М.Ф. Пахомкина |
|||||||||||||||||||
2005 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
М.Ф. ПахомкинаФИЛОСОФИЯЗадачи, упражнения, тесты, творческие заданияЧАСТЬ ПЕРВАЯФилософия: основные этапы и направления ее развитияТема. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX - начала XX ВВ. I. Интеллектуальная разминка 1. Основными научными открытиями конца XIX - нач. XХ вв., заставившими философию переосмыслить круг своих проблем, стали … 2. Философское направление, выступившее за то, чтобы философия отказалась от метафизических проблем и опиралась бы только на достоверное научное знание. 3. Его основателем считают _______. 4. Вторая форма этого направления возникла в конце XIX века и получила название _______, что означает ________. 5. В первой половине ХХ столетия оно приобретает форму _____. К его представителям относятся М. Шлик, Р. Карнап, («Венский кружок»), Б. Рассел, Л. Витгенштейн. 6. По мнению Л. Витгенштейна, главной задачей этой философии должен стать анализ _______. 7. Представитель новейшего варианта неопозитивизма, постпозитивист К. Поппер уточняет предмет философии и считает таковым не исследование структуры научного знания (языка науки, понятий), а _____. 8. Другим направлением западной философии XIX-XX вв. стал _______, определивший своей целью в противовес классической философии не поиск абстрактных истин, а выработку арсенала конкретных средств и рекомендаций, с помощью которых люди могли бы решать жизненно важные проблемы. 9. Его основателями были ______. Основной же категорией стала категория _______. 10. Главными социально-политическими событиями ХХ века, обусловившими появление такого варианта неклассической философии, как экзистенциализм, явились ________. 11. Предметом экзистенциальной философии стали проблемы _______. 12. Истоки этой философии лежат в размышлениях философа ______, современными же ее представителями являются _________. 13. Главные черты экзистенциализма _________. 14. Проблемы свободы вообще, свободного выбора в частности, и ответственности человека за то, что он совершает, стали центральными в философии _______ (назовите философа). 15. О бессмысленности и абсурдности человеческого бытия пишет другой французский мыслитель _________. 16. Остро ставит вопрос о смысле человеческого существования, его наполненности заботой о жизни человека, которая есть не что иное, как бытие к смерти, немецкий философ _______. 17. Направление современной философии, объясняющее ведущую роль бессознательных и иных психических процессов в жизни людей. 18. Его основатель _____, его последователи, применившие психоанализ для объяснения явлений культуры, общества, творчества _________. 19. Современная теологическая философия, главными вопросами которой стали бытие Бога как творца сущего и человека как его высшего творения. 20. Теоретической базой этого направления выступает учение _______, основным принципом которого выступает принцип ________. 21. Герменевтика – еще одно направление современной философии. Оно исследует теорию и практику ________. 22. Основным предметом герменевтического анализа выступают _________. 23. Философское направление, сосредоточившее свое внимание на внутреннем мире человека, его сознании и стремящееся выявить и описать те структуры, которые позволяют формировать результаты познавательной деятельности, есть _______. 24. Его основатель – немецкий философ ______.
II. Задачи, упражнения, комментарии 1. По мнению американского философа Ч. Пирса – представителя прагматизма, «истина это – то, во что мы верим». · Что такое прагматизм? · Каковы основные его положения? · Как с ним связано высказывание Ч. Пирса? Выскажите свое отношение к прагматизму.
2. Сравните следующие два высказывания русского философа Н. А. Бердяева: «Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом».
«В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы – не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».
· Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин? · Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность? · Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?
3. М. Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он обнаруживает его в «обществе». Общественный человек есть для него естественный человек. Христианин усматривает человечность человека в свете его отношения к божеству. В плане истории спасения он – человек как дитя Божие, слышащее и воспринимающее зов Божий во Христе. Человек не от мира сего, поскольку мир, в теоретически-платоническом смысле, остается лишь эпизодическим преддверием к потустороннему». · За что экзистенциалист М. Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека? · Каковой видит сущность человека сам Хайдеггер? Что больше всего привлекает его в человеке? · Что такое экзистенция? И о каких экзистенциях здесь идет речь?
4. Прокомментируйте следующий парадокс, который сформулировал известный представитель неотомизма Э. Жильсон: «Цель философии – доказать Бога, но только признав свою беспомощность, она может этого достичь».
III. Заполните таблицы 1. Основные черты постклассической философии (по сравнению с классикой)
2. Основные направления современной западной философии
3. Основные школы позитивистской философии
IV. Тематика творческих заданий 1. «Идея сверхчеловека» и «воли к власти» Ф. Ницше. 2. Философия жизни – поиск иррациональных основ европейской культуры. 3. Бессознательное и его роль в человеческой психике и социальной сфере. 4. Философия свободы Н. А. Бердяева. 5. Одиночество и покинутость как онтологические проблемы.
V. Тесты 1. «Наука не нуждается ни в какой, стоящей над ней философии», - тезис, характерный для философии … А) Экзистенциализма; Б) Прагматизма; В) Позитивизма; Г) Герменевтики.
2. Основателем школы психоанализа был … А) Ч. Пирс; Б) З. Фрейд; В) Э. Фромм; Г) Тейяр де Шарден.
3. Соотнесите: Философ Философское направление А) О. Конт; 1) Экзистенциализм; Б) Э. Гуссерль; 2) Прагматизм; В) Ж.-П. Сартр; 3) Позитивизм; Г) Д. Дьюи. 4) Герменевтика.
4. Автором работы «Бунтующий человек» является … А) М. Хайдеггер; Б) А. Камю; В) Э. Фромм; Г) К. Ясперс.
5. Категория «архетип» - основная в философии … А) С. Кьеркегора; Б) Э. Гуссерля; В) Э. Фромма; Г) К. Юнга.
6. Завершите определение: «Иррационализм – философское направление, в основе миропонимания которого лежит ___________».
7. Идеи «переоценки всех ценностей», «воли к власти», «сверхчеловека» ввел в оборот … А) К. Маркс; Б) С. Кьеркегор; В) Ф. Ницше; Г) Г. Марсель.
8. Соотнесите: Автор Его произведение А) А. Камю; 1) «Логико-философский трактат»; Б) М. Хайдеггер; 2) «Миф о Сизифе»; В) Л. Витгенштейн; 3) «Иметь или быть»? Г) Э. Фромм; 4) «Бытие и время».
9. Основателем позитивизма считается … А) О. Конт; Б) Б. Рассел; В) Г. Спенсер; Г) Ч. Пирс.
10. Соотнесите: Основное понятие Философ А) Всеобщая любовь; 1) Н.А. Бердяев; Б) Свобода; 2) Э. Фромм; В) Одномерный человек; 3) Э. Гуссерль; Г) Феномен. 4) Г. Маркузе.
Дополнительная литература 1. Бессонов Б. И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1-2 / Б. И. Бессонов. – М., 1997. 2. Воронина Т. В. Современная западная философия / Т. В. Воронина. – М., 1997. 3. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М., 1998. 4. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 1990. 5. Герменевтика: история и современность. – М., 1985. 6. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В. М. Лейбин. – М., 1990. 7. Проблемы человека в западной философии. – М., 1988. 8. Современная западная философия ХХ века. – М. 1995. 9. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд и др. – М., 1989. 10. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер. – М. 1991. Далее читайте:А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с. Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие
/ Э.О. Леонтьева. — Русская национальная философия (философский проект).
|
||||||||||||||||||
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
||||||||||||||||||
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |