М.Ф. Пахомкина |
||||||||||||||||||||
2005 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
|||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
М.Ф. ПахомкинаФИЛОСОФИЯЗадачи, упражнения, тесты, творческие заданияЧАСТЬ ВТОРАЯОсновные проблемы философии ХХ-ХХI вековТема. ГНОСЕОЛОГИЯ – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ I. Интеллектуальная разминка 1. Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно- исторической практикой. 2. Субъективный образ объективного мира, которым осознанно располагает человек, идеальное воспроизведение действительности. 3. Раздел философии, изучающий общественную природу познания, его возможности, границы, отношение знания к действительности, выявляющий условия достоверного знания. 4. Какая эпоха характеризуется как «гносеологический поворот» в философии? 5. Воспроизведите формулировку основного вопроса гносеологии, данную И. Кантом. 6. Сомнение в достоверности добытых знаний. 7. Древнегреческий мыслитель, стоящий у истоков такой гносеологической установки. 8. Учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей. 9. Способ теоретического освоения действительности. 10. Всеобщие понятия, в которых человек осознает мир. 11. Направление в гносеологии, полагающее чувственные восприятия основой и главной формой достоверного знания. 12. Система принципов и способов организации и построения познавательных действий, а также учение об этой системе. 13. Форма знания в виде научного предположения, требующая экспериментальной проверки. 14. Источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической и познавательной деятельности. 15. Отображение мира в духовных образах. 16. Постижение действительности с помощью теоретических средств. 17. Виды духовно-познавательной деятельности. 18. Знание, соответствующее какому-то моменту действительности. 19. Выделение определенных связей, отношений за счет отвлечения от всех остальных, главная особенность абстрактного познания. 20. Способность к рациональному мышлению называется _______. 21. Философское учение и метод, содержащие принципы рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении, развитии, единстве противоположностей. 22. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения. 23. Наука о законах и формах мышления. 24. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация истинного знания о действительности. 25. Свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном бытии, отношении к другим людям и богу.
II. Задачи, упражнения, комментарии 1. Г. Галилей писал: «Философия записана в огромной книге, раскрытой перед нашими глазами. Однако нельзя прочесть книгу, не зная языка и не различая букв, которыми она написана. Написана же она на языке математики, а ее буквы – это треугольники, квадраты, кружки, шары, конусы, пирамиды и другие геометрические фигуры, без помощи которых ум человека не может понять в ней ни слова; без них мы можем лишь наугад блуждать по темному лабиринту». · Что такое язык? · Действительно ли философия написана на языке математики? · Почему у Галилея сложилось такое мнение? · Есть ли у философии свой язык? Каков он? Приведите примеры.
2. Процесс познания, по словам В. И. Ленина, «идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». · Каков смысл этого суждения? · Что такое «живое созерцание»? Что такое абстрактное мышление? · Исчерпывается ли ими процесс познания? Ответ аргументируйте.
3. «Во всем послушать жизнь стремясь, Спешат явленья обездушить, Забыв, что если в них разрушить Одушевляющую связь, То больше нечего и слушать» (Гете). · Что значит «явленья обездушить»? · Что такое «одушевляющая связь»? · Против какой гносеологической установки предупреждает поэт?
4. «Истина не дается нравственно ущербному человеку», - писал русский религиозный мыслитель, представитель славянофильства И.В. Киреевский. · С какой особенностью русской философии связано это суждение? · Согласны ли Вы с ним? · Разве безнравственные люди не познают мир? · Почему для постижения истинного знания важна нравственная сторона дела? · Сравните это высказывание Киреевского с суждением французского писателя Рабле: «Знание без совести – погибель души».
5. Прокомментируйте следующее утверждение: «Познать мир до конца – это было бы чудом сосчитанной бесконечности».
III. Заполните таблицы 1. Решение вопроса о возможностях и границах познания в истории философии Гносеологическая установка Сущность Авторы и эпоха 1. Скептицизм 2. Агностицизм 3. Гносеологический оптимизм 4. Критицизм
2. Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистами
1. Эмпиризм 2. Рационализм 3. Иррационализм
3. Основные характерные черты истины
IV. Тематика творческих заданий 1. Что значит знать? 2. Искажение истины и ее социальная опасность. 3. Вера как конструктивный компонент человеческого познания. 4. Многообразие универсальных критериев истинности знания. 5. Знание и понимание.
V. Тесты 1. Раздел философии, основной категорией которого выступает «истина»… А) Онтология; Б) Гносеология; В) Эстетика; Г) Аксиология.
2. «Гносеологический поворот» в философии связан с именами … А) Ф. Бэкона; Б) Ф. Аквинского; В) Д. Локка; Г) Б. Спинозы.
3. Соотнесите: Автор Его гносеологическая позиция А) Д. Локк; 1) Мистическая интуиция; Б) Р. Декарт; 2) Эмпиризм; В) Н. Кузанский; 3) Рационализм; Г) Ф. Бэкон. 4) Сенсуализм
4. Практика это - … А) Чувственное восприятие мира; Б) Только материально-практическая деятельность людей; В) Логическое обоснование действительности; Г) Целеполагающая, чувственно-предметная деятельность людей по освоению и преобразованию действительности.
5. Классическим определением истины является … А) Истина это – полезность, эффективность знания; Б) Истина это – соответствие знания действительности; В) Истина это – свойство самосогласованности знаний; Г) Истина это - соглашение.
6. Наука как способ духовного освоения мира человеком возникает в эпоху … А) Античности; Б) Средних веков; В) Возрождения; Г) Нового времени.
7. Впишите ключевое слово: «_____ есть философская дисциплина, предметом которой выступает научное знание в его специальных характеристиках».
8. Направление в теории познания, основным источником познания считающее данные органов чувств, это - … А) Эмпиризм; Б) Рационализм; В) Сенсуализм; Г) Мистика.
9. На эмпирическом уровне научного познания используются такие методы, как … А) Наблюдение; Б) Идеализация; В) Сравнение; Г) Формализация.
10. Универсальный (философский) метод познания это – … А) Описание; Б) Наблюдение; В) Синтез; Г) Диалектика.
Дополнительная литература 1. Айдинян В. Ф. Система понятий и принципов гносеологии / В. Ф. Айдинян. – Л., 1991. 2. Андрюшенко М. Т. Познание и вера / М. Т. Андрюшенко. – Иркутск, 1990. 3. Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. – М., 1990. 4. Знание за пределами науки. – М., 1990. 5. Касавин И. Т. Познание в мире традиций / И. Т. Касавин. – М., 1990. 6. Козлова М. С. Вера и знание. Проблема границы / М. С. Козлова. //Вопросы философии. 1991. № 2. 7. Кураев А. О вере и знании без антиномий / А. Кураев. //Вопросы философии. 1992. № 7 8. Петрушенко В. Л., Щербатова Г. Н. Вера в духовном мире личности / В. Л., Петрушенко, Г. Н. Щербатова. – Львов. 1989. 9. Микешина Л. А. Вера, знание, понимание / Л. А. Микешина // Объяснение и понимание в специальных общественных науках. – М., 1989. 10. Познание в социальном контексте. – М., 1993. 11. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. – М., 1987. Далее читайте:А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с. Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие
/ Э.О. Леонтьева. — Русская национальная философия (философский проект).
|
|||||||||||||||||||
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|||||||||||||||||||
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |