М.Ф. Пахомкина |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2005 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
|||||||||||||||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
М.Ф. ПахомкинаФИЛОСОФИЯЗадачи, упражнения, тесты, творческие заданияЧАСТЬ ПЕРВАЯФилософия: основные этапы и направления ее развитияТема. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ I. Интеллектуальная разминка 1. Особенность средневекового мышления, для которого реальностью, определяющей сущее, выступает не природа, а Бог. 2. Способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие внутреннее состояние человека, его души. 3. Одно из центральных понятий христианско-философских учений. 4. Собрание древних текстов, канонизированное религиозной традицией иудаизма и христианства в качестве Священной книги. 5. Учение о сотворении мира Богом. 6. Философ-теолог IV в., попытавшийся рассмотреть всемирно-исторический процесс с позиций христианского вероучения и положивший начало философии истории. 7. Выдающийся представитель зрелой схоластики, систематизатор христианской догматики. 8. Учение Отцов Церкви называется __________. 9. Универсалии. Что это? 10. Установка, согласно которой универсалии существуют до, вне и помимо единичных вещей. 11. Какова позиция Абеляра относительно универсалий? 12. Учение, согласно которому реально существует лишь единичное, в то время как общие понятия есть не более, чем имена, звуки. 13. Совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога. 14. Доктрина, признающая существование единого Бога. 15. Многобожие. 16. Направление в католической философии, основанное Ф. Аквинским. 17. Способность непосредственного постижения истины. 18. Умерщвление плоти для возрастания духа. 19. Отклонение от официального вероучения. 20. Тип средневековой теологической философии (и метод философствования), отличительной особенностью которого является оторванность от реальной действительности, замкнутость, крайний догматизм, беспрекословное подчинение религиозным идеям. 21. Религиозное учение, имеющее своей целью оправдание всеблагого Бога перед наличием в мире зла. 22. Религиозно-философское учение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель заданы таинственными силами, Провидением. 23. Кому из средневековых мыслителей принадлежит высказывание: «Верую, ибо абсурдно», согласно которому, чем более божественные истины противоречат здравому смыслу, тем более они верны? 24. Назовите временные рамки Средневековья. 25. Учение о средних веках называется _________.
II. Задачи, упражнения, комментарии. 1. А) «Верую, чтобы понимать»; 1) Абеляр; Б.) «Понимаю, чтобы верить»; 2)Ансельм Кентерберийский; В) «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь»; 3) Тертуллиан; Г) «Верую, ибо абсурдно». 4) Августин. · Соотнесите суждения и их авторов. · Что такое разум? Что такое вера? · Как они соотносятся в приведенных высказываниях? · Как в них отражена философско-теологическая позиция авторов? · Почему проблема соотношения разума и веры оказалась актуальной в эпоху Средневековья?
2. А. Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждующих царств – царства земного и царства Божьего: «Два Града, - пишет он, - созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе и небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе». История имеет свое начало, свой смысл и свое завершение – распространение христианства и победа его во всемирном масштабе. · К какой области философского знания относятся эти рассуждения? · Каким по своей сути является это учение об обществе? · В чем его значение?
3. Научный метод опирается на опыт, в мистике «истина открывается» в состоянии экстаза. Каковы особенности схоластики как метода философствования?
4. Виндельбанд называет философскую позицию А. Августина «метафизикой внутреннего опыта», а его самого – «виртуозом» описания душевных состояний человека. · Прокомментируйте эту оценку. · Ответьте на вопрос, в чем отличие подходов к человеку у Августина и Сократа? · Как антропология Августина связана с христианством?
5. Прокомментируйте высказывание, к которому часто прибегал Ф. Аквинский: «Философия есть служанка богословия».
III. Заполните таблицы 1. Основные этапы средневековой философии
2. Философское и религиозное мироуяснения (на примере античной и средневековой философии)
3. Проблема человека в эллинистической и средневековой философии
IV. Тематика творческих заданий. 1. Феномен веры. 2. «Чему не верится, то не волнует нас» (поэт Буало) 3. Смысл и значение доказательства бытия Бога в средневековой философии. 4. Будет ли Бог в будущем? 5. «Если Бога нет, то все дозволено».
V. Тесты 1. Особенностью средневекового мышления и философии выступал… А) Теоцентризм; Б) Антропоцентризм; В) Космоцентризм; Г) Гуманизм.
2. Основное средство религиозного постижения мира - … А) Разум; Б) Вера; В) Опыт; Г) Созерцание.
3. Совокупность учений Отцов Церкви, направленных на обоснование христианского учения, называется … А) Схоластикой; Б) Патристикой; В) Апологетикой; Г) Антропоцентризмом.
4. Главный труд А. Августина … А) «О природе вещей»; Б) «Исследования о человеческом разуме»; В) «О бессмертии вещей»; Г) «Исповедь».
5. Теолог-схоласт, чье учение официально объявлено «единственно истинной философией», - … А) Ансельм Кентерберийский; Б) У. Оккам; В) Ф. Аквинский; Г) Бонавентура.
6. Впишите ключевые слова: «Религия – такое мироощущение и мировосприятие, в основе которого лежит ________».
7. Источником средневековой философии не является … А) Философия Платона; Б) Священное Писание; В) Милетская школа; Г) Неоплатонизм.
8. Найдите соответствие между: Философско-религиозное течение Век
А) Неоплатонизм; 1) XIII в.; Б) Августианство; 2) II в.; В) Неотомизм; 3) V в.; Г) Томизм. 4) XIX в.
9. Религиозное учение, имеющее своей целью оправдание всеблагого Бога перед наличием в мире зла, есть- … А) Теизм; Б) Креационизм; В) Теодицея; Г) Геоцентризм.
10. Термин «креационизм» с латинского языка переводится как … А) Сотворение; Б) Бог; В) Отец; Г) Провидение.
Дополнительная литература 1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М., 1993. 2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я Гуревич – М., 1972. 3. Ильин В. В. Философия Средневековья и эпохи Возрождения / В. В. Ильин. – СПб, 1992. 4. Клопстон Ф. Ч. История средневековой философии / Ф. Ч. Клопстон. – М., 1997. 5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М., 1992. 6. Майоров В. В. Средневековая философия / В. В. Майоров. – М., 1979. 7. Соколов В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М., 1979. 8. Философия Средневековья. Хрестоматия. Кн. I. – СПб, 1994. 9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М., 1991. 10. Честертон Г. К. Вечный человек / Г. К. Честертон. – М., 1991.
Далее читайте:А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с. Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие
/ Э.О. Леонтьева. — Русская национальная философия (философский проект).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |