Александрийская Православная Церковь
       > НА ГЛАВНУЮ > РЕЛИГИИ МИРА > СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ >

ссылка на XPOHOC

Александрийская Православная Церковь

-

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александрийская Православная Церковь

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из старейших автокефальных православных церквей. Другое название - Греко-православный патриархат Александрии. Основана в 30-е гг. 1 в. н.э. Евангелист св. Марк считается египетским апостолом. Во 2 в. в Александрии уже существовала епископская кафедра. Статус патриархата церковь получила одновременно с др. восточными церквами (Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской) на Халкидонском вселенском соборе  (451). В связи со своей древностью Александрийская Православная Церковь пользуется у других православных церквей большим уважением, и имя александрийского патриарха во время торжественных богослужений упоминается по преимуществам чести среди перечня предстоятелей православных церквей вторым (после имени Вселенского патриарха).

Во время патриаршего правления св. Кирилла (ок. 382-444) у него и некоторых других православных иерархов возник конфликт с занимавшим в 428-431 константинопольский патриарший престол Несторием [ок. 390 (по др. сведениям, ок. 380 - 451], который отрицал божественное естество Иисуса Христа. Св. Кирилл добился в Александрии осуждения Нестория, а затем на Эфесском вселенском соборе (431) несторианское учение было объявлено ересью. Большим успехом патриарха Кирилла было и то, что он при поддержке коптских монахов воспрепятствовал попытке Константинополя лишить Александрию её места среди патриархатов. Однако позже православная церковь в Египте понесла тяжёлый урон. Когда на Халкидонском вселенском соборе (451) учение Евтихия (371-455, по другим сведениям, ок. 378-454), отрицавшего человеческую природу Иисуса Христа, было осуждено как ересь, александрийский патриарх Диоскор (ум. 454) воспротивился этому осуждению, поскольку ошибочно расценил постановление собора как нападение на теологическую позицию св. Кирилла. Коптские монахи по традиции поддержали своего патриарха. В результате большинство христиан Египта стали монофиситами, образовав Коптскую церковь. Постановление Халкидонского собора приняла лишь небольшая группа т.н. мелькитов (от слова «мельк» — император) - сторонников византийского императора, говоривших по-гречески и долгое время считавшихся в Египте иностранцами.

После завоевания в 16 в. Египта турками-османами и до того сравнительно небольшая численность последователей Александрийской Православной Церкви ещё более сократилась.

Современная Александрийская Православная Церковь по догматике и культу практически не отличается от других православных церквей. До 12 в. в Александрийской Православной Церкви богослужения совершались, как и в Коптской церкви, по александрийскому обряду [с литургиями Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Кирилла Александрийского], однако позже александрийский обряд был заменён византийским (с литургиями Василия Великого, Иоанна Златоуста и преждеосвященных даров). Богослужение в Александрийской Православной Церкви совершается на греческом и арабском языках. С 1928 в Александрийской Православной Церкви принят григорианский календарь.

Александрийская Православная Церковь считается родиной монашества, к ней, в частности, принадлежал основатель православного монашества св. Антоний Великий (ок. 250-356).

Александрийская Православная Церковь возглавляется патриархом, резиденция которого находится в Александрии. Полный титул патриарха: Блаженнейший и высочайший отец, господин и владыка (имя), папа и патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии и всея земли Египетская, апостол и судья Вселенной. Патриарх стоит во главе Священного синода, состоящего из всех действующих архиереев. Кроме Александрийской архиепископии, управляемой самим патриархом, в Египте имеются ещё 3 епархии: Гермополиса (Танты); Леонтополиса (Исмаилии); Пелузиума [Бур-Сайда (Порт-Саида)] и Кантары.

Под юрисдикцией Александрийского патриархата находится и подавляющее большинство православных епархий в других странах Африки: Ливии, Тунисе и Марокко (епархия Карфагена); Судане (епархия Нубии и Птолемаиса); Эфиопии и Джибути (епархия Аксума); Кении, Уганде и Танзании (епархия Эйренополиса); Замбии, Малави, Мозамбике и на Мадагаскаре (епархия Родезии); в Зим-бабве (епархия Зимбабве); ЮАР [2 епархии - Элписа (Кейптауна) и Иоаннополиса (Йоханнесбурга); ко второй епархии относится также маленькая православная община Ботсваны]; Демократической Республики Конго, Республики Конго, Руанде и Бурунди (Центральноафриканская епархия); Гане, Сьерра-Леоне, Нигерии и Камеруне (епархия Аккры).

На протяжении 20 в. численность приверженцев Александрийской Православной Церкви в Египте неуклонно уменьшалась: со 150 тыс. чел. в 1930 до 80 тыс. чел. в 1953, 30 тыс. чел. в 1970 и 14 тыс. чел. в 1990. Большинство (ок. 80%) сторонников Александрийской Православной Церкви - живущие в Египте греки, имеются также арабы (менее 10%). Православные арабы сосредоточены в основном в Александрии.

Общая численность последователей Александрийской Православной Церкви составляет 0,7 млн. чел. Подавляющее большинство из них - 490 тыс.- приходится на Кению. Африканская православная церковь Кении возникла в 1928 в результате раскола, произошедшего среди англикан этой страны, а в 1946 была принята под юрисдикцию Александрийской Православной Церкви. 80% сторонников этой церкви по этнической принадлежности - кикуйю, 15% - лухья. 120 тыс. приверженцев Александрийской Православной Церкви живут в ЮАР. В подавляющем большинстве это греческие иммигранты и их потомки. В Уганде численность последователей Александрийской Православной Церкви составляет 25 тыс. Африканская греко-православная церковь в этой стране была создана в 1929 в результате откола от местной англиканской церкви небольшой группы её членов. Позже они были приняты под юрисдикцию Александрийской Православной Церкви. В основном православные угандийцы принадлежат к народам ганда и ланго. В Танзании насчитывается 11 тыс. сторонников Александрийской Православной Церкви, среди них встречаются как прибывшие из Кении кикуйю, так и греки (включая киприотов). Во всех др. странах численность приверженцев Александрийской Православной Церкви менее значительна. В большинстве из этих стран (Тунисе, Судане, Руанде, Бурунди, Замбии, Малави, Ботсване, на Мадагаскаре и др.) последователями Александрийской Православной Церкви являются живущие там греки. В Ливии, Эфиопии, Республике Конго, Нигерии и Сьерра-Леоне среди православных имеются как греки, так и арабы (преимущественно ливанцы), в Марокко члены Александрийской Православной Церкви - почти исключительно арабы.

О.Е. Казьмина.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 676.

Далее читайте:

Александрия — знаменитый город древнего мира, основанный царем Александром Македонским в 331 г. до P. X. в дельте Нила.

Александрийские патриархи (биографический справочник).

Антиохийская Православная Церковь - одна из старейших автокефальных православных церквей.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС