М.Ф. Пахомкина |
|||||||||||||||||||||||||||
2005 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
||||||||||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
М.Ф. ПахомкинаФИЛОСОФИЯЗадачи, упражнения, тесты, творческие заданияЧАСТЬ ПЕРВАЯФилософия: основные этапы и направления ее развитияТема. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
IGDA I. Интеллектуальная разминка 1. Центральными темами философских размышлений Нового времени были ________. 2. Наука, оказавшая заметное влияние на философию Нового времени. 3. Философское учение, исходящее из того, что мир существует объективно, то есть независимо и вне человеческого сознания. 4. Родоначальник новоевропейского материализма и опытной науки. 5. У истоков европейского рационализма стоял ________. 6. Раздел философии, изучающий познание. 7. Целью познания Ф. Бэкон и Р. Декарт считали _______. 8. Философское направление, сторонники которого утверждали, что «нет ничего в разуме, чего бы прежде не было в опыте». 9. Ничего в мире не происходит по воле случая, все необходимо предопределено. Такая мировоззренческая установка есть ______. 10. Исходным пунктом, отправным началом для новых поисков в процессе познания Р. Декарт признавал _______. 11. Основной труд Т. Гоббса, где он рассматривает государство как «политическое тело», созданное людьми. 12. Формула: «Бог или субстанция, или природа»демонстрирует позицию _______. 13. Она принадлежит голландскому мыслителю _______. 14. Мировоззренческая установка, вытесняющая Бога из повседневной жизни природы и человека и оставляющая ему лишь роль перводвигателя. 15. Дуализм есть философское учение, считающее основой мира _______. 16. Философ Нового времени, создавший концепцию множественности субстанций. 17. Движение мысли от общего к частному или вывод по правилам логики. 18. Умозаключение, идущее от фактов к некоторому обобщению. 19. Кто из философов Нового времени уподобил сознание «чистой доске»? 20. Патриархом Просвещения и автором первого в мире философского словаря был ______. 21. Основной причиной всех зол и бедствий на Земле просветители называли _______. 22. Социально-философская концепция, согласно которой функционирование и развитие общества обусловливаются местоположением страны, ее климатическими условиями. 23. Сторонником этой концепции в Новое время был _______. 24. Какую линию в европейской философии разрабатывал Д. Беркли? 25. Дайте философскую оценку позиции: «Идеи правят миром».
II. Задачи, упражнения, комментарии 1. К. А. Гельвеций сравнивал процесс познания с судом, где пять органов чувств это пять свидетелей, которые только и могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражая, заявили, что Гельвеций забыл судью. · Что имели в виду оппоненты Гельвеция под судьей? · Как можно охарактеризовать гносеологическую позицию философа? · В чем ее ограниченность? · Что собой, по-вашему, представляет процесс познания в полном объеме?
2. В философии Нового времени в рамках теории познания шел спор между рационализмом и эмпиризмом. · Какими факторами социального развития он был обусловлен? · Какова сущность, специфика, позитивные достижения эмпиризма? · Каковы его недостатки? · Рационализм: его ориентации и значение для развития научного знания, ограниченности.
3. «Человек – машина», - утверждал в одноименном произведении Ламетри. «Человек – не машина», возражал ему Дидро. · Какие мировоззренческие установки относительно человека здесь заданы? · Что общего между машиной и человеком? Что их отличает? · Правильно ли высшей ценностью человека считать его интеллект, разум? · Ответ аргументируйте.
4. Французский философ Ларошфуко писал: «Миром правят судьба и прихоть». Другой француз Ш. Монтескье утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно бы погиб, если не в этом, то в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить событий, постоянно порождаемых природой вещей». · Сравните эти два подхода к истории и человеческим поступкам, выявите их специфику. · Как называется позиция Ларошфуко? Что имеет в виду Монтескье, говоря о «случайностях фортуны»? · Что такое «природа вещей»? Как она влияет на ход событий? · Что же, по-вашему «правит миром»?
5. Прокомментируйте слова Вольтера, который, говоря о смысле человеческой жизни, призывал каждого «возделывать свой сад», считая, что это спасает человека от «трех зол: скуки, порока и нужды».
III. Заполните таблицы 1 Анализ философских систем Нового времени
2. Методы познания, выделенные Ф. Бэконом
3. Субстанциональный анализ философских систем Нового времени
IV. Тематика творческих заданий 1. Гений. Кто он? «Широта ума, сила воображения и активность души - вот что такое гений» (Д. Дидро). 2. «Природу человека лучше всего обнаружить в уединении, ибо он сбрасывает с себя показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила, а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки» (Ф. Бэкон). 3. «В каждом человеке природа исходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первые и истребляет вторые» (Ф. Бэкон). 4. Стыд как отличительная особенность человека и состояние его души. «Стыд, - пишет Р. Декарт, - есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей из страха перед порицанием». 5. «Язык есть паутина, в которой слабые умы запутываются, а умные – легко прорываются». (Т. Гоббс)
V. Тесты 1. Философы Нового времени, по преимуществу, размышляли над проблемами ... А) Онтологическими; Б) Гносеологическими; В) Аксиологическими; Г) Антропологическими.
2. Учение об «идолах» (призраках), которые «осаждают умы людей», создал … А) Д. Локк; Б) Ф. Бэкон; В) Б. Спиноза; Г) Г. Лейбниц.
3. Проблема научного метода является главной в философии … А) Древней Греции; Б) Средневековья; В) Нового времени; Г) Возрождения.
4. Субстанцией в философии Г. Лейбница выступает …. А) Материя; Б) Монада; В) Ощущение; Г) Тело.
5. Субстанция-монада Лейбница от демокритовской субстанции-атома отличается … А) Формой; Б) Величиной; В) Гибкостью; Г) Наделенностью душой.
6. «Свобода есть познанная необходимость - позиция, принадлежащая… А) Спинозе; Б) Августину; В) Лейбницу; Г) Беркли.
7. У истоков философско-политического учения об «общественном договоре» стоял… А) Локк; Б) Гоббс; В) Декарт; Г) Спиноза.
8. Найдите соответствие: Автор Его произведение А) Декарт; 1) «Опыт о человеческом разуме»; Б) Локк; 2) «Новая Атлантида»; В) Бэкон; 3) «Правило для руководства ума»; Г) Спиноза. 4) «Этика».
9. Высказывание: «Существовать – значит быть воспринимаемым» выражает суть … А) Материализма; Б) Объективного идеализма; В) Субъективного идеализма; Г) Мистицизма.
10. Д. Локку принадлежит афоризм: А) «Человек человеку - Бог»; Б) «Человек человеку - волк»; В) «Человек человеку - друг»; Г) «Человек человеку - брат».
Дополнительная литература 1. Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1972. 2. Вальяно М. В. Основы философской культуры / М. В. Вальяно.– М., 1999. 3. Ильин В. В. Философия Нового времени / В. В. Ильин. – СПб., 1993. 4. Идеи и наш мир: великие концепции прошлого и настоящего. – М., 1998. 5. Кузнецов В. Н., Грязнов А. А., Мееровский Б. К. Западноевропейская философия XVIII века / В. Н. Кузнецов, А. А. Грязнов, Б. К. Мееровский. – М., 1986. 6. Момджан Х. Н. Французское Просвещение XVIII века / Х. Н. Момждан. – М. 1991, 7. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М. 1991. 8. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века / И. С. Нарский. – М., 1974. 9. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков / В. В. Соколов. – М., 1999. 10. Шашкевич П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич – М., 1976. 11. Хесле В. Гении философии Нового времени / В. Хесле. – М., 1992. Далее читайте:А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с. Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие
/ Э.О. Леонтьева. — Русская национальная философия (философский проект).
|
||||||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
||||||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |