, северобаварский диалекты. Н. – основное население ФРГ (76, 4 млн) со столицей г. Бонн (с 1991 столицей считается г. Берлин, но правительство находится в Бонне). Н. проживают также в США (более 5 млн), в странах б. СССР (более 2 млн), в том числе в Казахстане (957, 5 тыс.), России, Киргизии (101, 3 тыс.), Узбекистане, Таджикистане, в Украине и других республиках; в Канаде (1, 2 млн), Бразилии (0, 8 млн) и других странах Европы и Латинской Америке, в Австралии и Южной Африке. Общая численность Н. в мире – 86 млн чел. (при подсчётах Н. в некоторых странах в общее число Н. включаются и германоязычные выходцы из др. стран – Австрии, Швейцарии, Голландии). По данным Всесоюзной переписи населения 1989, в РФ проживают 842 295 чел. Н. (41, 32 % всех Н. бывшего СССР), из них 41, 8 % считают родным язык своей национальности, 58 % – русский язык, 0, 2 % – другие языки. В России Н. проживают в основном в Омской, Новосибирской, Тюменской. Волгоградской, Саратовской, Пермской, Самарской обл.; в Алтайском, Красноярском, Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Республике Коми, Хакасии, Башкирии, Кабардино-Балкарии.
Этногенез Н. уходит корнями в историю древних германских племён, которые формировались как отдельная группа внутри индоевропейской языковой области начиная с эпохи позднего бронзового века (сер. 2-го – нач. 1 тыс. до н. э.). Формирование германцев происходило, по-видимому, в Северной Европе, откуда они постепенно продвигались в южном направлении. В конце 1-го тыс. до н. э. германцы, обитавшие между Одером и Рейном и частично смешавшиеся с кельтами и ретами, распространились на всю территорию, в пределах которой позднее складывался немецкий этнос. В I – II вв. н. э. эта область была занята саксами, англами, лангобардами, херусками, хаттами, свевами, маркоманнами, бургундами, ругиями, готами и др. германскими племенами, которые в III – IV вв. стали объединяться в большие племенные союзы: франков, саксов, баваров, алеманнов, тюрингов и др. Эти племенные союзы и стали основой постепенно складывающейся немецкой этнической общности. В эпоху Великого переселения народов (IV – VI вв.) часть германских племён утвердилась на территории Западной Римской империи; в раннефеодальный период (VI – XI вв.) здесь существовало государство франков, которые постепенно завоевали земли своих соседей. После распада империи Карла Великого (IX – XI вв.) в составе «Королевства восточных франков» был ряд германских областей – Бавария, Алеманния (Швабия), Франкония, Саксония, Тюрингия, позже присоединились Лотарингия и Фрисландия. В результате завоеваний X – XI вв. немецкие феодалы положили начало Священной Римской империи, присоединив к своим владениям Бургундию с романским населением, Италию, земли полабских и поморских славян и части балтов. Период развитого феодализма (кон. XI – сер. XV вв.) характеризуется междоусобными войнами и захватами земель на востоке (в XIII вв. завоевание земель ливов и эстов Орденом меченосцев, пруссов – Тевтонским орденом; в XVI в. – захват Австрии и Штирии Габсбургами). После серьёзных политических и религиозных потрясений XV – XVII вв. (Реформация во 2-й пол. XV в. – 1-й пол. XVI в.; Крестьянская война 1524 – 1525 гг.; Тридцатилетняя война 1618 – 1648) Германия распалась на ряд разобщённых территориальных княжеств, среди которых во 2-й пол. XVII в. усилилось Бранденбургско-Прусское государство. С 1701, когда королём Пруссии стал Фридрих I, велись многочисленные войны, имевшие целью объединение германских земель (например, Семилетняя война 1756 – 1763), причём Пруссия вела борьбу с Австрией за гегемонию в Германии, а также воевала с другими странами, стремясь к господству в области колониальной политики и торговли. Однако после падения Священной Римской империи и войны с Францией в 1806 Пруссия потерпела поражение и по Тильзитскому миру 1807 потеряла около половины своих территорий. В результате в 1815 – 1848 Германия оказалась вновь раздробленной и существовала в виде Германского союза 39 государств при руководящей роли Австрии. Новая борьба за объединение Германии началась со 2-й пол. XIX в. при прусском короле Вильгельме I и главе его правительства Бисмарке. Пруссия присоединила к своим владениям герцогства Шлезвиг и Гольштейн, нанесла поражение Австрии в войне 1866 и создала под своей эгидой Северогерманский союз из 22 государств, расположенных к северу от р. Майн. В 1870 Германия воевала с Францией, в результате чего аннексировала Эльзас и Восточную Лотарингию; в 1871 была создана объединённая Германия. Конец XIX в. ознаменовался для Германии колониальными захватами в Африке и Новой Гвинее, а в 1-й пол. ХХ в. Германия участвовала в обеих мировых войнах. С 1919 в Германии была провозглашена так называемая Ваймарская республика, а в 1933 к власти в стране пришла фашистская диктатура. После поражения Германии во 2-й мировой войне произошло её разделение на четыре оккупационные зоны, а затем были образованы два германских государства: Федеративная Республика Германия (20.9.1949) и Германская Демократическая Республика (7.10.1949). Новое объединение Германии произошло лишь 3.10.1990.
В этнической истории Н. большую роль играли миграции в другие страны. В частности, в Россию Н. начали переселяться с конца средневековья (к эпохе Петра I в Москве уже была Немецкая слобода). Приток немецких колонистов постепенно усиливался, но основная их масса переселилась в Россию во 2-й пол. XVIII – 1-й пол. XIX в. Наибольшее количество немецких поселений находилось в нижней части Поволжья. 19.10.1918 заселённые немецкими колонистами земли были выделены в Трудовую коммуну немцев Поволжья (Автономная область немцев Поволжья), преобразованную в АССР 19.12.1924. Территория республики граничила с Саратовской и Сталинградскими областями и Казахской ССР; столицей её был г. Энгельс. С началом 2-й мировой войны республика была упразднена (28.8.1941) и Н. были переселены в Новосибирскую, Омскую обл., Алтайский карй, Казахстан и др. места. В настоящее время часть так называемых «советских» Н. репатриировалась в Германию; среди Н., остающихся в России и др. республиках СНГ, популярно движение за возвращение Н. в Поволжье.
О происхождении этнонима немец в русском языке (и других славянских) нет единого мнения. Одни исследователи убедительно выводят название немец от корня нем-, т. е. немец – «немой», «человек, говорящий неясно, непонятно», «иностранец»; при этом приводят диалектные слова и выражения: вятск. говорить нéмо «невнятно говорить (о ребёнке)», смол. нéмчик «малыш, ребёнок, который ещё не говорит» и др., ср. также др.-рус. Югра же людие есть язык нѣмъ, т. е. «чужой, иноязычный (немой) народ». Другие исследователи возводят общеславянское название нѣмецъ к кельтскому названию племени неметов (Nemetes), полагая, что славяне, усвоившие первоначально это название от кельтов, распространили его как «немой» (т. е. речь идёт о контаминации двух форм). Самоназвание Н. deutsch восходит к германскому слову theudo «племя, народ», от которого в VII – VIII вв. образовалось притяжательное прилагательное theudisca. Первоначально это слово относилось к франкам двуязычной северной Галлии, не подвергшихся романизации (т. е. «наш, родной. германо-франкский народ»), затем распространилось на соседнюю восточнофранкскую область, в которой говорили на германских диалектах, а в дальнейшем и на все германские племена к востоку от Рейна. Из западнофранкского theudisc \ theodisc произошла и средневековая латинская форма theodiscus, употреблявшаяся с 786 в языке каролингского двора и канцелярии. Это слово обозначало не только язык, но и всё германское население, особенно подвластное государству Карла Великого. Параллельно существовала латинская форма Teutonicus «тевтон, германец». С конца IX и в Х вв. название языка и говорившего на нём этноса theodisc \ teutonicus стало этнонимом, который относился к складывавшемуся немецкому народу (gens theudisca, gens Teutinicum). В нач. XII в. памятники впервые фиксируют выражения Diutsche Lant (обозначение Германии) и Diutschiu liutu, Diutschiu man для обозначения единой немецкой народности, в отличие от названий отдельных немецких племён. Другое обозначение Н. – рус. германец (мн. ч. германцы), англ. German, а также название страны Германия, англ. Germany, были усвоены римлянами, через которых они попали в европейские языки. Лат. Germania – слово неизвестной этимологии, по-видимому, кельтского или иллирийского происхождения. Название германцы употребляется и в более широком смысле: для обозначения всех древних германских племён. Во французском языке этноним allemande «немец» восходит к названию германского племенного союза алеманны (аламанны) – герм. allemani, allamanni (с 213 г.) – «все люди». Это название, известное романскому населению, жившему в приграничной с германцами области, закрепилось во французском языке для обозначения всего немецкого народа. Во время 1-й мировой войны употреблялось пренебрежительное слово bosch (бош) по отношению в Н. Названия отдельных этнических групп Н. связаны большей частью с их происхождением: швабы – живущие в Швабии или выходцы из этой области; баварцы – из Баварии, ципсеры – из словацкой области Спиш-Ципс; поволжские немцы – выходцы из Поволжья и т. д. Название меннониты было первоначально конфессиональным понятием (протестантская секта), которое со временем приобрело этноконфессиональный смысл. В России все эти группы немецких переселенцев, а впоследствии и смешавшиеся с ними колонисты из других стран – голландцы, австрийцы, французские гугеноты, швейцарцы, – назывались немцами. В настоящее время большинство российских Н. называют себя дойче, но отличают себя от Н. Германии.

Литература:

Беркович М. Е. О характере немецкой средневековой этнической общности в XI – XIII вв. \\ Средние века. Вып. 36. М. 1973; Ковалёв Г. Ф. Этнонимия славянских языков. Воронеж, 1991; Колесницкий Н. Ф. Донациональные этнические общности (на материале средневековой Германии) \\ Расы и народы. 8. М. 1978; Очерки истории Германии с древнейших времён до 1918 г. М. 1959; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. М. 1987; Филимонова Т. Д. Тенденции этнического развития немцев СССР \\ Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде. М. 1989; Шустрова И. Ю. Советские немцы: Этапы этнической истории и современные этнополитические проблемы \\ Проблемы истории СССР и Германии 20-х – 40-х годов. Ярославль, 1991; Deutsche Geschichte in 10 Kapiteln. D. 1988; Germanen – Slawen – Deutsche Forschungen zu ihrer Ethno-genese. B. 1968.

Цитируется по лингвоэтнологическому дополнению к книге М.В. Майорова и О.А. Князевой «Немцы Тульского края» (Тула: Левша, 2007):  Р. А. Агеева. Какого мы роду племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. – М.: Academia, 2000. – С. 229-233. (Подг. текста цитаты спец. для сайта Хронос: М. В. Майоров).


Далее читайте:

Немцы Тульского края. Тула: Левша, 2007. – 188 с., ил. (анонс, оглавление и фрагменты книги).

Яковлев А. И. Воспоминания. Рукопись.1983 год. Черевковский филиал Красноборского историко-мемориального и художественного музея Архангельской области. Подготовка и комментарии   В.И. Щипин.16 декабря 2006 года. IV. Февральская и Октябрьская революции 1917 года. (См. о немцах, высланных на время Первой мировой войны в тыловые районы страны).

Дебольский Н.Г. Начало национальностей в русском и немецком освещении.

Приб Александр. О неграх и линчевании, о евреях и антиcемитизме. 22.01.2011

Приб Александр. Германия в плену исторических мифов. 22.12.2010

Приб Александр. Кто же чужой на этом празднике жизни? 09.12.2010

Приб Александр. Советские евреи против российских немцев. Ба, знакомые все лица! 03.12.2010

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС