М.Ф. Пахомкина |
|||||||||||||||||||||||
2005 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
||||||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
М.Ф. ПахомкинаФИЛОСОФИЯЗадачи, упражнения, тесты, творческие заданияЧАСТЬ ВТОРАЯОсновные проблемы философии ХХ-ХХI вековТема. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫЛЕНИЯ I. Интеллектуальная разминка 1. Философская дисциплина, в центре интересов которой стоит вопрос о человеке как особого рода сущем, осмысливаются природа, сущность, специфика его бытия. 2. Родоначальником философии человека считают ________. 3. Кому из древних философов принадлежит суждение о человеке как о «существе политическом»? 4. Статус человека как самоценной личности, соизмеримой в своих возможностях с божеством, был создан в эпоху _________. 5. Идея о том, что «человек – существо деятельное», создает особый мир – мир культуры и нравственности, где и реализуются его способности, впервые высказал _________. 6. Термин «антропология» в 1501 году вводит в оборот автор работы «Антропология человеческого достоинства, его природы и его особенности» __________. 7. Высшая ступень развития живого на Земле, отличающаяся тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями, есть _______. 8. Способность человека ответственно действовать в соответствии со своими целями и интересами в условиях выбора и познания объективной необходимости. 9. Понимание человеком того, зачем и во имя чего он живет, совершает те или иные поступки, действия. 10. Специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, активность людей, обусловленная их потребностями, интересами и целями. 11. Решающими факторами, позволившими нашему далекому предку выделиться из животного мира, стали ________. 12. Философское учение, акцентирующее внимание на антагонизме природного и социального начал в человеке, приоритете сексуальных импульсов, бессознательного в культуре ___________ 13. «Человек есть мера всех вещей …», - сказал в свое время _______. 14. Кому принадлежит высказывание: «Поприще философии в широком смысле можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3.На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?» 15. Какая эпоха в большей степени обратилась к человеку, поставив его в центре мироздания? 16. Как называется такая картина мира, где человек - центр Вселенной? 17. Главная витальная ценность человека это _________ 18. Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. 19. Процесс усвоения знаний и навыков, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социокультурным окружением. 20. «Природа человека всецело социальна», – так утверждают представители ______ теории. 21. Радость и счастье человека заключены в жизни разумной, духовной, свободной от страхов и предрассудков. Такую точку зрения проповедовал древнегреческий философ ______. 22. Современное философское направление, оперирующее понятиями: «страх», «отчуждение», «забота», «заброшенность», «смерть» как фундаментальными в понимании человеческого бытия. 23. Неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. 24. Система социальных действий, реализующих теоретическое видение человека как высшей ценности. 25. Позиция моральной ответственности за целое (семья, род, общество, человечество), которому принадлежит человек, выражающая то, что человек есть существо, открытое миру и потому «отвечающее за все».
II. Задачи, упражнения, комментарии 1. Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты…», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли…» · Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика философско-антропологического знания? · В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось? · Зачем оно необходимо современному человеку и науке? · Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?
2. С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах…. но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек … Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и, собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…». · Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых? · Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни? · В чем Вы видите смысл своей жизни. Ответ аргументируйте.
3. Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда стремится к свободе. «Без свободы нет человека», - говорил, Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в несвободу.
Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности… Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы».
· Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу? · Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность. Подтвердите примерами. · Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы».
4. С XVIII века на авансцену истории вышла принципиально новая реальность – техника, которая радикально стала изменять и изменяет условия человеческого существования. · В чем это проявляется в современном мире? · Становится ли человек благодаря техническим средствам более гуманным? · Придем ли мы к своего рода мутации человеческого существа, или техника позволит выполнить древний гуманистический проект – построение совершенного, свободного, справедливого общества?
5. Прокомментируйте следующее высказывание Гете: «Свобода начинается с иронии».
III. Заполните таблицы 1. Проблема человека в истории философии
2. Типология личности
3. Проблема антропогенеза
IV. Тематика творческих заданий 1. Потеря смысла жизни как личностный и жизненный кризис. 2. Экология человека. 3. Деятельность, ответственность, свобода. 4. Талант. Что это такое? 5. Человек и техника: перспективы развития.
V. Тесты 1. Впишите ключевое слово: «_______ - философская установка, рассматривающая человека в качестве базисной категории, лежащей в основании систем представлений о бытии, природе, обществе, культуре, долге, благе, свободе».
2. Человек как высшее существо отличается … А) Прямохождением; Б) Сознанием; В) Любознательностью; Г) Самосознанием; Д) Жестами; Е) Речью.
3. Суждение: «…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» характеризует следующий подход к пониманию человека…. А) Биологизаторский; Б) Религиозный; В) Психологический; Г) Социологизаторский.
4. Представителем антропологического материализма был… А) Гегель; Б) Фейербах; В) Маркс; Г) Конт.
5. По мнению Ф. Энгельса, основой антропогенеза выступает… А) Способность к познанию; Б) Наличие инстинкта самосохранения; В) Труд; Г) Способность к общению.
6. Завершите определение: «Процесс усвоения индивидом социального опыта, зафиксированных в нем знаний, навыков, умений, норм поведения, ценностей, называется…».
7. К представителям школы современной философской антропологии относятся … А) Хайдеггер; Б) Сартр; В) Шелер; Г) Плеснер.
8. Соотнесите: Автор Его произведение А) Пико делла Мирандола; 1) «Бунтующий человек»; Б) Гоббс; 2) «Речь о достоинстве человека»; В) Ламетри; 3) «О человеке»; Г) Камю. 4) «Человек - машина».
9. Социальные качества человека, по преимуществу, фиксируются понятием А) Индивид; Б) Индивидуальность; В) Личность.
10. Соотнесите: Автор Его высказывание А) Гоббс; 1) «Человек человеку - друг»; Б) Локк; 2) «Человек человеку – враг»; В) Фейербах; 3) «Человек человеку – брат»; Г) Роттердамский 4) «Человек человеку – Бог»
Дополнительная литература 1. Акимов И., Клименко О. О природе таланта / И. Акимов, О. Клименко. – М., 1994. 2. Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. – М., 1993. 3. Бэкхерст Н. Философия деятельности / Н. Бэкхерст //Вопросы философии. 1996. № 5. 4. Вейнцвейрг П. Восемь заповедей творческой личности / П. Вейнцвейрг – М., 1990. 5. Ильенков Э. В. Что такое личность? / Э. В. Ильенков. – М., 1984. 6. Капустин Б. Г. Современность – как принуждение и как свобода / Б. Г. Капустин // Вопросы философии. 1998. № 4. 7. Киселев Г. С. Кризис нашего времени как проблема человека / Г. С. Киселев // Вопросы философии. 1999. № 1. 8. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. – М., 1984. 9. Петрова Е. Н. Экология индивидуальности: философско-социологический аспект / Е. Н. Петрова. – Екатеринбург. 1992. 10. Проблема человека в западной философии. – М., 1988. 11. Реймерс Н. Ф. Надежда на выживание человечества. Концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс. – М., 1992. 12. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990. 13. Это человек: Антология / П. С. Гуревич. – М., 1998. Далее читайте:А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с. Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие
/ Э.О. Леонтьева. — Русская национальная философия (философский проект).
|
||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |