М.Ф. Пахомкина |
|||||||||||||||||||||||
2005 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
||||||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
М.Ф. ПахомкинаФИЛОСОФИЯЗадачи, упражнения, тесты, творческие заданияЧАСТЬ ПЕРВАЯФилософия: основные этапы и направления ее развитияТема. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
IGDA Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих. I. Интеллектуальная разминка 1. Исторические рамки немецкой классической философии. 2. Родоначальником немецкой классической философии считают ________. 3. Категория гегелевской философии, указывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия. 4. Кому из представителей немецкой классической философии принадлежит высказывание: «Поприще философии в этом широком значении можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?» 5. Правило, которым руководствуется в своем поведении и поступках человек, называется _________. 6. Правило, требующее обязательного исполнения, есть _______. 7. Основные положения его сформулировал в своей этике _______. 8. Гегелевская философия, по сути, это – философия _______. 9. Материализм Л. Фейербаха по своему содержанию был _______. 10. В чем состоит великая заслуга Гегеля? 11. Свой метод Гегель применил к объяснению _______, поэтому его философская система называется _______. 12. Какие проблемы решал Кант в раннем, докритическом периоде своей деятельности? 13. Какова философская проблематика Канта в зрелом – «критическом» периоде? 14. Философия марксизма это - философия _______. 15. «Материя не есть продукт духа, дух есть высший продукт материи». Это суждение демонстрирует позицию ________ в философии. 16. Ее сторонником был представитель немецкой классической философии ______. 17. Непосредственными теоретическими источниками марксистской философии являются ________. 18. Общество на определенном этапе исторического развития в марксистской философии обозначается понятием _______. 19. Отношение мышления к бытию, сознания к материи – так в марксистской философии трактуется ________. 20. Суждение: «Человек человеку - Бог» принадлежит _________. 21. Агностицизм И. Канта это - отрицание возможности познать _______. 22. Что, по мнению Гегеля, выступает источником движения и развития? 23. К. Маркс так выразился о предназначении своей философии: «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы ______ его». 24. Основным противоречием капиталистического общества, ведущим его к преобразованию в социалистическое, К. Маркс считал противоречие между ________. 25. Работы «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего» написал ________.
II. Задачи, упражнения, комментарии 1. По Гегелю, диалектика есть основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им мира. Ф. Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. · Что же такое диалектика? Каковы ее основные принципы? · Чем марксистская диалектика отличается от гегелевской?
2. Л. Фейербах писал: «Новая философия превращает человека, включая и природу его, в единственный универсальный и высший предмет философии, превращает, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». · Сравните понимание предмета философии Л. Фейербахом и Гегелем. · Определите философское направление, к которому тяготеет Л. Фейербах. · Почему в философии Фейербаха человек превращается в абстрактное, вне мира обитающее существо, в «человека вообще»? · Почему Л. Фейербах так и не смог дать ответы на вопросы о различии сознания людей, живущих в разные эпохи и принадлежащих к разным национальным и социальным группам?
3. И. Канту принадлежит одна из формулировок категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». · Что такое категорический императив И. Канта? · Во всех ли обществах он осуществим? · Актуальна ли эта проблема сегодня? · Каково ваше отношение к категорическому императиву Канта?
4. Сравните гносеологические позиции двух авторов: «Критики чистого разума», где утверждается, что познавательные способности разума ограничены: разум не может познать всего в силу того, что он постоянно наталкивается на противоречия».
«Основных положений философии будущего», где отстаивается противоположная точка зрения: познавательные возможности разума безграничны. «То, что не познаем мы, познают наши потомки». · Кому принадлежат эти работы и высказывания? · Какова их гносеологическая ориентация? · Как аргументирует свою позицию автор «Критики чистого разума»? · Каково ваше отношение к приведенным установкам?
5. «Способ производства материальных благ обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Общественное бытие определяет общественное сознание». · Назовите автора данного суждения? · Как он решает основной вопрос философии? · Какое направление в понимании общества здесь представлено?
III. Заполните таблицы 1. Предмет философии в немецкой классической и марксистской философии
2. Познавательные способности человека, по Канту
3. Философия марксизма
IV. Тематика творческих заданий 1. Категорический императив И. Канта и реальная мораль в обществе. 2. «Деятельность есть наше определение». (И. Кант) 3. «Счастье вообще – вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-нибудь в ином месте». (М. Шамфор). 4. «Вера – это тоже знание, но в своеобразной форме». (Гегель). 5. Философия и науки. «Другие науки, сколько бы они ни пытались рассуждать, не обращаясь к философии, без нее не могут обладать ни жизнью, ни духом, ни истиной». (Гегель).
V. Тесты 1. Найдите соответствие: Философ Основное понятие его философии
А) Гегель; 1) Общественно-экономическая формация; Б) Фихте; 2) Человек; В) Маркс; 3) «Я»; Г) Фейербах. 4) Абсолютная идея.
2. Гегелем разработаны основные законы … А) Механики; Б) Антропологии; В) Религии; Г) Диалектики.
3. «Вещь в себе» в философии И. Канта означает … А) Закон; Б) Проявление скрытого смысла вещей; В) Сущность вещи; Г) Случайность.
4. В докритический период философской деятельности И. Канта интересуют проблемы …. А) Этические; Б) Антропологические; В) Философии природы; Г) Метафизические.
5. Философская система Гегеля является … А) Дуалистической; Б) Материалистической; В) Прагматической; Г) Идеалистической.
6. Ф. Энгельсу принадлежит произведение …. А) «Энциклопедия философских наук»; Б) «Мир как воля и представление»; В) «Сущность христианства»; Г) «Диалектика природы».
7. По Канту, единственно здравым путем познавательной деятельности выступает … А) Скептицизм; Б) Догматизм; В) Критика; Г) Схоластика.
8. Согласно Л. Фейербаху, общественное развитие определяется …. А) Долгом; Б) Мышлением; В) Объективными законами; Г) Любовью.
9. Религия Л. Фейербаха основана на признании … А) Бога как существа, вынесенного за пределы самого человека; Б) Бога, растворенного в природе; В) Бога, находящегося в самом человеке.
10. Главным фактором развития общества К. Маркс считал … А) Экономический; Б) Политический; В) Географический; Г) Психологический.
Дополнительная литература 1. Антология мировой философии: В 4 тт. – Т. 3. – М., 1971. 2. Бушуева В. В. Философия XIX века / В. В. Бушуева. – М., 1994. 3. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М., 1986. 4. Ильин В. В. Философия Нового времени (XIX век) / В. В. Ильин. – М., 1994. 5. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия / В. Н. Кузнецов. – М., 1986. 6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-ое изд. - Т. 3. 7.Мотрошилова Н. В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н. В. Мотрошилова. – М., 1990. 8. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века / И. С. Нарский. – М., 1976. 9. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел - Кн. 3. Ч. 2. - М., 1993. 10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Любое издание. Далее читайте:А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с. Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие
/ Э.О. Леонтьева. — Русская национальная философия (философский проект).
|
||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |