Народный журнал |
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
|
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Роман-газета детская № 9, 2010РУССКИЙ МУЗЕУМ Мудрости покорный гражданин:Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498 г. Дюрер Альбрехт (1471-1528) — немецкий живописец, гравёр, рисовальщик, теоретик искусства эпохи Возрождения. Родился в семье ювелира. Интерес к рисунку зародил в нём отец, обучивший сына основным приёмам гравировки на металле. С 1486 по 1490 год учителем Дюрера был нюрнбергский гравёр и живописец Михаэль Вольгемут. Значительное влияние на творческое становление мастера оказало путешествие по городам Германии (Франкфурт-на-Майне, Кольмар, Страсбург, Базель), где он знакомится с гуманистами и книгопечатниками, работами М. Шонгауэра.
Автопортрет. 1500 г. Развитие искусства Дюрера происходит на завершающем этапе немецкого Возрождения. С одной стороны, расцвет науки, книгопечатания, гуманистических идей, с другой — драматический общественный накал, связанный с антикатолическим движением и церковной реформой Лютера, ставшей началом Реформации, а впоследствии и Крестьянской войны (1524–1525), отражаются на характере творчества мастера.
Поклонение волхвов. 1504 г.
Алтарь Паумгартнеров. 1502–1504 гг.
Мадонна с Младенцем. 1512 г.
Портрет молодого человека. 1521 г. Образы А. Дюрера далеки от классического идеала красоты, они воплощают в себе богатство и отличительные черты немецких художественных традиций, выраженных в острохарактерном, индивидуально-неповторимом изображении, в самоценности деталей. Значительное место в живописном наследии художника принадлежит портретам. В своих работах Дюрер стремится не только к передаче внешнего сходства с портретируемым, главным для него становится выявление отличительных черт характера своих моделей и отражение их внутренней энергии. В творческом наследии мастера насчитывается около 900 листов рисунков, по своему характеру и многообразию приближающих его искусство к искусству великого Леонардо да Винчи. Рисунок для А. Дюрера — это главный этап в работе над композицией. Он имеет огромную образную силу, являясь основным средством познания мирового устройства. В своих графических работах А. Дюрер впервые в истории немецкого искусства начинает пристально изучать обнажённую натуру. Стремясь найти идеальные пропорции гармонически сложённого мужского и женского тела, он создаёт большое количество рисунков, объединённых одним творческим замыслом («Адам и Ева», 1504; живописный диптих, ок. 1507, Прадо, Мадрид). Многие рисунки А. Дюрера представляют собой определённый человеческий типаж: крестьян, модниц, нарядных кавалеров. Среди его графических работ значительное место занимают путевые зарисовки и беглые наброски, передающие в пленительной естественности открытое восприятие мира, трепет от непосредственного соприкосновения с ним («Моя Агнес», ок. 1494–1497, Аль-бертина, Вена; зарисовка гавани Антверпена, 1522, Альбертина, Вена). В 1494–1495 годах во время путешествия по Италии А. Дюрер создаёт серию пейзажей акварелью с гуашью («Вид Инсбрука», Альбертина, Вена; «Дом у пруда», Британский музей, Лондон, и др.), отличающихся продуманной композицией, со спокойными и величественными пространственными планами, плавно чередующимися друг с другом. Живописные произведения художника 1515–1520 годов отмечены стремлением в простой, безыскусной красоте найти
Шельда у Антверпена. 1520 г.
Четыре апокалипсических всадника. 1498 г.
Меланхолия. 1514 г. гармоничное равновесие форм, цвета и света («Алтарь Паумгартнеров», ок. 1498, Старая пинакотека, Мюнхен; «Поклонение волхвов», ок. 1504, Галерея Уффици, Флоренция). Для алтаря «Поклонение волхвов» характерна совершенная композиция: первый план со спокойными и величественными фигурами Мадонны и трёх волхвов, объединёнными плавным круговым ритмом, через пространственный прорыв гармонично связан со вторым планом, изображающим уходящий вдаль пейзаж. Важнейшее место в творчестве А. Дюрера занимают гравюры, в которых художник наиболее полно выражает беспокойный, мятущийся дух немецкого Ворождения, находящийся в постоянных нравственно-философских поисках. Высшее творческое достижение молодого мастера проявляется в серии из 15 гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), созвучной передовым идеям Германии конца XV века. Изобразительные приёмы гравюр значительно отличаются от живописных работ: усиливается экспрессия образов, напряжение движений, ритм стремительных линий, угловатость и жёсткость форм. События приобретают реальный земной смысл, что подчёркивается изображением персонажей в костюмах эпохи и с современным оружием в руках. Для цикла гравюр «Жизнь Марии» (ксилографии, ок. 1502 — 1505) характерно следование немецким традициям: соединение житейской достоверности и вселенского величия. Особенно популярными среди современников становятся два цикла: «Большие страсти» (ксилографии, ок. 1498– 1510) и две серии «Малых страстей» (гравюры на меди, 1507–1513, 1509– 1511), отмеченные усилением драматической экспрессии. После творческого спада (1514–1519), когда А. Дюрер работает только над официальными заказами императора Максимилиана I, в 1520–1521 годах наступает активный подъём, связанный с его посещением Нидерландов. Этому периоду принадлежит целый ряд графических портретов, выполненных углём, серебряным и металлическим карандашом. Искусство А. Дюрера, с максимальной полнотой отразившее его личность, повлияло не только на формирование творчества современных ему немецких мастеров, но и на развитие немецкого искусства первой половины XVII века в целом. (По материалам книги «Энциклопедия мировой живописи», издательство «Олма-пресс», Москва, 2002) Далее читайте:Дюрер, Альбрехт (Dürer, Albrecht) (1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик и гравер. Художники (биографический справочник).
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|